-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Art_Dealer

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2006
Записей: 1160
Комментариев: 624
Написано: 17507


«Золотой век русского фарфора и стекла. 1790-1830» выставка.

Пятница, 27 Июля 2012 г. 08:27 + в цитатник

 

«Золотой век русского фарфора и стекла. 1790-1830» - так в Историческом музее назвали соответствующую выставку из  своих фондов. Насколько удачно выбрано название – судить зрителю. Но экспозиция поистине внушительная.

 

Понятно, что и стекольные, и фарфоровые мануфактуры существовали в России и до рассматриваемого экспозиционерами периода. Хотя очень древними они тоже не были – при том, что стекло как таковое умели изготавливать на Руси и в домонгольский период. Но первый стекольный завод возник лишь в середине XVII столетия. Выпускал он, кстати, посуду для Аптекарского приказа – да-да, в жалованной грамоте от Михаила Федоровича это называлось «скляничное дело».

Императорский стекольный завод можно считать основанным Петром. Точнее, впрочем, речь сначала должна идти тут о двух небольших заводах, отвоеванных Петром у шведов (не специально, конечно, а вместе с куском территории). В дальнейшем они соединялись, меняли статус и местоположение, в какой-то момент производство было подарено Екатериной Потемкину, а после его смерти вновь взято в казну. На фоне более примитивных купеческих производств этот завод можно считать экспериментаторским. Если сложной обработки поверхности мы в вещах второй половины XVIII века еще не видим, то разнообразные варианты цветного стекла развиваются успешно. Императорский завод украшает их золотой росписью. Вензели – под дворянской, баронской, а то и графской или княжеской короной – дают представление о социальном статусе заказчиков.

Встречалась, впрочем, не только роспись золотыми красками – в ряде работ мы видим соединение цветного стекла с позолоченной бронзой.

Но кроме того XVIII век любил в декоративно-прикладном искусстве курьезы и шутку. Вот «четырехчастные графины» (в них можно было одновременно налить четыре разных напитка).

А вот это графин-холодильник. Если приглядеться, за его боковой крышкой виден резервуар, который для охлаждения напитка надлежало заполнить снегом или льдом.

А вот – из того же времени – продукция завода из села Милятино (тогда еще Богородское) Калужской губернии. Как видим, здесь цвет – в основном коричневый разных оттенков, а роспись сделана не золотом, а эмалевыми красками. Но зато и доступно такое было куда более широкому кругу.

Впрочем, это еще из времени, когда владел заводом его основатель Яков Немчинов. Скоро завод купят графы Орловы и ассортимент поменяется.

 

Что же до фарфора, то вот он долгое время в Россию только завозился. Первое собственное производство было создано по инициативе императрицы Елизаветы Петровны.

А уже при Екатерине на роль модельмейстера завода был приглашен француз Жан-Доминик Рашетт (переделанный, как положено, на русской почве в Якова Ивановича).  Ему принадлежит, в частности, этот портрет Екатерины на медальоне из бисквита (как и  многие другие популярные изделия завода).

Здесь интересна еще и такая вещь, как специальный сервиз для завтрака – на одну персону. В дальнейшем он обретет популярность и даже получит прозвище «эгоист» (ниже – работа завода Попова, 1810-е годы).

«Этрусский стиль», мотивы античности, входили в моду как раз в конце XVIII столетия. Вот тут – любопытное соединение продукции двух императорских заводов: фарфор и так называемое «молочное» стекло.

В дальнейшем в работах этого стиля формальные мотивы античности только усилятся. Стоящий справа фарфоровый кувшин имеет форму античного сосуда, который назывался «эпихизис».

Но в целом ампир и классицизм несли с собой гораздо более строгие формы, чем нередко избыточно-вычурные барокко и рококо. Что во-первых позволяло зарождающимся фарфоровым заводам легче осваивать технологию, а во-вторых – отыгрываться на росписи.

Вот один из модных в начале XIX века сюжетов – цветочный. Вплоть до стиля ботанического атласа. (Завод Попова.)

А вот и императорский завод – тут в росписи камыши. Стоит и обратить внимание на сложные скульптурные детали в сочетании с простотой основной формы.

Еще один «растительный» сервиз был подарен императором Николаем I своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Тут, кстати, есть интересная сопутствующая информация, дающая некоторое представление о ценах. Сервиз на 60 персон включал 606 предметов и оценивался в 25 тысяч рублей.

Но вернемся чуть назад, в эпоху наполеоновских войн. Именно тогда в оформлении фарфора активно начинает развиваться военно-исторический жанр. Вплоть до карикатур (о чем я рассказывала в блоге на сайте «Дилетанта»  ).

В дальнейшем военную тему будет активно развивать Николай I. Заказанная им серия «военных» тарелок (изображавших, впрочем, уже не бои, а представителей разных видов войск в разной форме) выпускалась императорским заводом довольно долго.

Схожая стилистика – в сервизе князей Юсуповых. Большинство вещей тут также с императорского завода, хотя кое-что – например, центральная чашка – из собственного «фарфорового заведения» в Архангельском.

Но еще более любопытна тут плакетка – она представляет собой не что иное как фрагмент разбитой тарелки, взятый в медную оправу. Дело в том, что автор исходной работы, француз Жан-Франсуа-Жозеф Свебах, работавший одно время в России художник Севрской фарфоровой мануфактуры, сам выполнил тут роспись – это, по сути, картина на фарфоре.

Фигурки из фарфора – по сути, миниатюрную, но вполне серьезную скульптуру – вообще-то ввел в обиход еще при Екатерине упомянутый Жан-Доминик Рашетт (его авторству, в частности, принадлежит серия «Народы России»). Но по-настоящему в моду такая скульптура вошла примерно в 1820-х годах (что, кстати, помогло тогда выжить заводу Гарднера).

А вот интересная техническая новинка того же времени. Пейзажи на тарелках – это оттиски со специально подготовленных граверами досок (исходные же виды принадлежат кисти Сильвестра Щедрина).

Вообще же николаевскую эпоху отличает скорее несколько тяжеловесная торжественность. К «идейному» производству подключались все – эти парные вазы с портретами царствующей фамилии сделаны в Гжели.

Подобные декоративные вазы могли достигать гигантских размеров. Самая большая на выставке – с портретом Петра I – высотой в полтора метра. Да и другие почти не отстают.

«Готический» стиль – с мотивами и колористикой готических витражей – тоже порождение николаевского времени. Огромный сервиз на 150 персон был изготовлен для Зимнего дворца и использовался до начала ХХ века (соответственно, по понятным причинам неоднократно пополнялся). 

«Шинуазри» (китайский стиль) – еще одна модная в 1820-х - 30-х годах тема в фарфоре. (Заводы, соответственно, Попова и Батенина.)

 

Но вернемся к стеклу – здесь тоже появилась своя «готика». Заодно можно констатировать технологические новинки: двухслойное стекло и гранение. 

А вот и орнаментальное гранение (также Императорский стекольный).

Иная манера у Бахметьевского завода. Здесь высококачественное бесцветное стекло и роспись.

А также прелестные шуточные работы мастера Вершинина – двустенные стаканы. Между стенками помещены пейзажи или орнаменты, изготовленные из соломы, мха и травинок. За одну из таких работ Александр I пожаловал автору золотые часы. А всего их сохранилось лишь несколько штук.

 

Сама же выставка будет идти в Историческом музее по начало октября.

 http://echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/912236-echo/

Рубрики:  Статьи о искусстве,художники.
Антиквариат (разное)
Фарфор

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку