-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в apologetik

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 89


Польские христиане-унитариане

Воскресенье, 28 Июня 2015 г. 19:12 + в цитатник
Цитата сообщения Филофоб

Пути “польских братьев”
 

Открываем Библейские чтения....

В городе Енджеёве (Польша) начало действовать первое в Польше, да и на сегодняшний день в мире, общество "Путь польских братьев" ("Szlak Braci Polskich"), сообщает пресса

Основной целью нового общества явялется популяризация исторического и культурного наследия так называемых "братьев-польских" или, как их еще называли, "ариан", проведение научных исследований и архивных изысканий по данной тематике, а также сохранение историко-архитектурного наследия, связанного с "братьями".

"Братья польские-ариане" представляют собой радикальное крыло в реформации XVI-XVII столетия. Они проповедовали строгое Единобожие и отрицали в той или иной мере божественность Христа в его традиционном церковном понимании. К арианам, кстати, принадлежал и выходец из православной шляхты, соратник белорусского первопечатника Франциска Скорины Симон Будный.

В настоящий момент членами общества являются 20 человек, это преимущественно жители Енджеёва и Ченстоховы, интересующиеся историей и идеями "польских братьев". У истоков создания общества стоял житель Ченстоховы, религиовед и предприниматель Роберт Палига.

В ближайших планах общества - организация в конце мая - начале июня концерта ансамбля "Camerata Cracovia", который исполнит музыкальные произведения композиторов "ариан". На концерт планируется пригласить киноактера Ежи Треля, сыгравшего главную роль в фильме об "арианах" кинорежиссера Станислава Яницкого.

В настоящий момент общество зарегистрировано в Ченстохове, однако позднее штаб-квартиру общества планируется перенести в Енджеёв.

Стоит отметить, что даже в ныне либеральной и европейской Польше у сообщества, довольно специфически относящегося к господствующей в стране конфессии, возникли проблемы с регистрацией.

"Мы восемь месяцев ждали регистрации в Кельцах. Воеводском центре, но, в конце концов, нервы у нас сдали, - рассказал журналистам на пресс-конференции председатель общества Роберт Плаский. - Нас все время заворачивали чиновники - то запятая не там, то цитата неверная. Все же мы решили, что собственное здоровье дороже. В самом деле, мы уже начали деятельность, но официально работать не могли, не будучи юридическим лицом и не имея печати. Решили подать на документы на регистрацию в Ченстохове. Там на все процедуры ушел всего месяц".



“Польские братья”, именуемые также в литературе и обиходе “арианами”-интереснейшее явление в истории реформации христианской церкви в Европе в XVI- XVII веках, чье поистине мировое значение для культурного и духовного развития христианского сообщества за пределами Польши пока недооценено, да и практически неизвестно.



 

“Польские братья”, как отдельное течение в рамках протестантской реформации в Польше возникло в 1562-63 годах вследствие раскола происшедшего среди польских кальвинистов. Эту группу, отколовшуюся от меньшинства стали называть “малым собранием (лат ecclesia minor, польск. Zbor maly). “Арианами” в негативно-уничижительном смысле их стали именовать ортодоксальные кальвинисты, оставшиеся в меньшинстве. Сами же члены новой общины предпочитали называть себя “христианами” или просто “братьями”.

Главной отличительной чертой нового движения, которое можно отнести к радикальному крылу христианской информации является строгий монотеизм и антитринитаризм. “Польские братья” верили, что есть лишь Один, Единый Бог, который в христианстве обозначается как Бог Отец и Творец всего сущего. Иисус Христос является человеком по воле Бога-Отца вознесенный до Божественного уровня и воскрешенный после своей смерти. Отсюда и вытекает отрицание “братьями” догмата Троицы, означавшего, по сути, исповедание веры в трех богов. При этом строгое Единобожие прошло процесс определенной эволюции от тринитарной доктрины, сохранившейся также и в большинстве протестантских церквей. Первые проповедники из числа будущих “польских братьев” (например, Гжегож-Павел из Бжезин) исповедовал своего рода “тридеизм”, утверждая,что существуют три испостаси Бога, однако свой строго монотеистический взгляд подчеркивал тем, что Бог –Отец выше Бога-Сына и Святого Духа. Затем появились “двоебожники”, признававшие существование лишь Бога-Отца и Бога-Сына, причем, Сын был ниже Отца. Дух Святой также считался отдельной ипостасью, однако за ним не признавалась Божественная Природа. Постепенно взгляды “польских братьев” все более эволюционировали в сторону идеи, позднее получившей название “унитарианство” ( лат unitas- единство, что в данном контексте означало строгое Единобожие). Унитарианство постепенно стало доминирующим среди “польских братьев”.


 

Jonasz Szlichtyng, видный богослов-унитарианец

В разработку и развитие идей польских унитариан и деятельность общины внесли вклад как поляки (Петр из Гонендза, Марчин Чехович, Ян Немовейски, Шимон Будный) так и прибывшие из Европы, преимущественно из Италии спасающиеся от инквизиции христиане волнодумцы, среди которых особенно следует выделить Лелия и Фауста Социнов (Социни). Последний, по сути cформулировал идеи “польских братьев” в виде полноценной богословской системы. Это стало возможным также и потому, что во второй половине XVI века Польша была самым веротерпимым государством Европы и здесь нашли убежище многие преследовавшие инквизицией и властями своих стран радикальные реформаты.


 

Течение “польских братьев” никогда не было многочисленным. Сегодняшние историки оценивают численность их общин в стране приблизительно в 150 и каждая такая община объединяла в среднем около 200 человек. Однако влияние польских унитариан определялось их качественным, “элитарным” составом. Среди них было много представителей дворянства, чиновничества, тех людей, кого сегодня можно назвать интеллигенцией- поэтов, писателей, ученых. Центрами жизни и деятельности “польских братьев” стали города Краков, Люблин, Новы Сонч, Любартов, Киселин, Ивье и др. Однако особая роль принадлежит Ракову, который называли “сарматскими Афинами”. Здесь в 1600 году возникла т.н. “Раковская Академия”- духовный и культурный центр польских унитариан, у которого был даже собственный издательский дом. Именно здесь был выпущен “Раковский катехизис”-систематическое изложение основ вероучения “польских братьев” .


 

Польская страница истории христианского унитарианства (кстати, первая в дальнейшей истории строгого христианского монотеизма) была перевернута в 1658 году, когда специальным постановлением Сейма Речи Посполитой под названием “Об арианах”, ‘польские братья” были обвинены в пособничестве шведам во время их интервенции в Польшу. В постановлении не содержалось никаких фактов, подтверждающих подобные обвинения, однако его было достаточно,чтобы против “ариан”. Многие ушли в подполье (следы т.н. “криптоарианства” прослеживаются в Польше до конца XVII- начала XVIII столетия. Интересно, что тайные помещения в польских усадьбах, использовавшиеся для собраний “полmских братьев” использовались повстанцами во время восстаний 1830 и 1863 годов). Однако большая часть польских унитариан эмигрировала. И, как говорится, нет худа без добра. “Польские братья” расселились в странах дальних и ближних от своей Родины- в Пруссии, германской Силезии, Трансильвании, на севере Германии и в Нидерландах. В эмиграции унитариане из Польши продолжали свою деятельность и оказали значительное влияние на англосаксонскую научную и общественную мысль. Унитарианами были такие известные люди, как один из отцов-основателей США Томас Джефферсон и не нуждающийся в дополнительных представлениях сэр Исаак Ньютон. Религиозные общины унитарианской направленности в странах Запада начали формироваться лишь в XIX-XX веке, однако среди проживающих в румынской Трансильвании венгров –секеев эта традиция сохранилась с позднего средневековья аплоть до настоящего времени.


Как и другие реформаторы “протестанты” польские унитариане отрицали церковный культ и обряды, признавали крещение лишь в сознательном возрасте. Они отрицали божественность Христа, телесное воскресение в Судный день, однако признавали возможность воскресения души для людей праведных. В сфере, которую можно обозначить как социально-политическую, унитариане выступали за общую собственность и критиковали существующий строй за несправедливость, а католическую церковь- за то. что она освящает этот порядок. Кстати, “польские братья” однозначно выступали за разделение религии, церкви и государства. Считается, что это положение, зафиксированное в “Раковском катехизисе” Томас Джефферсон использовал при написании конституции США. “Польские братья” были убежденными пацифистами, и первоначально отрицали всяческую войну и насилие, символом чего были деревянные мечи, которые они носили на поясе. Правда, позднее часть “братьев” признала возможность ведения войны, если она носит оборонительный характер.


В новейшее время интерес к истории и наследию “польских братьев” возродился уже в 30-е годы минувшего столетия. В годы “социалистической” Польши история радикальной реформации в стране стала предметом очень активного академического изучения, из-за антиклерикального и социал-утопического характера этого течения. В последние годы на фоне активной политической клерикализации господствующего исповедания (этот процесс, характерен, к сожалению практически для всех посткоммунистических обществ) вновь возрождается и ширится интерес к истории и духовному наследию “польских братьев”.

 Девиз "польских братьев": "Scio cui credidi"  -"Ведаю, в кого уверовал"

(Zegar słoneczny z herbem Dębno - Sienieńskich)

Продолжение следует...

manotheist

http://www.uuhs.org/_webapp_1348935/Polish_Brethren_Trail_•_Stowarzyszenie_Szlak_Braci_Polskich

http://www.braciapolscy.com/bracia_polscy_dzisiaj.html

Иллюстрации: 

Серия сообщений "Опровержение "ТРОИЦЫ"":
Часть 1 - Для мусульман о Сыне Бога-Иисусе Христе.
Часть 2 - Бог Один,а не троица.Места из Писания(Библии)
...
Часть 9 - Глава 2 Никейский собор
Часть 10 - Глава 3 Подлинное Никейское изложение
Часть 11 - Польские христиане-унитариане
Часть 12 - Тринитарная библеистика в примерах:ХРИСТИАНЕ-УНИТАРИАНЕ

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку