24 апреля 2009 года войдёт в историю Воронежа как последний день работы воронежских трамвайщиков, а значит, и воронежского трамвая вообще.
И есть печальный повод оглянуться назад. Восемь лет назад наш трамвай отметил юбилей. Последний юбилей?
Примечательно, что вся эта история тоже началась весной: в далёком 1926 году, 16 мая, по воронежским улицам пошёл первый электрический трамвай. Городская управа планировала его строительство ещё в 1914 году, но помешали Первая мировая война, перешедшая в Гражданскую войну, и последующая разруха.
Строительство вышло историческое – за ним следила вся страна, а на открытии движения корреспондентом газеты «Гудок» присутствовал знаменитый писатель Илья Ильф. Считается, что именно пуск воронежского трамвая послужил основой для создания образа старгородского трамвая в романе «12 стульев».
В 1942 году Правый берег Воронежа, а вместе с ним и трамвайная система, были захвачены фашистами. Трамвай разделил судьбу города в полной мере – фашистские танки встретили вагоны на улицах: ведь до последнего момента трамваи использовались для перевозки грузов, подвоза муки, перевозок раненых к госпиталям. Большинство вагонов сильно пострадало, была оборвана вся контактная сеть.
Депо «перепрофилировали» под танковый гараж. Однако стоило воронежцам отбить свой город у врага, и они принялись за восстановление любимого трамвая: каждый трудоспособный воронежец тогда отработал на восстановлении трамвайной сети по сто часов. И когда весной 1943 года по улицам, среди разрушенных зданий, с весёлым звоном пробежал первый вагон, горожане почувствовали, что война и разруха не навсегда, что Воронеж встаёт из пепла.
К 400-летию города воронежцы получили очередные трамвайные подарки – уникальный для Европы Северный трамвайно-автомобильный мост, сразу ставший визитной карточкой нашего города, и трамвайное депо №3 на улице Кривошеина: современное транспортное предприятие, рассчитанное на 150 вагоно-мест.
А затем мэром города стал Александр Ковалёв, который обвинил трамвай во всех смертных грехах. Горожане пропустили тот момент, когда у них начали «воровать трамвай». Делалось всё беззастенчиво: два трамвайных депо, на Левом берегу и в самом центре города, были проданы по цене двухкомнатной квартиры, более полутора сотен чешских вагонов вдруг оказались «100% изношены '''Уже скоро стало ясно, что это привело к ещё большим пробкам, чем раньше (по подсчётам специалистов, в Воронеже маршрутки вносят 47% вклада в образование «пробок»).
К тому, что санитарные врачи, озадаченные ростом лёгочных заболеваний, начали требовать от мэрии восстановить электротранспорт. Ну а про рост аварийности на транспорте не говорил теперь, наверное, только ленивый. Но «герострат» сделал своё дело, и администрация нового мэра – Бориса Скрынникова – уже практически ничего не делала для поворота событий вспять.
Последний удар пришелся по «дорогому подарку» – третьему (но последнему на тот момент) трамвайному парку на Кривошеина: весной 2007 года он был продан за 47 миллионов рублей компании, аффилированной с «Новыми строительными технологиями» (НСТ).
В результате получилось: «что имеем - не храним, потерявши – плачем». Теперь городская администрация занята поисками инвестора для возрождения воронежского трамвая на новой технической основе. Один из проектов будущего воронежского скоростного трамвая был представлен в ноябре 2008 года на конференции «Стратегии и ресурсы развития крупных городов центра России», прошедшей в Воронеже при поддержке мэрии.
Стоимость строительства современного трамвая, обладающего скоростью до 90 километров в час, с бесшумным плавным ходом и не зависящего от «пробок», оценивалась, по проекту, в полтора миллиарда рублей. Реконструкция существующей сети до современного технического уровня обошлась бы гораздо дешевле...
ДЛЯ УДОБСТВА ОБЩЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЙ ВСТУПАЕМ В ГРУППУ
http://vkontakte.ru/club8718841