-Рубрики

 -Я - фотограф

Вышивка на подушках, схемы вышивки.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ALIKSAKS

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Cine-Cinema WiseAdvice

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.02.2011
Записей: 5629
Комментариев: 113
Написано: 5754


Тайны гарема. Часть 1

Понедельник, 11 Февраля 2013 г. 04:18 + в цитатник
Цитата сообщения Mishail_valdai Тайны гарема. Часть 1



Али-бей, герой ислама,

Упоенный сладкой негой,

На ковре сидит в гареме

Между жен своих прекрасных.

Что игривые газели

Эти жены: та рукою

Бородой его играет,

Та разглаживает кудри,

Третья, в лютню ударяя,

Перед ним поет и пляшет,

А четвертая, как кошка,

У него прижалась к сердцу…
(Генрих Гейне)


Название произошло от арабского слова "гарем" - в переводе "запретный".

Сложно представить себе дворец султана без гарема. А гарем привлекает своей таинственной жизнью, европейцам всегда хотелось заглянуть за его стены, красавицы гарема , спрятанные от чужих глаз, казались райскими гуриями. И. конечно,  с точки зрения цивилизованного человека они были бесправными несчастными существами.


В фильме "Гарем" с Настасьей Кински её героиня, похищенная из Нью-Йорка, в ужасе кричит:"У меня же отпуск через две недели! У меня же новая работа! "Для американки счастье - иметь хорошую работу и уйти с неё в отпуск. А в гареме - вечный отпуск и отсутствие необходимости работать. А для восточной женщины - попасть в гарем - это устроить безбедно свою судьбу.


Даже странно, что такая тема не так часто использовалась в кино, можно вспомнить еще фильм "Гарем" с Омаром Шарифом в роли султана и недавний "Последний гарем", красивый костюмный фильм, в котором заметны усилия художников воссоздать на экране живопись Энгра.  Гораздо больше гарем и восточная красочная нега интересовали живописцев, картин с одалисками много и мы даже представляем себе какими они были на самом деле больше по воображаемым образам того же Энгра, чем по реальным источникам.


Я, конечно, не специалист по этому вопросу, потому обращусь к тексту книги Шапи Казиева "Повседневная жизнь восточного гарема", в которой много любопытного с некоторыми своими комментариями. А интерьеры гарема стамбульского дворца и живопись будут иллюстрациями к выдержкам из книги...

Легенды о великих деяниях Соломона живы до сих пор. Как и предания о его великолепном гареме: «И было у него 700 жен и 300 наложниц». (От себя добавлю, что гаремы были, как у Владимира Красное солнышко, который имел 900 наложниц. если легенда не врет, так и Иван Грозный, который не только менял жен , но и прочими девицами не гнушался, недаром его "смотрины", на которые собирались трижды до 1500 девиц вошли в историю).


Некоторые гаремы насчитывали тысячи наложниц. В «Книге рекордов Гиннесса» зафиксирован «официальный» рекорд: «Самым вместительным гаремом в мире был Зимний гарем Большого сераля Топкапы, Стамбул, Турция, построенный в 1589 г. и имевший 400 помещений. Ко времени смещения Абдула Хамида II в 1909 г. количество его обитательниц сократилось с 1200 до 370 наложниц и 127 евнухов».


Гаремы жили своей тайной жизнью, вырабатывая свой особый этикет, развивая традиции, совершенствуя структуру и иерархию и впитывая опыт всего света, особенно по части любовных наук и борьбы с соперницами, секретов обольщения и красоты. В результате возникла своеобразная культура, которая уже тысячи лет цветет и плодоносит под сенью загадочных сералей. А тайны, окружающие этот пленительный мир утонченных чувств, так и остаются тайнами, сколько бы их ни пытались раскрыть. Как аромат духов, формула которых - всего лишь несколько знаков, и не более того.


Вдохновленный популярной пьесой К. Брецнера «Бальмонт и Констанца» Вольфганг Моцарт сочинил оперу «Похищение из сераля», премьера которой состоялась 16 июля 1782 года в Вене. Талант композитора вкупе с экзотическим сюжетом и необычными героями (паша, евнух, янычары, рабы) принесли опере громкий успех. Влюбленный Бельмонт под видом архитектора проникает во дворец Селима-паши, чтобы вызволить свою невесту, захваченную пиратами и проданную в гарем. Побег не удается, но великодушный паша прощает и отпускает влюбленных.


При всей фантастичности фабулы в опере отразились и вполне реальные приметы времени. Дворцы султанов действительно строили европейские архитекторы, а музыку для падишахов сочиняли известные композиторы. Например, брат Гаэтано Доницетти был у султана концертмейстером. Пиратство и продажа пленников на невольничьих рынках тоже были обыденной реальностью. В те времена Средиземное и все остальные моря кишели корсарами, промышлявшими охотой за «живым товаром». В романе Анн и Серж Голон «Неукротимая Анжелика» тонкости этого разбойного промысла изложены со всеми подробностями.


Джордж Байрон в «Беппо» живописал совсем иную картину:



Чадра, гарем, под стражей заточенье,

Мужчинам вход строжайше воспрещен.

Тут смертный грех любое развлеченье,

Которых тьма у европейских жен.

Муж молчалив и деспот в обращенье,

И что же разрешает им закон,

Когда от скуки некуда деваться?

Любить, кормить, купаться, одеваться.

Здесь не читают, не ведут бесед

И споров, посвященных модной теме,

Не обсуждают оперу, балет

Иль слог в недавно вышедшей поэме…



  (Байрон, который бывал в Константинополе и даже переплывал Босфор, несомненно вдохновился восточной темой, что заметно по его "Дон Жуану")


Европу охватила «восточная» эпидемия. Новые образы, чудесные краски, тягучие мелодии, кофе и опиум, прекрасные одалиски и свирепые евнухи, соблазнительные грезы и роковые тайны… Все это воплощал в себе образ гарема, исполненный мистики и такой реальный.


…Устоявшиеся жанры литературы приелись, многие писатели бросились в лабиринт сказочного Востока, черпая сюжеты из этого неисчерпаемого источника». (И художники тоже , для них это не менее благодатная тема - красивые полуобнаженные дамы на фоне восточной роскоши)


Притягательность Востока была столь велика, что сразу три знаменитых французских писателя — Теофиль Готье, Гюстав Флобер и Жерар де Нерваль отправились познавать его тайны, а затем написали книги, которые даже назывались одинаково: «Путешествие на Восток» (во всяком случае, так они называются в русском переводе).


«Полуденная тишина царила вокруг таинственного дворца, где за решетками окон томилось и скучало столько прелестных созданий, - писал Теофиль Готье. - И я невольно подумал о сокровищах красоты, навеки утраченных для людских глаз, обо всех этих изумительных женских типажах — гречанках, черкешенках, грузинках, индианках, африканках, которые угаснут здесь, не увековеченные ни в мраморе, ни на полотне для восхищения будущих веков, о Венерах, которые никогда не найдут своего Праксителя, Виолантах, лишенных Тициана, Форнаринах, которых не увидит Рафаэль.


Какой же счастливый билет в земной лотерее - жизнь падишаха! Что такое Дон Жуан и его mille е tre по сравнению с султаном? Второразрядный искатель приключений, обманутый обманщик, чьи скудные желания - капризы нищего - исчерпываются горсткой возлюбленных, только и ждущих, чтобы их соблазнили, в большинстве своем уже соблазненных другими, имевших любовников и мужей, - их лица, руки, плечи, доступны взглядам каждого, фаты в танце пожимают им пальчики, уши их давно привыкли к нашептыванию пошлых комплиментов. Что за жалкая участь - шататься при луне под балконами с гитарой за спиной и томиться ожиданием в обществе полусонного Лепорелло!


А султан?! Он срывает лишь самые чистые лилии, самые безупречные розы в саду красоты, останавливает взор лишь на совершеннейших формах, не запятнанных взглядом ни единого смертного, на дивных цветках, чья жизнь от колыбели до могилы течет под охраной бесполых чудовищ, среди сверкающего одиночества роскошных покоев, куда не дерзнет проникнуть ни один смельчак, в строжайшей тайне, непроницаемой даже для самых смутных желаний».



(Художник Энгр создал, пожалуй, наиболее выразительный образ одалиски - символа роскошной восточной женщины)


«Дамы министров и придворных довольно часто посещают султанский гарем, - писал Джордж Дорис. - Их визиты не обставлены никакими протокольными правилами и сложными формальностями. Церемониальный наряд, однако, отличается строгостью: девицы - в белом, дамы - в черном платье, длинные манто, береты цвета ферадже с бриллиантовыми эгретами, в волосах — украшения и, непременно, - открытое лицо: ибо халиф единственный среди мусульман, кто имеет право видеть лицо у женщин без яшмака - этой обязательной вуали (сегодня уже прозрачной), которая загадочно туманит черты, утепляет в идеальной белизне свежесть красок лица и заставляет сверкать волшебным блеском прекрасные черные глаза».


«Сераль - значит дворец: это имя дается резиденции государя, а также и резиденциям губернаторов, управляющих провинциями от имени султана. Под словом "сераль" разумеется совокупность дворцовых построек, обитаемых как женщинами, так и мужчинами. Наиболее распространенная часть этих построек предоставляется женщинам и называется гаремом…


Сераль, в котором обыкновенно живет султан, представляет собой громадное мраморное здание, раза в четыре превосходящее размерами петербургский Зимний дворец. Три четверти всей этой массы построек составляет гарем, тогда как мобейн, относительно говоря, является только пристройкой к прочему зданию. Между мобейном и гаремом находится громадная зала с особыми лестницами, подъездами и своей почетной дверью, назначенная для официальных приемов иностранных монархов, посланников, министров и пр.



Независимо от этого главного корпуса существует еще множество пристроек к сералю, обширных зданий, служащих конюшнями, кухнями, складами, казармами и пр. Все эти здания составляют как бы маленький город, тянущийся вдоль Босфора на протяжении приблизительно двух километров».


Гарем состоял из нескольких тысяч помещений различного назначения, из которых сохранилось лишь около трехсот, которые сегодня показывают туристам.



Гаремный комплекс постоянно расширялся и перестраивался, особенно после пожаров и землетрясений, а также обзаводился «филиалами» - виллами на Босфоре и в других живописных местах.



Главной задачей архитекторов и прочих устроителей «Дома счастья» было создание возможных, а порой и невозможных по обычным понятиям, удобств, красоты и особой атмосферы, способствующих наслаждению жизнью и стимулирующих обитательниц полнее отдаваться радостям любви.


Этот великолепный мир, куда избранные попадали через «Въездные ворота гарема», включал роскошно убранные покои жен и их детей, пышные апартаменты матери-султанши, альковы наложниц, школу принцев, жилища евнухов и слуг, комнаты для отдыха и развлечений, бани, сады, пруды с экзотическими рыбками и бассейны, фонтаны, зверинцы, театр, лечебницы и многое другое.


Надежно охраняемый дворец султана включал также несколько мечетей.


Планировку помещений гарема описал и Теофиль Готье:

«Комнаты располагаются анфиладой или выходят в широкий коридор… Апартаменты каждой из жен имеют единственную дверь, открывающуюся в просторный проход, как двери келий - в галерею монастыря. В обоих концах коридора стоят на страже евнухи или бостанджи».


(Художнику Меллингу было разрешено посетить гарем и он зарисовал его внутренний вид.)


Жерар де Нерваль описал покои египетской принцессы (сестры султана) несколько иначе: «Ситт аль-Мульк (первая дама государства) полулежала на подушках в алькове одной из дальних комнат; убранство этой комнаты ослепляло своим великолепием. Свод, выполненный в виде небольших куполов, напоминал пчелиные соты или грот со сталактитами из-за вычурно-сложного орнамента, где перемежались ярко-красные, зеленые, голубые и золотистые тона. Стены на высоту человеческого роста были выложены изумительными мозаичными плитками из стекла; сердцевидные арки грациозно опирались на пышные капители в форме тюрбанов, а те, в свою очередь, покоились на мраморных колоннах. Вдоль карнизов дверей и окон шли надписи карматским шрифтом, изящные буквы которого перемежались с цветами, листьями и завитками арабесок. В центре комнаты бил фонтан, струи кристально чистой воды поднимались до самого свода и падали в круглый бассейн с серебряным звоном, рассыпаясь на тысячи брызг».







источник

Продолжение следует...

Серия сообщений "История":
Часть 1 - Неверотяная история!
Часть 2 - Умер актёр Илья Олейников.
...
Часть 30 - Гарем
Часть 31 - Одалиски
Часть 32 - Тайны гарема. Часть 1
Часть 33 - Тайны гарема. Часть 2
Часть 34 - Танец живота
...
Часть 45 - Танец материков: на закуску - цивилизации !
Часть 46 - Она ушла,чтобы остаться...| Дина Дурбин
Часть 47 - 30 сайтов в помощь родителям школьника


Понравилось: 1 пользователю

Mishail_valdai   обратиться по имени Понедельник, 11 Февраля 2013 г. 11:39 (ссылка)
Спасибо за цитирование!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку