Мария Медичи |
Читайте также: Екатерина Медичи * Жил-был Анри Четвертый * Габриель д’Эстре - любовница великого короля
Ме́дичи - олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Наиболее известны как спонсоры самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. Среди представителей семьи Медичи значится четверо римских пап - Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI, и две королевы Франции - Екатерина Медичи и Мария Медичи. Мария Медичи - вторая жена короля Генриха IV Французского (Генриха Наваррского), родилась 26 апреля 1575 года во Флоренции в семье Франческо I Медичи, который был Великим герцогом Тосканы с 1574 по 1587 год. Мария была одной из 8 детей, родившихся в первом браке Франческо I Медичи с Иоанной Австрийской, младшей дочерью императора Фердинанда I. Она была одной из семи детей, но только она и её сестра Элеонора дожили до зрелости. |
Иоанна Австрийская Портрет кисти Арчимбольдо | Франческо I Медичи |
Иоанна Австрийская (24 января 1547, Прага - 10 апреля 1578, Флоренция) умерла в 1578 году, умер также ее ребенок, родившийся в том же году. Историк медицины Донателла Липпи, проведя исследование останков Иоанны Австрийской, находящихся в церкви в Бонисталло и хранящиеся в глиняном кувшине, установила, что Иоанна Австрийская была отравлена мышьяком. Когда девочек исполнилось только 5 лет, ее мать умерла. Отец буквально спустя 2 месяца женился на своей давней любовнице Бьянке Капелло. Она была женщиной красивой и «чадолюбивой». Так ходили слухи , что она, чтобы привлечь внимание Франциска купила трех еще не рожденных детей (что-то вроде суррогатных матерей), когда они родились, двух девочек убила, а мальчика выдала за своего сына от Франциска.
Бьянка Капелло
Мария мачеху не любила и отказалась участвовать во всех, устраиваемых ею праздниках. Отец с молодой женой уехали в поместье, оставиви Марию и ее братьев и сестер на попечение Франчески Орсини, тети девочки. Вместе с ней воспитывался и ее кузен Вирджинио Орсини, в которого она потом была тайно влюблена.
К сожалению беды Марии только начались со смерть матери. В 1583 году умирает брат Марии Филипп, а через год сестра Анна.
Вскоре и оставшаяся сестра Элеонора выходит замуж за герцога Мантуанского .
Сестра Элеонора
Отец скончался вместе со своей женой 17 октября 1587 года в загородном доме Поджо а Каяно. Официальной причиной смерти была названа малярия, хотя ходили упорные слухи о том, что супруги были отравлены. В 2006 году итальянские ученые провели эксгумацию останков супругов Медичи, вскрыв фамильную усыпальницу во флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Токсикологическое исследование, сделанное группой ученых, среди которых токсикологи Альдо Полеттини из Университета города Пиза, Франческо Мари и Элизабетта Бертол, а также историк медицины Донателла Липпи из Флорентийского университета, показало, что причиной смерти Франческо I Медичи и Бьянки Капелло стало отравление мышьяком.
Практически единственной подругой Марии была Элеонора Галигай.
Дори Леонора (около 1571-1617), прозвана Галигай, молочная сестра Марии Медичи, последовавшая за ней во Францию. Пользовалась огромным влиянием на королеву, которое современники объясняли колдовством.
Отец Марии умирает в 1587 году в результате отравления, на следующий день умирает и мачеха Марии. (Подробности по ссылке выше). На смену ему приходит дядя - Фердинанд I Медичи.
Вскоре начинают подыскивать жениха для Марии. Надо сказать, что потенциальных мужей у нее было много, поскольку ее семья была очень богата и брак с нейбыл выгоен будущему мужу. Но Мария , что нехарактерно для того времени отказывал всем претендентам, хотя среди них были весьма и весьма знатные сеньоры. Причиной отказа было предсказания. Мария утверждала, что старая монахиня предрекла ей стать королевой, поэтому на меньшее она не соглашалась.
Как ни странно, вскоре действительно пришли добрые вести из Франции. Новый французский король Генрих IV просил у семьи Медичи денег в долг, и намекнул, что готов рассмотреть Марию в качестве невесты. Правда он просил ее родных в таком случае замолвить слово перед папой Римским, поскольку тот не давал ему развод с королевой Марго.
Как известно, в то время расторжение брака было сложной процедурой, которая невозможно было осуществить без разрешения папы Римского. Но в данном случае для Генриха такого препятствия не стояло: после того, как он перекрестился из протестантизма в католицизм, что было основным требованием для вступления на престол, и последующего принятия Нантского эдикта 1598 г. о веротерпимости отношения нового короля со Святым Престолом были весьма положительными. Поэтому папа дал Генриху развод.
Переговоры шли долго, иногда совсем сходили на нет, но Генрих все крепче увязал в долгах итальянцам. Он совсем уж было решил жениться на Габриэль де Эстре, но она за несколько дней до свадьбы умерла при загадочных обстоятельствах.
Тогда то и было принято окончательное решение о свадьбе с Марией. Правда пришлось еще поторговаться за хорошее приданое. Но родные не сразу, но согласились на условия короля, ведь Марии было уже 27 лет!
После смерти отца, Мария с братом и сестрами попали под опеку их дяди, брата отца, который к тому времени оставил кардинальский сан, чтобы стать Великим герцогом Тосканским под именем Фердинанда I.
После того как брат и сестра Марии умерли, а старшая сестра Элеонора вышла замуж и стала герцогиней Мантуи, Марии подобрали компаньонку. Это была Леонора Дози, Умная, хорошо образованная Леонора надолго стала фавориткой Марии Медичи. Существует легенда, что сиетская монахиня Пасситея предсказала Марии Медичи будущее королевы, Мария хотела стать королевой именно Франции и никакой другой страны.
Ей не раз делали предложения, но принцесса упорно отклоняла их, несмотря на несладкую сиротскую жизнь при дворе дяди, Фердинанда I.
По социологическим опросам, до сих пор Генрих IV остается самым уважаемым и любимым правителем Франции. Возможно, на создание такого имиджа повлияло то, что в 1610г. он был вероломно убит религиозным фанатиком. Но и дела его говорят о многом: король остановил гражданскую войну, которая грозила Франции настоящим расколом; ввел принципы веротерпимости; позволил Франции нарастить финансовую и политическую мощь и тем самым на момент своей смерти оставил государство одним из лидеров мировой политики.
Но и у такого блестящего монарха были свои проблемы. Как это часто случалось в стародавние времена, его первая жена Маргарита де Валуа не родила ему наследников. Для правителя, который только недавно воссоединил страну и, разумеется, боялся разрушить эту хрупкую конструкцию, отсутствие законного преемника представлялось большой опасностью.
Король обратил свое внимание на итальянских невест, среди которых выделялась Мария Медичи, дочь великого герцога Тосканы Франческо. Уникальность Марии выражалась не в красоте, а в богатствах отца. К тому моменту, когда прибыла делегация от французского короля, Марии было 27 лет, что по меркам того времени означало почти стопроцентное хождение в старых девах до конца жизни. Разумеется, французский король не был столь бескорыстен и деньги играли особую роль в выборе невесты, однако это вовсе не говорит о том, что Генрих подобным браком хотел улучшить финансовое положение страны.
Мария Медичи до замужества
Брак Марии Медичи и короля нельзя было назвать удачным. Генрих IV, который женился на Марии только для того, чтобы избавиться от большого числа долгов, был больше увлечен многочисленными фаворитками, чем своей женой. Исследователи отмечают, что благодаря этому браку Франция могла активно влиять на внутриполитическую ситуацию в Северной Италии. Генрих IV понимал огромную внешнеполитическую и финансовую выгоду этого союза. Мария Медичи стала королевой Франции и принесла в приданое 600 000 экю. Франции удалось освободиться от долгов и улучшить состояние бюджета .
Брак по доверенности Медичи Мария де Анри VI Франции, в лице Фердинанда I, великого герцога Тосканского.
В апреле 1600г. Генрих впервые решил предложить Марии «руку и сердце», сопроводив это богатыми подарками. Чуть позже он вознамерился венчаться, правда, в весьма специфической манере: он отправил нескольких послов во Флоренцию, которые должны были провести церемонию в отсутствие короля. Для этой цели по просьбе короля папа Римский прислал в столицу тосканского герцогства кардинала Альдобрандини. В октябре 1600 г. в палаццо Питти состоялось венчание «по доверенности»: в роли жениха выступил отец Марии герцог Франческо. А уже 17 декабря 1600г. в Лионе состоялась торжественная церемония.
Но брак не дал счастья. Мария была ужасно ревнива, она постоянно затевала ссоры с фаворитками своего мужа. Генрих всегда мог поддержать свою королеву, но никогда не делал этого. Это сильно отдалило супругов. Особенно ненавистно было Генриху IV влияние на неё её прислужницы Леоноры Галлигаи и мужа последней, Кончини.
Однако, 27 сентября 1601 Мария Медичи родила Людовика ХIII, будущего короля Франции, и в течение следующих восьми лет, она родила королю еще пятерых детей (Елизавета, королева Испанская и Генриетта, королева Английская - её дочери). Хотя Генрих никогда не пренебрегал женой, во всяком случае, в первые годы брака, но и любовниц он тоже не забывал. Достаточно сказать, что Генриетта д’Антраг родила сына буквально через месяц после рождения дофина.
Мария не отличалась красотой. До свадьбы Генрих видел ее только на портрете. Правда, повстречавшись с не, он сказал, что она красивее, картины.
Наследник, так необходимый Генриху, родился 27 сентября 1601 года.
Рождение Людовика XIII
Когда он только родился , Мария спросила два раза: "E mashio?" (Мальчик?)
На что Генрих ответил ей:» Душенька, вам пришлось много вытерпеть, но Господь дал нам то, о чем мы его просили, у нас прекрасный сын»
(Надо сказать, что Генрих был очень участливым мужем, всегда трепетно заботился о жене, когда она была беременна или больна)
Еще одна картина на туже тему
По сложившейся традиции в комнату, где рожала королева тутже вошли несколько представителей французской знати, чтобы засвидетельствовать рождение ребенка. В тот момент он еще был связан с матерью пуповиной. Только после этого пуповину обрезали. В комнату тут же набежала толпа придворных. Повитуха пыталась всех выгнать, но Генрих сказал: «Тише, тише. Этот ребенок принадлежит всем. Пусть все радуются!»
Генрих IV играет со своими детьми
Генрих IV, королевская семья и Фуке в Варен
У Марии было 2 сына и три дочери. Еще один сын Николя прожил только 2 года. Вот его портрет.
Один из ранних портретов
Говоря о жизни Марии в то время стоит отметить, что она могла позволить тратить огромные суммы на всякую роскошь. Очень рано она поняла, кто»лучшие друзья девушки». За понравившийся бриллиант она готова была выложить огромную сумму, придворные, которые отказывались продать ей украшение, если оно ей приглянулось, рисковали впасть в немилость.
Например в день крещения дофина на платье было нашито 32000 жемчужин и 3000 бриллиантов. К каким только ухищрениям не прибегала она, чтобы раздобыть деньги на украшения.
Только спустя 10 лет после приезда во Францию Мария добилась собственной коронации.
Мария в платье для коронации
Видимо, Генрих, предчувствуя недоброе, долго не соглашался короновать жену. Увы, он был прав в своих подозрениях. Буквально на следующий день после коронации король был убит наемным убийцей в одном из парижских переулков. >Брак просуществовал 10 лет, 14 мая 1610 года Генрих IV был убит фанатиком-католиком Равайляком. Наследник престола, Людовик XIII, не мог править страной, поскольку еще не достиг совершеннолетия. Началась 10-летняя эпоха регентства Марии Медичи.
Мария Медичи и ее сын Людовик XIII, Музей изящных искусств, Блуа
Состоялся суд над убийцей короля, к счастью для Марии так и не удалось доказать причастность ее к этому покушению. Она честно носила траур по мужу в течении двух лет, отменила все увеселенья. Впрочем, час для потехи действительно был не очень подходящий. Надо было решать много важных политических задач.
После смерти Генриха IV самым главным вопросом был вопрос о том, кто будет регентом при восьмилетнем Людовике XIII. Генрих не оставил конкретного завещания, поэтому между различными партиями дворян были споры: одни придерживались мнения, что должен быть созван регентский совет, другие отдавали бразды правления в руки Марии. В конечном итоге- последние победили.
Мария Медичи, вдова Генриха IV
Став регентшей Франции, Мария Медичи получила расколотую, раздираемую противоречиями страну. Она не была талантливым правителем и никогда не входила в число любимых во Франции государственных деятелей. Мария Медичи за время своего правления прославилась не своими делами, а своим окружением, в котором нашлось место и для откровенных авантюристов и для талантливых государственных деятелей.
Оказавшись у власти, Мария Медичи должна была, прежде всего, решить три основные проблемы, стоявшие перед Францией:
1. религиозная напряженность между католиками и гугенотами;
2. внешняя угроза;
3. недовольство дворян.
Одновременно с получением Марией Медичи регентства был назначен регентский совет. В регентский совет вошли герцоги д’Эпернон, де Гиз, де Майен. В руках регентского совета были сосредоточены основные нити управления страной, что однако не помешало Марии Медичи за время своего регентства разорить государственную казну и изменить внешнюю политику, курс которой был выстроен Генрихом IV.
Мария Медичи предпочитала править вместе со своими фаворитами, она постоянно меняла фаворитов и тратила на них огромные государственные средства.
Политика, проводимая Марией Медичи, серьезно отличалась от курса, намеченного ее супругом. Внешнюю политику Генрих IV проводил и противовес Габсбургам. Мария Медичи, напротив, стала искать соглашения. Вершиной этой политики был французско-испанский союз 1612 г. В договоре одобрялось двойное испанско-французское бракосочетание. Елизавета Французская была выдана замуж за Филиппа IV, ставшего позже королем Испании, а Людовик XIII должен был заключить брачный союз с инфантой доньей Анной Австрийской. Брак был осуществлен из политических соображений в 1615 г., в Бордо, хотя жених и невеста достигли лишь четырнадцатилетнего возраста. Как следствие, этот союз привел к прекращению притязаний в Рейнланде и Италии, отчуждению протестантских союзников в Швейцарии, Рейнланде и в Нидерландах, и тем самым беспрепятственному росту императорской власти.
Франц Пурбюс " Портрет Марии Медичи" , 1611
Мария не любила Людовика и никогда не видела его в качестве правителя страны. По отношению к нему она была очень холодна и предвзята. Незадолго до кончины Генрих сказал:»Конец моей жизни станет началом ваших несчастий. Одно могу сказать точно, зная вас, упрямицу, и предполагая каким упрямым станет он, вы ни за что не за что не поладите» . Как в воду глядел, но войны матери сыном пока еще были в далеком будущем, пока мальчику сложно было сопротивляться своей матери.
Супруги Кончини были главными любимцами Ходили сплетни. Что Кончино и Мария даже были любовниками.
После того, как Мария получила власть в свои руки, итальянец все быстрее стал подниматься по карьерной лестнице. Он, не приняв участие ни в одной битве, стал маршалом Франции и получил имя д’Анкр. Но главной его целью было встать во главе Королевского совета.
Можно сказать, что супруги Кончини оказывали в тот момент огромное влияние на всю политику страны .Начало регентства Марии стало звездным часом для ее любимца Кончино Кончини. Стоит сказать о нем пару слов. Он был племянником одного из министров герцога Тосканского и прибыл с Марией во Францию в 1600 году в надежде сделать карьеру. Первым его шагом стала женитьба на Элеоноре Галигай.
Элеонора Галигай, 1576-1617
Родилась в богатой флорентийской семье и была подругой детских игр Марии Медичи - в будущем французской королевы. После того, как Мария вышла замуж за Генриха IV, Элеонора стала придворной дамой и составила партию всесильному временщику - маршалу Кончини.
Судьба переменчива. Кончини был устранён заговорщиками, а его овдовевшая супруга, вызывающая раздражение своим колоссальным богатством, осталась беззащитна перед лицом юстиции. Обвинение в колдовстве стало легчайшим средством расправы. Имущество Элеоноры Галигай было конфисковано, а сама она приговорена к смерти. Ей отсекли голову и сожгли тело на костре.
Именно Кончино Кончини приписывалось отцовство в отношении родившегося в 1608 году младшего сына Марии Медичи Гастона, носившего с 1626 года до смерти в 1660 году титул герцога Орлеанского. Кончини был одним из величайших авантюристов в истории Франции. Кончино Кончини происходил из сенаторского рода. Став регентшей, Мария Медичи назначила Кончини первым камергером, губернатором Амьена, маршалом Франции. Кончини фактически правил страной. До смерти короля Генриха IV Кончини был шталмейстером королевы. К моменту смерти короля состояние Кончини было одним из крупнейших в Париже (а значит и во всей Франции). Кончини любил пиры и праздники, которые постоянно происходили в его особняке, оценивавшимся в сумму 200 000 экю, на улице Турлон.
Мария Медичи не только постоянно давала ему деньги, но и отдала несколько драгоценных камней из короны. При этом сама Мария Медичи очень любила драгоценности и прекрасно в них разбиралась. Больше всего она любила бриллианты и жемчуг. Известен факт, что на крещение будущего короля, сына Людовика XIII она надела платье украшенное тремя тысячами алмазов и тридцатью тысячами жемчужин. В ее коллекции было 5878 жемчужин. Королева заставляла испытывать ужас тех, кто оказывался обладателем какого-нибудь красивого бриллианта: она изводила его до тех пор, пока ей не уступали желанный камень. Характерной чертой ее правления было то, что ни одно назначение на должность не обходилось без того, чтобы королева не получила денег "на булавки".
По Парижу ходили памфлеты, в которых королева называлась шлюхой, а ее фаворит носил имя какой-то рыбы.
Герцог Тосканский писал: «Чрезмерная нежность Марии к Кончини и его жене отвратительна, чтобы не сказать скандальна» .
Женой Кончино Кончини была Леонора Дози (Леонора Галигаи), молочная сестра королева, также имевшая на нее огромное влияние.
Кончини сумел выманить у Марии Медичи огромную сумму в восемь миллионов экю из казны Франции, чтобы купить Анкрский маркизат в Пикардии. Кончини стал первым дворянином в королевском покое, затем суперинтендантом дома королевы, затем губернатором городов Перрона, Руа, Мондидье, а затем маршалом Франции. Ему удалось стать маршалом, не будучи при этом военным и даже не умея пользоваться шпагой.
Мария Медичи и супруги Кончини.
Став маршалом Кончини начал командовать не только министрами, но и самой королевой. Во Франции, управляемой Кончини, царила анархия, страна стремительно нищала. Однако, королеве удавалось сохранить свою власть даже после достижения Людовиком XIII совершеннолетия в 1614 году. Любовь Марии Медичи к ее фаворитам опустошала государственную казну. Страной фактически управлял Кончини, принцы и гранды предъявляли регентше свои права, чем ввергли Францию в смуту.
Франц Пурбюс Мария Медичи
В 1617 году Кончино Кончини приказал построить деревянный мост от своего дома до Лувра, чтобы было легче добираться до дворца. Парижане называли этот мост «мостом любви». Кончино Кончини не только не пытался развенчать слухи о его отношениях с Марией Медичи, но и всячески их подпитывал. Такое положение вещей совершенно не устраивало молодого короля Людовика XIII, стремившегося взять власть в свои руки и освободиться от влияния матери и ее фаворита. 17 апреля 1617 года по приказу короля Кончини был убит гвардейцами под командованием капитана Никола Витри. Убийство Кончини стало концом правления Марии Медичи.
Еще в 1614 году в окружении Людовика XIII появился Арман Жак дю Плесси, будущий кардинал Ришелье. Особенное впечатление ему удалось произвести на королеву-регентшу, продолжавшую править Францией, несмотря на то, что Людовик еще в 1614 году стал совершеннолетним. Ришелье был назначен духовником королевы Анны Австрийской, супруги Людовика XIII. Ришелье смог добиться и расположения Кончино Кончини - главного фаворита Марии Медичи. В 1616 году Ришелье вошел в королевский совет и занял пост государственного секретаря по военным делам и внешней политике. Ришелье начал активно участвовать во внешней политике, которой он до этого никогда не занимался. Первый год Ришелье на данном посту совпал с началом войны между Испанией и Венецией. Франция на тот момент была военным союзником Венеции, но война была крайне невыгодна Франции, так как грозила ей новым витком религиозных распрей.
Деятельность Ришелье как государственного секретаря была нелегкой и плодотворной: сначала ему пришлось примирять с Марией Медичи мятежных принцев Конде, Сауссона и Буильона, затем он провел реорганизацию армии, и под конец ему пришлось искать выход из сложного международного конфликта между габсбургской Испанией и итальянскими княжествами.
Людовик XIII
Людовик стал полновластным королем. Он 10 дней отказывался принимать у себя мать, посадил ее под домашний арест. Король сказал: «Я буду обращаться с ней как с матерью, но пока не намерен с ней встречаться». Затем Марии сообщили, что она должна покинуть Париж и отправиться в ссылку в Блуа. Кстати, вместе с ней туда отправился епископ Люссонский, который тогда только начинал свое продвижение при дворе. Пройдет немного времени и мир узнает его как Великого кардинала Ришелье. Именно в свите Марии Медичи он делал свои первые шаги.
Замок Блуа.
Однако в апреле 1617 года власть во дворце поменялась. Кончини был убит; Мария Медичи полностью отстранена от власти и заключена в своих апартаментах, а позже сослана в Блуа; герцог де Люинь, который спланировал убийство Кончини, стал фаворитом и советником короля. Ришелье пришлось вернуться в Люсон, откуда его затем сослали в Авиньон, папскую область. За время ссылки в Авиньон Ришелье написал два богословских труда «Защита основных положений католической веры» и «Наставления для христиан».
Французские принцы крови - Конде, Сауссон и Буильон подняли мятеж против короля, что заставило последнего примириться с матерью. В 1619 году Ришелье присоединился к Марии Медичи по разрешению короля, в течение семи лет Ришелье вел активную переписку и с Марией Медичи и с Людовиком XIII.
В феврале 1619 Мария бежала в Ангулем, помирилась с сыном и после смерти Люиня (1621) вернулась в Париж, где снова встала во главе государственного совета.
Мария Медичи была злопамятной женщиной, поэтому она далеко не сразу согласилась на примирение с королем, однако затем пошла на это. В качестве знака примирения она потребовала от сына назначить Ришелье кардиналом. 5 сентября 1622 года епископ Ришелье получил сан кардиналом. Автоматически он вошел и в королевский совет.
Мария Медичи получила позволение вернуться в Париж в 1624 году, к тому времени она не могла обходиться без Ришелье, прислушиваясь к нему во всем. 29 апреля 1624 года Ришелье впервые присутствовал на заседании французского правительства. В августе того же года правительство рухнуло, и Мария Медичи добилась для Ришелье должности первого министра короля, которую он получил 13 августа 1624 года. На этой должности Ришелье находился в течении 18 лет.
Ришелье стремительно делал карьеру. В 1622 году он стал кардиналом, а в 1631 году уже стал герцогом. Его состояние постоянно росло. Власть Ришелье все более усиливалась, он стал неудобен уже не только для Людовика XIII, но и для своей благодетельницы Марии Медичи. Мария Медичи вскоре резко изменила свое отношение к фавориту, став одним из самых яростных его противников.
С именем Ришелье связан знаменитый «день одураченных». День 10 ноября 1631 года стал апогеем интриг против действующего кардинала. Людовик обещает матери (уже не в первый раз) на следующий день отправить Ришелье в отставку. По Парижу тут же разносятся слухи, что Мария Медичи все же победила своего бывшего доверенного придворного. Однако уже ночью Ришелье удается добиться встречи с королем, и никакой отставки наутро не происходит. «Одураченными» оказываются те, кто поверил слухам. Многие из них за это лишаются головы.
В 1631 году Марии Медичи была арестована по приказу Ришелье. Арест состоялся 23 февраля 1631 года в Компенье. Однако, ей удалось бежать в Брюссель.
Напрасно она приводила в движение все рычаги, чтобы удалить ненавистного министра от двора; в так называемый «день обманутых» (11 ноября 1630) она окончательно должна была признать себя побежденной своим противником и в июле 1631 бежала в Брюссель. Удаленная оттуда по требованию Ришелье (1638), она переселилась в Англию, где посещает свою дочь Генриетту, потом в Кельн, где и умерла 3 июля 1642 года в одиночестве и бедности в доме Рубенса в Цветочном переулке.
Только после смерти Ришелье ее прах в 1643 г. был захоронен во Франции в Сен-Дени.
Это ее портрет кисти Ван Дэйка, скорее всего написан именно в этот ее приезд в Англию.
Мария Медичи не показала себя как талантливый правитель, заботившийся о своем народе. Тем не менее, ей удалось внести свой вклад в культурное развитие Франции.
Париж обязан Марии прекрасным Люксембургским дворцом, бульваром Кур Ла Рен, хорошими водопроводами и собранием аллегорических картин Рубенса в Лувре.
Люксембургский дворец - один из красивейших дворцов Франции.
"Из всех приметных больших зданий Парижа и даже всего королевства нет ничего прекраснее этого великолепного дворца", - так восторженно отзывались современники о новой резиденции Марии Медичи - Люксембургском дворце.
Мария Медичи никогда не любила Лувр, который казался ей слишком грязным и мрачным по сравнению с итальянскими дворцами. После смерти Генриха IV она решила построить дворец в итальянском стиле в месте, которое напоминало бы ей родную Флоренцию. С этой целью она купила парк и особняк, принадлежавшие герцогу Франсуа Люксембургскому в пригороде Сен-Жермен. Дворец герцога назывался Люксембург и стал впоследствии малым Люксембургским дворцом. Также она скупала близлежащие поместья.
Территория, которую Мария Медичи приготовила под свой новый дворец и сад, составляла 26 гектаров. Люксембургский сад был разбит в 1612 году. А первый камень будущего Люксембургского дворца был заложен 2 апреля 1615 года. Строительство велось по проекту архитектора Саломона де Бросса. В этой постройки де Брос продолжал развитие приемов, заложенных в композиции дворца Анэ (дворец Дианы де Пуатье, 1552-1560). Основную роль здесь играл главный трехэтажный корпус, расположенный в глубине парадного двора и выходящий противоположным фасадом к обширному саду. Павильоном с куполом отмечен въезд во двор. Таким образом, сохраняя еще систему замкнутого двора, де Бросс, выделил главное здание и трактовал остальные части как подчиненные ему.
Своеобразно были решены фасады дворца с поэтажным применением ордеров и широким использованием рустовки. Прообразом Люксембургского дворца послужило в какой-то мере Палаццо Питти во Флоренции, которое служило резиденцией великих герцогов Медичи, и в котором прошло детство Марии Медичи. Строительство Люксембургского дворца растянулось на десять с лишним лет, что было связано с политическими проблемами. Саломон де Бросс не дожил до конца строительства, его сменил Жак Лемерсье, который к тому времени уже был признанным мэтром французской архитектуры. В 1625 году дворец был открыт.
Стиль Люксембургского дворца считается переходным от ренессанса к барокко. Главные ворота дворца выходили на улицу Турнон, а с обоих сторон от них располагались трехэтажные павильоны. Каждый из этажей павильонов были украшены колоннами в разных стилях: первый - в тосканском, второй - в дорическом, третий - в ионическом. На верхнем этаже здания располагалась терраса. С этой террасы открывался замечательный вид на Люксембургский сад. Люксембургский сад был создан во французском стиле, а западная его часть - в английском. Сад предусматривал значительные территории лесных насаждений и цветочных клумб, а также водоемов. Для водоснабжения сада в 1613-1624 году был специально построен акведук. В 1617 году территории сада была увеличена за счет близлежащей территории.
В XI-XII веках на этом месте находился замок Вовер, пользовавшийся такой дурной славой, что король Филипп-Август не включил его в обнесенную стеной городскую черту. Святые подвижники решились на противоборство с дьявольской силой, и Людовик Святой передал проклятое место картезианцам, основавшим там монастырь. Картезианцы - это монашеский орден, основанный святым Бруно Кельнским, который в 1084 году с шестью приверженцами удалился для отшельнической жизни в пустынь Шартрез (лат. Cartasia, откуда и произошло название ордена), близ Гренобля. Пятый приор Гиго дал в 1134 году ордену устав; в 1176 он был утвержден папой. Картезианцы обязаны были вести весьма строгий образ жизни, соблюдать строгие посты и молчание, заниматься ремеслами, перепиской книг и т.д. Свои доходы они употребляли на постройку церквей. Картезианцы славились своим гостеприимством и благотворительностью. Одним из основных источников богатства ордена было приготовление и продажа ликера «шартрез». Во время Французской революции 1789-1794 годов орден потерял большую часть своих владений и утратил прошлое влияние.
Люксембургский сад со времени своего основания до настоящего момента неоднократно дополнялся и переделывался. В настоящий момент он практически не напоминает первоначальный вариант. Одним из главных украшений сада стал Фонтан Медичи (1624), созданный по проекту Саломона де Бросса. Фонтан Медичи до сих пор считается самым романтичным фонтаном Парижа. В 1861 году Фонтан Медичи был перенесен в другое место.
Марии Медичи не пришлось долго наслаждаться жизнью в своем новом дворце, так как Марии Медичи пришлось покинуть Париж по приказу Людовика XIII. Затем во дворце жил Гастон Орлеанский и Анна Мария Луиза Орлеанская, герцогиня де Монпансье.
Дворец принадлежал королевской семье вплоть до французской революции, а в 1790 году был национализирован. С 1790 года Люксембургский дворец выполнял функции тюрьмы. В бывшей галерее Рубенса был устроен тюремный зал для игры в мяч. Особенности жизни заключенных были таковы, что Люксембургскую тюрьму, как ее называли, считали последним салоном XVIII века.
Скульптура Марии в Люксембургском саду
В начале 1622 года Мария Медичи заказала Рубенсу цикл картин на тему своей биографии. Всего в цикл вошло 24 картины. Мария Медичи решила украсить галереи Люксембургского дворца картинами Рубенса. Одна из галерей должна была быть украшена картинами, представлявшими сцены из ее жизни, а другая должна была быть посвящена Генриху IV.
Перед Рубенсом стояла непростая задача, потому что Мария Медичи не была красавицей, и в ее жизни не было ничего интересного, что могло бы стать сюжетом для картины.
Образ Марии Медичи, запечатленный Рубенсом на картинах, значительно отличается от ее образа на предварительных набросках, которые Рубенс делал с натуры. В творческом наследии Рубенса эскизы вообще занимают чрезвычайно важное место и относятся к лучшему из того, что он создал.
Впервые Рубенс посетил Марию Медичи для обсуждения деталей заказа в 1622 году. Визит длился шесть недель. За это время был осмотрен дворец, намечены размеры полотен, написан парадный портрет Марии Медичи и начаты портреты короля Людовика XIII и королевы Анны Австрийской. Портреты короля и королевы были закончены Рубенсом только к 1625 году. Переговоры с Рубенсом от лица королевы вел ее советник Клод Можи. Общая сумма, которая должна была быть заплачена Рубенсу за работу, составила двадцать тысяч крон.
В этом цикле, известном как аллегорический цикл «История Марии Медичи» Рубенс совместил мифологических и аллегорических персонажей с реальными историческими. Рубенс прибегнул к образам античного мира, как делал постоянно, когда ему приходилось выступать в качестве придворного художника, призванного прославлять монархов и их окружении. Отличающие подобные работы широкий декоративизм, торжественность и вместе с тем открытая лесть чрезвычайно показательны для придворной культуры периода абсолютизма. Цикл картин для Марии Медичи характеризуют эту сторону искусства Рубенса особенно полно. В 24 картинах Рубенс представил различные эпизоды жизни и правления королевы, сочетая элементы подлинной исторической живописи со всевозможными мифологическими фигурами, аллегориями, иносказательными намеками.
В сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, два крылатых гения, олицетворяющих любовь и супружество, держат перед восхищенным королем идеализированное изображение принцессы. Стоящая рядом женщина - аллегория Франции, дает ему совет следовать велению сердца. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Монументальный строй композиций, эффектные архитектурные или пейзажные фоны, богатство колорита определяют несравненные декоративные качества этих больших картин, выполненных при широком участии помощников Рубенса. Рубенс облагородил саму Марию Медичи и противопоставил французских придворных в шикарных одеяниях обнаженным богам и полубогам.
В 1625 году цикл «Жизнь Марии Медичи» был завершен. Рубенс намеревался сразу же приступить к работе над картинами для второй галереи Люксембургского дворца, в которых должна была быть отражена жизнь Генриха IV. Однако, этот цикл так и не был написан. Рубенс сделал несколько набросков маслом, но не смог закончить работу. Кардинал Ришелье был категорически против того, чтобы Рубенс остался при дворе, поэтому написание второго цикла картин постоянно откладывалось и затем было отменено.
Картины цикла «Жизнь Марии Медичи» - это одно из лучших творений Рубенса, принесших славу ему и сохранивших память о Марии Медичи. В настоящее время цикл из 24 картин хранится в Лувре, в специально построенной галерее Медичи в крыле Ришелье. Галерея Медичи - единственный зал, где архитектура переплетается с живописью. Огромный железобетонный портик был специально построен, чтобы создать этот зал 40м х 40м и высотой 12м.
Галерея Медичи в Лувре. Цикл из 24 картин.
1622-1625. Музей Лувр, Париж.
Еще одним положительным моментом периода правления Марии Медичи можно назвать строительство нового водопровода в Париже. Акведук Аркёй в античности снабжал водой здания, имеющие курортное и термическое предназначение. Во времена Лютеции водохранилище располагалось в районе Виссу, на юге Рунжи, а в Париже водопровод был проложен под землей. В 1544 были случайно обнаружены остатки этого водопровода. В самом центре Латинского квартала до наших дней сохранились римские термы Клуни. Акведук приобрёл современные черты во времена Марии Медичи по ее приказу. На участке между улицей Алезия и авеню Рей акведук Марии Медичи проходил параллельно римскому водопроводу, был надстроен еще один функциональный ярус. Он оставался единственным водопроводом до середины XIX века, когда инженер Белгрон начал свои знаменитые работы. В 1613-1624 годах спроектированный архитектором де Броссом по поручению Марии Медичи новый водопровод использовался для орошения садов ее дворца.
Оставила свой след Мария Медичи и во французской моде, введя моду на солнечный зонтик. Солнечный зонтик - появился гораздо раньше, чем зонт от дождя. Он был заимствован с Востока культурными народами древнего времени, у которых он одновременно являлся символом общественного положения, и несли его слуги. В форме балдахина его стала использовать и церковь. Первый солнечный зонтик частного характера запечатлен на древней греческой вазе: он бросает тень на богатую гречанку. Римляне тоже использовали подобное приспособление против солнца и дождя. Античный зонтик от дождя имел форму плоского конуса, а ручка не всегда была посредине. После длительного перерыва солнечный зонтик снова появляется в Италии в XVI веке, сначала как большой складной зонт на несколько персон. У французских зонтов была костяная ручка, и верх делался из вощеного полотна.
Мария Медичи также послужила моделью знаменитой статуе Изобилия, установленной в садах Боболи во Флоренции. Скульптура наделена индивидуальными чертами, обнаруживающими разительное сходство с портретами юной Марии Медичи. Над "Изобилием" работали два скульптора - Джамболонья (Жан Булонь), знаменитый последователь Бенвенуто Челлини, и Пьетро Такка. Статуя, завершенная Такка, была торжественно установлена в садах Боболи в 1637 году, когда Марии Медичи было уже 64 года. Но известно, что Джамболонья, которому семья Медичи покровительствовала, работал над статуей в конце XVI века, во времена юности Марии. Сады Боболи ныне входят в музейный комплекс галереи Питти. Во времена Медичи они были частью городских владений флорентийских властителей. Время правления Марии Медичи не было затем названо «эпохой Марии Медичи», войдя составной частью в «эпоху Ришелье».
Мария Медичи оказалась у власти, благодаря счастливому совпадению - смерти Генриха IV и малолетству Людовика XIII. Необходимо отметить, что ее брак с Генрихом IV был вынужденной меры с его стороны. Король - сакральная особа в абсолютной монархии Франции. Королева - необходимое дополнение к королю, ее первая функция быть ему верной подругой и рожать детей, в первую очередь наследника престола. Подбор королевы не был личным делом короля. Женитьба наследника престола была в компетенции внешнеполитических расчетов. Брак короля служил Франции, укреплению политического положения и политики. От выбора королевы зависела внешнеполитическая ориентация. В данном случае женитьба на Марии Медичи должна была помочь Франции поправить ее шаткое финансовое положение.
Мария Медичи в сущности никогда не правила Францией сама, за нее это делали ее фавориты. Сначала Кончино Кончини, бывший ее фаворитом еще при жизни Генриха IV, а затем будущий кардинал Ришелье, приближение которого стало одной из самых серьезных ошибок Марии Медичи.
На международной арене Мария Медичи проводила происпанскую политику. Чтобы упрочить союз с Испанией, она женила Людовика XIII в ноябре 1615 на Анне Австрийской, дочери испанского короля Филиппа III Габсбурга. Однако юный король больше уделял внимания своим фаворитам, чем жене.
Анна Австрийская
В историю культуры Франции Мария Медичи вошла благодаря знаменитому Люксембургскому дворцу и Люксембургскому саду, циклу картин Рубенса «Жизнь Марии Медичи» и аллее Кур-ла-Рен, с которой началась история одной из главных парижских достопримечательностей - Елисейских полей.
Самый ее пизвестный портрет кисти Рубенса.
P.S. Знаменитый бриллиант Beau Sancy ("Бо Санси"), принадлежавший королевским фамилиям Франции, Англии, Нидерландов и Пруссии, продан на аукционе Sotheby's в Женеве за 9,04 миллиона швейцарских франков (9,67 миллиона долларов).
Камень, оценочная стоимость которого составляла 1,85-3,65 миллиона франков, в результате торгов достался покупателю, звонившему по телефону и пожелавшему сохранить свое имя в секрете.
Во второй половине XVI века бриллиант попал к французскому дипломату Николя де Арле, графу де Санси. В 1604 году камень для своей супруги Марии Медичи приобрел король Франции Генрих IV. Королева желала заполучить бриллиант, "старший брат" которого - знаменитый бледно-желтый бриллиант Sancy ("Санси") - также принадлежал графу де Санси, пока тот не продал его королю Англии Якову I.
По распоряжению Медичи бриллиант Beau Sancy был установлен на ее короне во время коронации в 1610 году. Позднее бежавшая из Франции Мария Медичи была вынуждена продать драгоценный камень штатгальтеру Нидерландов Фредерику-Генриху Оранскому, сыну Вильгельма Оранского. Камень был использован при заключении брака его сына, Вильгельма II Оранского с Марией Стюарт, дочерью короля Англии Карла I и Генриетты Марии Французской (младшей дочери Генриха IV и Марии Медичи).
После смерти Вильгельма II его супруга вернулась в Англию. Камень был заложен для оплаты долгов и только в 1677 году вновь оказался в сокровищнице Оранско-Нассауского дома по случаю свадьбы Марии II Стюарт и правителя Нидерландов Вильгельма III Оранского, впоследствии ставшего королем Англии и Шотландии.
Во-первых, Ее Величество приучила себя кушать медленно и очень маленькими порциями.
Во-вторых, периодически садилась на фруктовую диету. Принцип тот же - маленькие кусочки (причем обслуживала королева себя сама: собственноручно нарезала спелые плоды серебряным ножичком - подарком венценосного супруга) и кушала. Это была неспешная трапеза. И ничего, кроме фруктов, в течение нескольких дней.
Пример оказался заразителен - вскоре все знатные француженки питались исключительно яблоками, апельсинами, ананасами и иже с ними.
Скажешь, на одних яблоках долго не протянешь? У мудрой Марии был ответ и на это. От упадка сил и затяжных депрессий (и, разумеется, все от того же лишнего веса) она спасалась... петрушкой! Шеф-повар королевы превращал заурядный корнеплод в продукт номер один - ежедневно готовилось более ста блюд с его участием.
Надо ли говорить, что автоматически петрушку полюбил и весь остальной двор? Да что там двор! Французы до сих пор без ума от ароматной зелени. И все же слепо идти по стопам Марии не стоит. Во всяком случае не во всем. Например, совершенно не обязательно повторять королевские голодовки - Ее Величество нередко вообще отказывалась от еды либо (если отказаться не получалось) вяло ковырялась в собственной тарелке на протяжении всей трапезы. И той же петрушкой злоупотреблять не стоит.
Медичевский антидепрессант - очень сильное мочегонное, а потому противопоказан при мочекаменной болезни и заболеваниях почек. А при беременности врачи вообще рекомендуют отказаться от петрушки - она сильно стимулирует стенки матки и может спровоцировать выкидыш.
Рубрики: | Искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |