Среди волн
Кисти Айвазовского принадлежит более шести тысяч полотен. Подавляющее большинство — марины, морские пейзажи. К морской тематике в мире более-менее регулярно обращалось немало художников… Но настолько масштабный и плодовитый художник, добившийся настолько виртуозного мастерства в передаче морской стихии — один. Иван Айвазовский.
![](http://img153.imageshack.us/img153/1152/4939ao9.th.jpg)
И. Айвазовский. Морской пейзаж с обломками корабля под лунным светом
Его фамилия неизменно ассоциируется с картиной «Девятый вал» — хотя бы в репродукции ее видел каждый. И даже самая плохонькая репродукция передает парадоксально-праздничное настроение этого полотна. В «Девятом вале» нет ужаса катастрофы и неминуемой смерти — есть сияющая красота и сила вечного моря, своим оптимизмом нивелирующие все человеческие трагедии.
![](http://img62.imageshack.us/img62/2562/6153xh4.th.jpg)
И.Айвазовский. Девятый вал
-----------------------------------------
Одна из лучших его работ - "Черное море" (1881).
![](http://img104.imageshack.us/img104/6274/1881gn4.th.jpg)
И. Айвазовский. Черное море. 1881
И. Крамской о картине Айвазовского "Черное море" сказал: "Это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю".
Волна и небо - две стихии наполняют все пространство картины, где-то далеко маленький силуэт корабля. Едва намеченный кистью, он уже привносит человеческое начало в пейзаж. Само Черное море не спокойно.
Айвазовский называл картину "Черное море. Шторм начинается". За этими словами некоторые зрители видели в картине образ, передающий душевные переживания, показывающий неразрывную связь человека и природы: море волнуется, ритм его валов столь верно уловлен художником, что и зритель начинает ощущать беспокойство, "широту дыхания" природы. Морские волны, как драгоценные камни, вбирают в себя множество оттенков зеленого и синего, их уже не назовешь словами.
-----------------------------------------
У Айвазовского имеются и полотна на «сухопутную тематику», изображающие украинские степи, горы Кавказа и виды различных городов. Крепкие и профессиональные, они, однако, не сделали бы его великим художником. Хотя как выпускник академии он свободно чувствовал себя в любом жанре.
![](http://img115.imageshack.us/img115/3783/1891vm1.th.jpg)
И. Айвазовский. Свадьба на Украине. 1891
![](http://img159.imageshack.us/img159/1034/1869em8.th.jpg)
И. Айвазовский. Цепи Кавказских гор. 1869
![](http://img48.imageshack.us/img48/691/1871wx0.th.jpg)
И. Айвазовский. Караван в оазисе. Египет. 1871
![](http://img163.imageshack.us/img163/7893/4181qi8.th.jpg)
И. Айвазовский. Стадо баранов.
В феодосийской галерее представлены портреты близких художника: его жены Анны, брата Гавриила; несколько автопортретов разных возрастов. А, будучи штатным живописцем Главного морского штаба, Айвазовский написал множество батальных полотен, прославляющих победы российского флота (кстати, сегодня ведь в России и День военно-морского флота).
![](http://img110.imageshack.us/img110/4927/haivazovsky1261853pi9.th.jpg)
И. Айвазовский. Синоп. 1853
Окна мастерской Ивана Айвазовского выходили во двор; моря из них видно не было. «Писать молнии, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры, — утверждал живописец. — Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта». Разумеется, такая уверенность появилась лишь после массы этюдов и набросков с натуры, без счета переделанных в молодости.
![](http://img71.imageshack.us/img71/92/1892ec0.th.jpg)
И. Айвазовский. Гроза. 1892
Он работал легко и очень быстро. Один-два дня - на холст средних размеров. Его морские пейзажи всегда хорошо продавались, и неудивительно, что Айвазовского нередко упрекали в ремесленничестве, эксплуатации в творчестве раз и навсегда найденного технического штампа.
Что-то в этих обвинениях есть. Достаточно подойти вплотную к любому его полотну, чтобы убедиться даже непрофессиональным взглядом: здесь нет ни многослойных мазков, ни сложных комбинаций цвета и тона. Простая, порой почти монохромная заливка основного фона, поверх нее — более светлая пенная сеточка и несколько световых ударов-бликов. Отступите на шаг — и на вас покатится живая, настоящая волна. Очевидная простота техники мастера и подвигает художников на коммерческое копирование его полотен и подражание им. Но… чуть-чуть не попали в тоне — и эффект живой воды превратился в свою противоположность. И ведь практически никому не удается попасть!
Когда «Неаполитанский залив в лунную ночь» выставлялся за границей, журналисты и критики заглядывали за раму картины в поисках искусственной подсветки лунной дорожки. Ничего подобного, разумеется, не обнаружив, удивленно вглядывались в полотно с расстояния десяти сантиметров — и видели всего лишь цепочку контрастно положенных мазков белил с желтоватым оттенком…
![](http://img211.imageshack.us/img211/1025/1850qf0.th.jpg)
И.Айвазовский.Неаполитанский залив в лунную ночь.1850
Айвазовский не повторял выгодный живописный штамп — просто он открыл единственно возможный способ писать живое море, и этот способ ни разу его не подвел.
А экспериментов в его творчестве хватало. Взять хотя бы длинное, во всю торцовую стену галереи, полотно «От штиля к урагану». Различные состояния морской стихии перетекают друг в друга абсолютно естественно, тем самым усиливая эффект чудесной фантасмагории. И мне не показалось убедительным объяснение экскурсовода, что это-де аллегория эволюции человеческой души. Разве Айвазовский нуждался в аллегориях? Он любил море — таким, какое оно есть.
![](http://img46.imageshack.us/img46/3923/ivanaivazovsky1895ym2.jpg)
И. Айвазовский. От штиля к урагану 1895
Огромное полотно в центре экспозиции. «Среди волн»: бурлящих, светлых, пронизанных солнцем. Эту картину, общепризнанную вершиной его творчества, Иван Константинович писал довольно долго (сделайте скидку на внушительные размеры холста!) — целых десять… дней.
![](http://img117.imageshack.us/img117/5513/1898ou6.th.jpg)
И. Айвазовский. Среди волн. 1898
Ему как раз исполнилось 80. Он был молод.