-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в alexis7

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.07.2007
Записей: 460
Комментариев: 3672
Написано: 7416


Прекрасный мир творений И.Айвазовского

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


alexis7   обратиться по имени Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 12:40 (ссылка)
«Добрый гений»

В середине ХІХ века Феодосия была даже меньше, чем уездным городком — скорее, просто большим поселком. На месте теперешней центральной улицы Галерейной протекала горная речка: летом она полностью пересыхала, зато в сезон дождей бежала в море бурным потоком. Вдоль берега моря, там, где сейчас набережная, росли камыши, в зарослях которых феодосийцы охотились на уток.
И вот в эту глушь приезжает столичный богач — вряд ли кто-то, кроме близких, помнил того бедного армянского мальчика — и начинает строить себе у моря особняк в стиле итальянских ренессансных вилл, со слепками классических скульптур на фасаде. (Большое здание галереи Айвазовский пристроил к своему дому позже.) Что ж, богачи, как известно, могут позволять себе какие угодно архитектурные излишества, не заботясь, насколько те вписываются в окружающий пейзаж. Но…
В галерее Айвазовского есть картина под названием «Первый поезд в Феодосии».

И.К. Айвазовский. Первый поезд в Феодосии. 1892

Если не принимать во внимание старинную конструкцию паровоза, пейзаж вполне узнаваем: достаточно выйти из галереи и пройти несколько шагов до железной дороги, идущей вдоль моря. Однако в то время, когда художник писал эту картину, никакой железной дороги в Феодосии не было и в помине! Но немногим позже она появилась — благодаря его же усилиям.
Энергия, с которой Иван Айвазовский взялся за благоустройство, экономическое и культурное развитие родного города, с трудом укладывается в сознании. Кроме железной дороги, он организовал реконструкцию морского торгового порта, и теперь одного из крупнейших в Крыму. На свои средства и по своему проекту основал археологический музей. Выступил одним из инициаторов открытия первой публичной библиотеки. Заботился об архитектурном облике Феодосии, спроектировав здание концертного зала и ряд других…
Не будет преувеличением сказать, что настоящим городом сделал Феодосию именно Айвазовский.
До сих пор извечной крымской бедой является нехватка питьевой воды. Но сейчас трудно себе представить, насколько остро стояла эта проблема в Феодосии времен Айвазовского. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — писал он в обращении к феодосийцам. Художник сам разработал проект водопровода, радикально облегчившего жизнь горожанам. В благодарность жители города поставили ему памятник, известный как «фонтан Айвазовского». С надписью: «Доброму гению».

Фонтан И. К. Айвазовского

Он не был градоначальником, которому бы «по чину» было положено заниматься всем этим. Не был и богатым бездельником, не знающим, куда девать энергию и деньги. У него была своя работа, требующая максимальной отдачи времени и сил: писать картины.
И он их писал
Ответить С цитатой В цитатник
alexis7   обратиться по имени Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 12:49 (ссылка)
Среди волн

Кисти Айвазовского принадлежит более шести тысяч полотен. Подавляющее большинство — марины, морские пейзажи. К морской тематике в мире более-менее регулярно обращалось немало художников… Но настолько масштабный и плодовитый художник, добившийся настолько виртуозного мастерства в передаче морской стихии — один. Иван Айвазовский.

И. Айвазовский. Морской пейзаж с обломками корабля под лунным светом

Его фамилия неизменно ассоциируется с картиной «Девятый вал» — хотя бы в репродукции ее видел каждый. И даже самая плохонькая репродукция передает парадоксально-праздничное настроение этого полотна. В «Девятом вале» нет ужаса катастрофы и неминуемой смерти — есть сияющая красота и сила вечного моря, своим оптимизмом нивелирующие все человеческие трагедии.

И.Айвазовский. Девятый вал
-----------------------------------------
Одна из лучших его работ - "Черное море" (1881).

И. Айвазовский. Черное море. 1881

И. Крамской о картине Айвазовского "Черное море" сказал: "Это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю".
Волна и небо - две стихии наполняют все пространство картины, где-то далеко маленький силуэт корабля. Едва намеченный кистью, он уже привносит человеческое начало в пейзаж. Само Черное море не спокойно.
Айвазовский называл картину "Черное море. Шторм начинается". За этими словами некоторые зрители видели в картине образ, передающий душевные переживания, показывающий неразрывную связь человека и природы: море волнуется, ритм его валов столь верно уловлен художником, что и зритель начинает ощущать беспокойство, "широту дыхания" природы. Морские волны, как драгоценные камни, вбирают в себя множество оттенков зеленого и синего, их уже не назовешь словами.
-----------------------------------------
У Айвазовского имеются и полотна на «сухопутную тематику», изображающие украинские степи, горы Кавказа и виды различных городов. Крепкие и профессиональные, они, однако, не сделали бы его великим художником. Хотя как выпускник академии он свободно чувствовал себя в любом жанре.

И. Айвазовский. Свадьба на Украине. 1891

И. Айвазовский. Цепи Кавказских гор. 1869

И. Айвазовский. Караван в оазисе. Египет. 1871

И. Айвазовский. Стадо баранов.

В феодосийской галерее представлены портреты близких художника: его жены Анны, брата Гавриила; несколько автопортретов разных возрастов. А, будучи штатным живописцем Главного морского штаба, Айвазовский написал множество батальных полотен, прославляющих победы российского флота (кстати, сегодня ведь в России и День военно-морского флота).

И. Айвазовский. Синоп. 1853
Окна мастерской Ивана Айвазовского выходили во двор; моря из них видно не было. «Писать молнии, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры, — утверждал живописец. — Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта». Разумеется, такая уверенность появилась лишь после массы этюдов и набросков с натуры, без счета переделанных в молодости.

И. Айвазовский. Гроза. 1892

Он работал легко и очень быстро. Один-два дня - на холст средних размеров. Его морские пейзажи всегда хорошо продавались, и неудивительно, что Айвазовского нередко упрекали в ремесленничестве, эксплуатации в творчестве раз и навсегда найденного технического штампа.
Что-то в этих обвинениях есть. Достаточно подойти вплотную к любому его полотну, чтобы убедиться даже непрофессиональным взглядом: здесь нет ни многослойных мазков, ни сложных комбинаций цвета и тона. Простая, порой почти монохромная заливка основного фона, поверх нее — более светлая пенная сеточка и несколько световых ударов-бликов. Отступите на шаг — и на вас покатится живая, настоящая волна. Очевидная простота техники мастера и подвигает художников на коммерческое копирование его полотен и подражание им. Но… чуть-чуть не попали в тоне — и эффект живой воды превратился в свою противоположность. И ведь практически никому не удается попасть!
Когда «Неаполитанский залив в лунную ночь» выставлялся за границей, журналисты и критики заглядывали за раму картины в поисках искусственной подсветки лунной дорожки. Ничего подобного, разумеется, не обнаружив, удивленно вглядывались в полотно с расстояния десяти сантиметров — и видели всего лишь цепочку контрастно положенных мазков белил с желтоватым оттенком…

И.Айвазовский.Неаполитанский залив в лунную ночь.1850

Айвазовский не повторял выгодный живописный штамп — просто он открыл единственно возможный способ писать живое море, и этот способ ни разу его не подвел.
А экспериментов в его творчестве хватало. Взять хотя бы длинное, во всю торцовую стену галереи, полотно «От штиля к урагану». Различные состояния морской стихии перетекают друг в друга абсолютно естественно, тем самым усиливая эффект чудесной фантасмагории. И мне не показалось убедительным объяснение экскурсовода, что это-де аллегория эволюции человеческой души. Разве Айвазовский нуждался в аллегориях? Он любил море — таким, какое оно есть.

И. Айвазовский. От штиля к урагану 1895

Огромное полотно в центре экспозиции. «Среди волн»: бурлящих, светлых, пронизанных солнцем. Эту картину, общепризнанную вершиной его творчества, Иван Константинович писал довольно долго (сделайте скидку на внушительные размеры холста!) — целых десять… дней.

И. Айвазовский. Среди волн. 1898

Ему как раз исполнилось 80. Он был молод.
Ответить С цитатой В цитатник
alexis7   обратиться по имени Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 12:53 (ссылка)
«Рожденный смертным…»

Первый раз Иван Айвазовский женился на Юлии Грефс, англичанке по происхождению. Они вырастили четверых дочерей, но затем брак неудержимо покатился под откос. Иван Константинович материально обеспечил свою жену, подарив ей недвижимость в Крыму, и получил развод от Эчмиадзинского синода.

Портрет И. Айвазовского работы А. Тырянова (1808–1859).

Однако юридической силы этот развод не имел, и при вступлении Айвазовского во второй брак Юлия Яковлевна затеяла с ним тяжбу.
Когда Айвазовский женился во второй раз, на молодой вдове, красавице Анне Никитичне Саркизовой, ему было 65, а разница в возрасте супругов составляла три десятка лет. Они жили долго и счастливо, но умерли далеко не в один день. После смерти художника Анна Никитична в знак траура 25 лет (!) не выходила из дому, пережив в затворничестве Первую мировую, революцию и гражданскую войну. Она умерла в 1944 году и была похоронена рядом с мужем.
Там, в ограде древней армянской церкви Св. Сергия в Феодосии, Ивана Константиновича Айвазовского похоронили на 44 года раньше. Он скончался внезапно, ночью, от кровоизлияния в мозг, оставив на мольберте картину «Взрыв корабля», начатую накануне. Художник был похоронен с воинскими почестями, местный гарнизон возложил на гроб адмиральскую шпагу. На могиле высекли надпись на армянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
Еще одна цитата, высеченная в камне; на этот раз при входе в галерею Айвазовского.

Картинная галерея И.К. Айвазовского. Феодосия. Наши дни. Фото предоставила в мое распоряжение Caparis (с другого сайта)

Это выписка из духовного завещания художника: «...Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу...»

Картинная галерея И.К. Айвазовского (внутри). Феодосия. Фото. Наши дни
Ответить С цитатой В цитатник
alexis7   обратиться по имени Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 12:59 (ссылка)
Современное послесловие

В мае прошлого года две картины Ивана Айвазовского стали гвоздем аукциона «Сотбис», будучи проданными: одна — за 270 тысяч долларов, другая — за 54 тысячи. Чем не доказательство абсолютной актуальности художника? И вместе с тем высоколобая критика все чаще подбрасывает мысль: Айвазовский — это попса от живописи. Его картины — коммерческие перепевы мотивов европейских маринистов, приспособленные к потребностям местной публики... Ниспровергнуть тот или иной авторитет в искусстве — лучший способ прослыть его знатоком, современным и независимым в суждениях. Но времена и критики меняются.
…А море на картинах Айвазовского остается живым. И вечным.

И.Айвазовский.Берег моря.Штиль.1843

Основу поста составляет статья Яны ДУБИНЯНСКОЙ
Эта статья помещена с сокращениями, в полном объеме ее можно найти здесь:
http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/405/35685/
Использованы материалы: http://www.rosculture.ru/milestones/day/show/?id=13885#pic438
Часть дополнений моих. Фоторепродукции картин И.Айвазовского взяты с различных сайтов, форумов и интернетовских страниц
Ответить С цитатой В цитатник
Rusinka   обратиться по имени Понедельник, 30 Июля 2007 г. 10:32 (ссылка)
Спасибо за такой интересный рассказ о художнике… Все, что связано с морем мне очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Cherry_LG   обратиться по имени Понедельник, 30 Июля 2007 г. 13:27 (ссылка)
Нет человека, который не знаком с живописью Айвазовского, но каждый год жарким летом приятно вспомнить его великие шедевры и поделиться с друзьями подробностями его жизни.
Спасибо за отклик.
Ответить С цитатой В цитатник
alexis7   обратиться по имени Понедельник, 30 Июля 2007 г. 13:33 (ссылка)
Моя связь с морем неразрывна (еще с детства). Романтика морских путешествий и открытий, морские волны, палитра разных оттенков моря (воды морской), подводный мир...
Самые счастливые минуты, дни... связаны с морем.
Можно бесконечно рассказывать.
А художественная и научная литература: Грин, Стивенсон, Жюль Верн, Каверин, Жак Ив Кусто...
Картины, фото морских просторов...
Rusinka
Пожалуйста :)
Ответить С цитатой В цитатник
alexis7   обратиться по имени Понедельник, 30 Июля 2007 г. 13:38 (ссылка)
Исходное сообщение Cherry_LG
Нет человека, который не знаком с живописью Айвазовского, но каждый год жарким летом приятно вспомнить его великие шедевры и поделиться с друзьями подробностями его жизни.
Спасибо за отклик.

Cherry_LG
Именно так: поделиться с друзьями подробностями его жизни
Пожалуйста :)
Ответить С цитатой В цитатник
L_dinka_   обратиться по имени Вторник, 28 Апреля 2009 г. 01:34 (ссылка)
ребята пришлите пожалста ;смерть императора; если есть у кого/ заранее багодарен Bopoha@mail.ru
Ответить С цитатой В цитатник
L_dinka_   обратиться по имени Вторник, 28 Апреля 2009 г. 01:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Cherry_LG

о как же можно обсуждать такое не в он лайне только активно и в живую
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 25 Января 2010 г. 15:58 (ссылка)
Много армян во всем мире приобрели известность
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Суббота, 23 Апреля 2011 г. 18:20 (ссылка)
Арт-рисунок: - культура искусство галерея новости
art-drawing: информационно-образовательный ресурс мировой культуры и искусства. Галерея картин и биография художников.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку