PURAN UTILITIES - БЕСПЛАТНЫЙ НАБОР ПОЛЕЗНЫХ УТИЛИТ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРА |
Puran Utilities состоит из богатой коллекции утилит, направленных на оптимизацию и ускорение работы вашего компьютера, включая все, что необходимо для полного обслуживания системы.
Метки: компьютер |
ЭТИМОЛОГИЯ НЕКОТОРЫХ НАЗВАНИЙ СТРАН МИРА |
Афганистан - возможно, от 'Upa-Ghana-Stan' (на санскрите "земля объединенных племен").
Албания - земля горцев. Корень "Алб" означает "белый" или "гора". Предполагается, что горные племена из современного Косово принесли свой горский этноним на узкую прибрежную равнину. Используемое внутри страны название Shqiperia означает "земля орла". Возможно, орел был тотемом племени.
Алжир - от названия столицы Алжир (Algiers), что на французском Alger, на арабском - Al Jazair (остров).
Андорра - происхождение неизвестно. Возможно, иберийское или баскское.
Ангола - от ngola, титула, используемого монархом в доколониальном королевстве Ндонго.
Аргентина - от латинского "аргентум" (серебро). Купцы использовали аргентинскую реку Рио-де-ла-Плата (Серебряная река) для транспортировки серебра и других сокровищ из Перу. Земля вниз по течению и стала известна как Аргентина (Земля серебра).
Австралия - от "неизвестная южная земля" (лат. terra australis incognita). Территория была названа ранними европейскими исследователями, которые верили, что австралийский материк был гораздо больше, чем они пока открыли. Путешественник Мэттью Флиндерс (1774-1814), который первым исследовал австралийский берег и сделал его карту, использовал термин "Австралия" в своей работе.
Австрия - "восточное королевство", к примеру, сравните с современным немецким языком: Osterreich. В 9 веке Австрия была крайней восточной территорией в составе Франкской Империи, а также пограничной зоной германских поселений со Славянской землей. Карл Великий назвал страну Ostmark ("восточная пограничная территория"). В 11 веке впервые появился термин Ostarrichi.
Азербайджан - "земля огня" (от пожаров на поверхности древних нефтяных бассейнов) Античное название Atropatene на арабском стало произноситься как Азербайджан.
Метки: интересное |
БИОТИН ДЛЯ ВОЛОС И КОЖИ. ЧЕМ ОПАСЕН ДЕФИЦИТ И КАК ПОДОБРАТЬ ДОЗИРОВКУ? |
Есть масса причин, почему миллионы людей ежедневно принимают биотин. Одни хотят остановить волосопад и улучшить состояние волос. Другие хотят поддержать здоровье и молодость кожи, принимая его как витамины для красоты. Третьи по совету специалистов принимают биотин во время беременности и грудного вскармливания, чтобы предотвратить риск возникновения врожденных дефектов. В этом обзоре расскажу, кто в зоне риска, как работает биотин для волос и кожи. И как бонус — рейтинг лучших добавок по оценке медицинского центра при университете Мэриленда.
Метки: здоровье |
САМЫЙ СУРОВЫЙ РУССКИЙ ФОТОГРАФ |
Кажущиеся опасными фотографии на самом деле сделаны под пристальным вниманием дрессировщиков. Так получились кадры с медведем, символом древней первобытной силы, обнимающим хрупкую принцессу, оленем, тигром и многие другие. Но даже без дрессированных животных фотографии Катерины Плотниковой обладают какой-то мистикой, тайной и очарованием. А девушки-модели источают царственную безмятежность. Увидев работы Катерины Плотниковой однажды, их уже невозможно спутать с какими-либо другими. Проникнитесь и вы вместе с нами атмосферой сказки.
Метки: интересное |
ВЕРСАЛЬ — ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ДВОРЕЦ, В КОТОРОМ НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО ТУАЛЕТА |
Жемчужина французской архитектуры и великолепный дворец тщеславного монарха, Версаль создавался, чтобы подчеркнуть все величие «короля-солнце» Людовика XIV. Но на всю роскошь тут не было предусмотрено ни одного туалета.
Метки: интересное |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — ВИД СВЕРХУ |
Американский фотограф Амос Чэппл (Amos Chapple) побывал в Санкт-Петербурге. Полную достопримечательностей Северную столицу каждый год фотографируют миллионы людей, но Амос выбрал нетривиальный способ съемки. Он использовал небольшой дрон, чтобы поднять свой фотоаппарат высоко над улицами, каналами и соборами города на Неве и сделать впечатляющие кадры с высоты.
Метки: интересное |
ВАЖНЫЕ ВИТАМИНЫ ДЛЯ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ |
Кожа – это наружный покров нашего тела, самый большой по площади орган, насчитывающий от 300 до 350 млн клеток, которые постоянно обновляются. Волосы и ногти – это придатки кожи, по строению они близки к верхнему слою кожи – эпидермису. Состояние кожи, волос и ногтей сильно зависит от общего состояния организма, и многие внутренние болезни сразу же отражаются на нашей внешности. Особенно это касается заболеваний пищеварительной системы, кишечника, легких и сердца, печени. Состояние кожи, волос и ногтей сильно зависит от общего состояния организма, и многие внутренние болезни сразу же отражаются на нашей внешности.
Метки: здоровье |
История магнитного компаса |
Отрывки из книги В.И.Корякина, А.А.Хребтова
"От астролябии к навигационным комплексам"
РОДОСЛОВНАЯ МАГНИТНОГО КОМПАСА
(продолжение)
КОМПАСЫ В РОССИИ
Россия до петровских времен была оторвана от теплых морей. Русский человек осваивал мореплавание на севере, куда привело его из новгородских земель желание уйти от нищеты, стремление к освоению богатых пушным и морским зверем, птицей и рыбой лесов, рек и морей. Началось это освоение в первой половине XI в. Новгородцы смело выходили в Студеное море осваивать острова и побережья. На своих ушкуях и лодьях они совершали походы в Норвегию, а с XIII в. вдоль кромки льда и на остров Грумант (Шпицберген).
В конце XV — начале XVI в. русские освоили путь вокруг Скандинавии и ходили в Данию и Испанию. Поморы хорошо ориентировались по берегу, а удаляясь от него, умело руководствовались звездным небом. Описания морских путешествий говорят о том, что магнитный компас русские мореходы начали применять не позже XIII—XIV вв. Проникнуть на север он мог или с запада, куда не раз наведывались поморы, или с юга, из Индии, по пути, которым прошел Афанасий Никитин.
12 августа 1597 г. голландская северная экспедиция Баренца встретила в море русский корабль и попросила помощи в определении направления на Канин Нос. Русские показали голландцам свой компас, показания которого не отличались от голландского, и помогли определить, каким курсом надо следовать.
По некоторым сведениям, еще в XIV—XV вв. у поморов были небольшие компасы в виде коробочки из кости или дерева диаметром около 5 см. В центре коробочки на шпильке помещалась намагниченная игла. Такой компас поморы называли “маткой” и носили его в специальном кожаном мешочке. Поскольку при изготовлении компаса была применена мамонтовая кость, широко распространенная на севере России, но неизвестная до XVII в. на Западе, можно с уверенностью утверждать, что такие компасы изобретали сами поморы.
В 1941 г. на острове Фаддея и на берегу залива Симса были обнаружены следы зимовья русских мореходов 1617—1620 гг. Среди уцелевших вещей оказались остатки шести навигационных приборов, оригинальных компасов — солнечных часов и детали бронзового компаса. Компас — солнечные часы был изготовлен из мамонтовой кости и представлял собой корпус с крышкой. Посреди корпуса — выточенная камера, в которой на шпильке помещалась намагниченная стрелка. Между крышкой и корпусом была натянута нить, которая при открывании удерживала крышку в вертикальном положении. На внутренней стороне крышки была нанесена сетка с циферблатом для отсчета времени по тени, отбрасываемой нитью. По компасной стрелке прибор устанавливали так, чтобы число 12 циферблата было обращено на север, в этом случае тень от нити позволяла снять отсчет времени. Размеры компаса — солнечных часов были такими: длина 35, ширина 25 и высота 12 сантиметров.
Бронзовый компас-часы также имел свои особенности. Вместо стрелки у него была картушка со знаком N, а время определяли по тени не от натянутой нити, а от бронзового треугольника.
Об использовании поморами магнитных компасов говорят и многочисленные архивные документы. Так, в приходно-расходных книгах Соловецкого монастыря за 1645 г. сказано, что монастырь “купил лодейных восемь маток, дано 24 алтына”. В 1667 г. Крестный монастырь выдал компасы кормщикам, отправлявшимся на четырех лодьях в Поной и Яренгу. В 1678 г. Антониево-Сийский монастырь, отправляя на лодье промышленника Семена Тарабакина, купил “лодейную матку-вставку для морского пути”. Компасы, по-видимому, изготавливались в Холмогорах. В 1701 г. Соловецкий монастырь закупил там сразу восемнадцать компасов. Компасы эти были двух типов: ручные, наподобие найденных на острове Фаддея и “вставные”, устанавливаемые на корабле возле рулевого. Вставные уже имели кардановые кольца и нактоуз. Так, в 1696 г. архирейский дом купил “матку в Муранский ход на новую лодью... Матка на дугах, в дубовом станку, добрая, дано 20 алтын”.
Компасами были оснащены суда Ивана Ерастова, совершившего в 1636—1640 гг. поход на Индигирку,
и кочи Дежнева, на которых он в 1648 г. обогнул Чукотский полуостров и открыл пролив между Азией и Америкой. В знак особого уважения к компасу этот прибор был изображен на паперти собора в Холмогорах.
Со строительством Петром I Адмиралтейской верфи налаживается одновременно и изготовление там компасов. Работы эти велись еще вручную и качество компасов зависело от искусства мастеров. Для этих целей Петр приглашал специалистов из-за границы, но помощников им заставлял назначать из русских. Однако кустарное изготовление компасов не могло удовлетворить быстро растущий флот, и 1 июня 1721 г. “по чертежу, как показано рукой его Царского Величества” при Адмиралтейской верфи был заложен фундамент инструментальной мастерской по изготовлению компасов, песочных часов, солнечных часов с компасом для определения “полудня в ясную погоду”, чертежных инструментов, зрительных труб и других приборов. В целом при верфи числилось девять “компасников”, в задачу которых входило “...компасы мастерством делать и смотреть, чтобы иглы, на чем компас вертится, были остры и крепки и не скоро бы смалывались. Также чтобы проволока на компасе к N и S была натерта магнитом, дабы компас мог быть верным, в чем надлежит крепкое смотрение иметь, ибо в том зависит ход и целость корабля”. Для контроля за правильностью работы судовые компасы ежегодно после окончания компании сдавали в мастерскую для проверки.
Компас петровского времени представлял собой квадратный деревянный ящик, в котором крепилось поворотное кольцо. Внутри этого кольца подвешивался медный котелок, на дне которого была укреплена острая шпилька, на которую опиралась картушка с намагниченной природным железняком стрелкой из отрезка проволоки. На стеклянной крышке котелка устанавливалось визирное устройство для определения азимутов светил.
В 1732 г. изготовление компасов и надзор за их установкой и использованием выполняла специальная компасная мастерская, созданная при Интендантской экспедиции и размещавшаяся в Главном Адмиралтействе. Позже работы с компасами стала также осуществлять и мастерская математических и физических инструментов, учрежденная в 1752 г. при Морском Шляхетском кадетском корпусе.
Однако качество компасов было посредственно. Известный русский гидрограф вице-адмирал Г. А. Сарычев сообщал 3 февраля 1803 г. морскому министру Чичагову:
“Редко бывает, чтобы на каком корабле из всех компасов два согласны были один с другим, разность иногда простирается до 4°. Такая неверность происходит оттого, что:
Не со тщанием и не точным размерением делают строения корпусов компаса.
Магнитные стрелки делают не из самой лучшей крепкой стали, отчего сила магнитная не может в них долго держаться.
Намагничиваются они по старинным правилам, признанным от физиков недостаточными”.
В целях улучшения качества компасов в 1804 г. было принято решение сосредоточить их производство в одном месте — мастерской мореходных инструментов. Она размещалась на Васильевском острове в Петербурге и была причислена к Адмиралтейскому департаменту.
В 1806—1809 гг. для объединения производства всех морских инструментов в районе Большой Охты в центре бывшей крепости Ниеншанц было возведено семиэтажное деревянное здание — Паноптическое инструментальное заведение, в котором, как доносил вице-адмирал Г. А. Сарычев, компасы “с 1816 г. производятся с величайшей тщательностью и компасные стрелки делаются из самой лучшей шведской стали... стрелки намагничиваются искусственными магнитными пластинами вдруг при двойном прикосновении оных. Все сим вновь сделанные компасы свидетельствуются назначенным от Адмиралтейского департамента штурманом 7-го класса Ковровым, и по поверке на линии меридиана в доброте и верности клеймят знаком Адмиралтейского департамента”.
В то время на каждую эскадру для наблюдения за компасами и склянками, т. е. песочными часами, назначался “опытный художник” с учениками.
Кроме Петербурга компасы продолжали изготавливать и в мастерских Архангельского порта.
Здесь работали отличные мастера компасного дела, которые не только копировали зарубежные образцы, но и пытались изобрести свои. Так, в 1806 г. архангельский компасный мастер Ушаков предложил конструкцию компаса в свинцовом корпусе с хрустальной топкой. Изготовленный компас был испытан в море, но показал себя неустойчивым и был возвращен автору “цдя исправления”.
В 1818 г. после пожара Паноптическое инструментальное заведение перевели в Адмиралтейские Ижорские заводы, в г. Колпино, где оно просуществовало до 1858 г., после чего вновь было возвращено в Петербург в здание Адмиралтейства и вошло в состав учреждений Гидрографического департамента. К этому периоду в мастерской “выделывались для строящихся судов новые инструменты, а именно судовые компасы разных систем с осветительными приборами, шлюпочные компасы с жидкостью, барометры, искусственные горизонты и лоты Брука”. Широко проводились в России и теоретические исследования.
Великий русский ученый М. В. Ломоносов, занимаясь исследованиями, связанными с определениями склонения и учета его в показаниях компаса, впервые в мире разработал систему установки компасов на корабле, “вымыслил” ряд новых приспособлений, в частности конструкцию компаса-самописца, автоматически регистрирующего отклонения корабля от заданного курса. Цель эта достигалась тем, что к картушке с помощью легкого обруча прикреплялся карандашик, который регистрировал на перемещаемой посредством часового механизма бумажной ленте линию курса.
М. В. Ломоносов исследовал причины неустойчивой работы компасов. Он пришел к выводу, что это происходит из-за несовершенства конструкции приборов и неучета склонения, рекомендовал изготавливать компасы с большой картушкой, позволявшей снимать отсчеты курса с точностью не ниже 1°. Для определения и учета склонения в корабельных условиях им был предложен специальный прибор.
Выдающийся ученый Л. Эйлер (1707—1783) исследовал законы изменения магнитного поля Земли, стремясь разработать строгие математические методы расчета склонения в любой точке земной поверхности. Русский физик академик Петербургской Академии наук Ф. У. Т. Эпинус (1724—1802), работая над практической задачей создания сильных постоянных магнитов, применяемых в первую очередь для намагничивания компасных стрелок, написал работу о способах “поправления морского компаса и магнитных стрелок”, а также ряд работ по математической теории электричества и магнетизма.
Большое значение для магнитно-компасного дела имели экспериментальные работы русских моряков по вопросам девиации. В 1817 г. вице-адмирал Кроун доносил морскому министру о том, что во время последней кампании при плавании от Кронштадта до берегов Франции и обратно на судах его эскадры были замечены “большие неисправности в компасах”. Государственный Адмиралтейский департамент дал указание инспектору штурманского училища разобраться со штурманами в этом вопросе. По мнению штурманов, неприятности с курсоуказанием происходили из-за потери в стрелках компасов магнитной силы, которая пропала вследствие применения недостаточно доброкачественной стали и намагничивания стрелок “несогласно с наставлениями, показанными в Математических науках...” Однако, как показали обследования, стрелки имели надлежащую магнитную силу и главная причина, как указал вице-адмирал Г. А. Сарычев, под руководством которого проводились исследования, состояла в “неправильности действия железных вещей, близ компасов находившихся (висячие железные пиллерсы над шканцами и ружья под шканцами близ нактоузов)”.
Давая заключение о работах английской экспедиции 1818 г. по девиации компасов, Г. А. Сарычев писал, что в русском флоте исследования по девиации ведутся уже более 40 лет, и отмечал, что “для отвращения сего действия железа на компас мореплаватели на многих наших судах старались удалить от нактоузов близлежащее железо”. По предложению Г. А. Сарычева русская Адмиралтейств-коллегия издала инструкцию об удалении на судах от компасов железных предметов и замене ближайших к компасу железных креплений медными.
Первые известные нам практические опыты определения девиации в России были выполнены штурманом 12-го класса Ф. А. Халезовым в 1821 г. в Свеаборгском порту. Он же участвовал в 1824 г. в работах знаменитого русского мореплавателя И. Ф. Крузенштерна по определению девиации на бриге “Олимп” на Ориенбаумском рейде в районе Кронштадта.
Однако наиболее значительные работы по магнитно-компасному делу были выполнены офицерами русского флота, положившими начало отечественной школы компасного дела, И. П. Белавенцом (1829—1878) и И. П. Колонгом (1839—1901).
И. П. Белавенец после выпуска из Морского кадетского корпуса быстро зарекомендовал себя высококлассным штурманом и уже в 1852 г. в возрасте двадцати двух лет участвовал в походе фрегата “Паллада” на Дальний Восток. В эскадре адмирала Е. В. Путятина во время двухгодичного плавания И. П. Белавенец особое внимание уделял наблюдениям за магнитными компасами. Его глубоко и надолго заинтересовал этот небольшой, но капризный прибор, от точности которого зависели безопасность и точность плавания корабля. Внимание к компасам не пропало даром — со штурманской точки зрения поход “Паллады” был весьма успешным и за усердие в службе И. П. Белавенец был награжден за этот поход орденом Св. Анны 3-й степени.
В 1858 г. лейтенант И. П. Белавенец был направлен в качестве штурмана в Северную Америку для приемки построенного там для русского флота фрегата “Генерал-адмирал” и перевода его в Петербург. Благодаря тщательному наблюдению штурмана за магнитными компасами, ежедневным определениям его девиации фрегат в туманную погоду благополучно вошел в Английский канал и, не снижая скорости, прибыл в Шербур (Франция). Переход из Нью-Йорка в Кронштадт занял всего девятнадцать дней, что по тому времени было рекордом.
Авторитет Белавенца как высококлассного штурмана и специалиста по магнитно-компасному делу быстро рос. Этому способствовали не только его успехи по службе, но и серьезные научные исследования. В этот период он опубликовал в “Морском сборнике” ряд своих работ по исследованиям магнитного компаса. Когда в 1863 г. встал вопрос о проводке в Россию построенного в Англии первого русского броненосца “Первенец”, выбор пал на И. П. Белавенца. Задача эта была далеко не из простых. Как и где установить на корабль водоизмещением 3000 тонн, в основном состоящий из железа, компасы, чтобы они работали нормально? Как они поведут себя после спуска на воду, ведь корабль на стапеле под воздействием магнитного поля Земли превратился в мощный постоянный магнит?
Для выбора места установки компасов, а их было пять, Белавенец провел на корабле тщательные магнитные исследования и убедился, что даже в наивыгоднейшем в магнитном отношении месте девиация компаса достигла бы 46°. С таким курсоуказателем плавать нельзя, а уничтожение девиации на подобных кораблях тогда еще не практиковали. Белавенец впервые в мировой практике решил размагнитить корабль, поставив его для дальнейшей достройки после спуска на воду на курс, противоположный курсу постройки. Решение увенчалось успехом — девиация уменьшилась с 46 до 16°. В течение плавания в Россию Белавенец тщательно следил за показаниями компасов, не упуская ни одной возможности определить девиацию, что обеспечивало точное счисление, и 5 августа 1863 г. благополучно привел корабль в Кронштадт.
О высокой оценке работ Белавенца свидетельствует тот факт, что его статья “О магнитном состоянии железного броненосца „Первенец"” была переведена на английский язык и зачитана А. Смитом на заседании Лондонского Королевского общества. Много усилий приложил Белавенец к созданию в Кронштадте девиационного полигона. По его проекту западную стенку Купеческой гавани выкрасили яркими вертикальными полосами, которые в створе с трубою пароходного завода позволяли получать истинные пеленги для наблюдений девиации.
В 1864 г. Белавенец впервые в истории компасного дела разрешил вопрос о возможности установки магнитного компаса внутри стального корпуса подводной лодки, обеспечив при этом снижение девиации до уровня не выше, чем на обычных судах. Подводные лодки благодаря этим работам стали “зрячими”. Однако наиболее важной его заслугой является организация в 1865 г. Кронштадтской компасной обсерватории, в которой были выполнены важнейшие исследования по девиации, практические работы по совершенствованию компасов и воспитана плеяда замечательных ученых, среди которых самой яркой личностью был И. П. Колонг.
Иван Петрович Клапье де Колонг родился 22 февраля 1839 г. в семье военного инженера-сапера — участника первой Отечественной войны. Сочетание же чисто русского имени с французской фамилией всегда вызывало интерес к его происхождению. Родословная семьи Ивана Петровича тянется к древнему дворянскому роду, представители которого в период гонения на гугенотов во времена Людовика XIV покинули Францию и поселились в Германии и в России. Прадед И. П. Колонга находился на русской службе у Петра I в чине инженер-генерала. Последующие поколения, жившие в России, постепенно обрусели, сохранив от французского прошлого одну фамилию.
Рано оставшись без отца, Иван Петрович десяти лет от роду поступает в Морской кадетский корпус, где учителями его были такие выдающиеся математики, как М. В. Остроградский и Р. Я. Буняковский. Благодаря им и своему природному дарованию Иван Петрович получил глубокие знания по всем дисциплинам, в первую очередь по математике, и в числе лучших учеников в 1858 г. был переведен в Офицерские классы, впоследствии преобразованные в Морскую академию. В 1864 г. после окончания Офицерских классов лейтенант де Колонг получил назначение на должность помощника начальника в только что образованную Кронштадтскую компасную обсерваторию, которую возглавлял капитан-лейтенант И. П. Белавенец.
С образованием компасной обсерватории и началом работы в ней двух выдающихся ученых центр научных изысканий и практических работ по магнитным компасам переместился в Россию.
Компасная обсерватория размещалась в специально построенном деревянном здании, в котором отсутствовали какие-либо источники посторонних магнитных полей — все металлические детали были выполнены из меди. В Англии по заказу морского министерства закупили магнитометрические приборы. Установили специальные поворотные платформы. Английская магнитная обсерватория, Эри и Сабин прислали в дар научные издания, журналы и брошюры. Компасная обсерватория под руководством И. П. Колонга, заменившего неожиданно скончавшегося в 1878 г. И. П. Белавенца, стала своеобразной научной академией компасного дела в России.
Уже первая работа И. П. Колонга, опубликованная в “Морском сборнике” в 1865 г., “О черчении дигограммы и о значении ее в теории замечательных линий” привлекла внимание флотской общественности, в том числе и за рубежом. Статья обсуждалась, в частности, в Лондонском математическом обществе, и ее основные положения были в 1869 г. включены в “Руководство по девиации” Английского адмиралтейства, став, таким образом, достоянием всего мира. В этой работе И. П. Колонг предложил новый графический способ построения магнитных сил и углов девиации, который позволял с помощью линейки и циркуля быстро определять величину девиации для любого магнитного румба.
В 1867 г. в статье “Об уничтожении девиации компасов (по поводу письма Эри)” И. П. Колонг глубоко научно анализирует преимущества и недостатки механического способа уничтожения девиации и табличного способа учета ее расчетных значений. Дело в том, что многие мореплаватели, в особенности торгового флота, считали, что достаточно уничтожить девиацию по способу Эри и отпадет необходимость употреблять “неудобные” таблицы для исправлений показаний компаса. Другие настаивали на том, что табличный способ учета расчетных значений поправок курса более точен и надежен — достаточно знать величину погрешности, чтобы получить точный курс, и незачем возиться с уничтожением девиации.
Полемизируя с этими взглядами, И. П. Колонг показал, что ввиду изменения магнитных условий в месте установки компаса из-за изменений магнитной широты, крена и других причин полностью уничтожить девиацию невозможно. С другой стороны, и ограничиться только определением и табличным учетом девиации нельзя, так как при больших ее значениях само определение девиации становится затруднительно и неточно — ведь в этом случае при изменении курса она быстро изменяет свою величину и на точности определений начинают существенно сказываться даже небольшие ошибки в курсе, которые неизбежны.
Подытоживая анализ способов борьбы с девиацией, предложенных Дж. Эри и А. Смитом, Иван Петрович делает выводы о необходимости уничтожения девиации с последующим определением и учетом ее остаточной величины, т. е. о необходимости сочетания того и другого способа.
Благодаря успехам в исследовательской и инженерной деятельности 30-летнего офицера в 1870 г. пригласили в Морскую академию для чтения лекций по математике и теории магнитной девиации и руководства практическими занятиями. В академии И. П. Колонг продолжает исследования, сосредоточив их в первую очередь на вопросах измерения горизонтальных и вертикальных сил, действующих на картушку компаса. Если научиться измерять эти магнитные силы и их изменчивость, то можно уничтожить девиацию, не зная ее величины, т, е. не производя пеленгования ориентиров и светил. Для решения этой задачи И. П. Колонг в 1875 г. разработал новый магнитометрический прибор, который в усовершенствованном виде под названием дефлектор Колонга широко применяется и сейчас во многих странах мира. В отличие от применявшегося в то время на флотах дефлектора Сабина на его измерения магнитных сил не влияло рыскание корабля и он был более точен и универсален. Создание нового дефлектора позволило разработать новые способы уничтожения полукруговой девиации и точный способ уничтожения четвертной по наблюдениям только магнитных сил на четырех главных компасных курсах. Кроме того, после разработки в 1884 г. заведующим мастерской мореходных инструментов В. Б. Штемпелем наклонной картушки, дефлектор позволял уничтожить девиацию от крена без кренования корабля. Новые способы уничтожения девиации с помощью дефлектора Колонга впервые были применены на миноносцах.
После смерти в 1878 г. И. П. Белавенца, И. П. Колонг возглавил все компасное дело в России. Работая над усовершенствованием компасов, он исследовал влияние качки и маневрирования на картушку компаса, сконструировал новый девиационный прибор, размещаемый в нактоузе, и усовершенствовал способы определения полукруговой и четвертной девиаций по вееру створов.
Впервые в мире Иваном Петровичем совместно с Г. Добровым были предложены и практически проверены в 1887 г. на яхте “Держава” приемы уничтожения электромагнитной девиации, возникающей от влияния динамо-машины на компас. Необходимость этой работы была вызвана новыми проблемами, которые возникли перед магнитно-компасным делом с внедрением во второй половине XIX в. на судах электричества. Генераторы и электродвигатели создавали дополнительные электромагнитные поля, которые, в свою очередь, намагничивали близко расположенные металлические части судна, броню, переборки и т. п. Система освещения приводила к возникновению вредных для компаса магнитных полей в проводниках с током. Опыты, проведенные на яхте “Держава”, показали изменение девиации по этим причинам до 44°.
Колонг с Добровым предложили нейтрализовать это вредное влияние при помощи соленоидов, питающихся током от тех же генераторов, магнитные поля которых надо было уничтожить. Таким образом проблема компенсации была решена.
К 1889 г. Иван Петрович завершил исследования по уничтожению четвертной девиации.
В результате этих работ были выработаны конкретные рекомендации по борьбе с четвертной девиацией, применяющиеся и сейчас.
Учитывая большой вклад И. П. Колонга в обеспечение безопасности плавания кораблей, Академия наук в 1882 г. присудила ему Ломоносовскую премию, отметив при этом, что “труды г-на Колонга принадлежат к числу таких, которыми самое значение премии возвышается”, и признавая, что “г-н де Колонг многолетними трудами, требовавшими глубочайших математических познаний и остроумных соображений, подвинул значительно вперед теорию девиации и достиг результатов в пользу военного и торгового флота, дав простые и надежные средства определять и уничтожать вредное влияние, создаваемое железом, и тем облегчив в этом отношении безопасность плавания судов”.
В 1892 г. за выдающиеся труды в области компасного дела Иван Петрович, как ранее И. П. Белавенец и А. Смит, был награжден золотым жетоном в виде магнитного компаса с 32 бриллиантами, отмечавшими 32 румба компасной картушки, а в 1896 г. Академия наук избрала его своим членом-корреспондентом по физико-математическому отделению.
Особая заслуга И. П. Колонга состоит в воспитании плеяды замечательных учеников и последователей, первым среди которых по праву стоит будущий крупнейший ученый-кораблестроитель академик Герой Социалистического труда Алексей Николаевич Крылов. Под руководством И. П. Колонга он рассчитал деления горизонтальных и вертикальных сил дефлектора, исследовал вопросы расположения стрелок в картушке, разработал в общем виде условия уничтожения девиаций высших порядков. В 1886 г. А. Н. Крыловым была предложена новая конструкция дромоскопа — прибора, позволяющего по данным коэффициентам и силам определять девиацию на любом курсе. Этот прибор, основанный на механическом воспроизведении закона изменения девиации в зависимости от курса, по своей точности, универсальности и практичности был лучшим в мире.
В этом же году в “Морском сборнике” была опубликована его работа “О расположении стрелок в картушке компаса”, в которой он обосновал теорию этого вопроса и разработал практические рекомендации по проектированию картушек, не вызывающих девиаций высших порядков. Впоследствии работы Крылова по девиации легли в основу его статьи “Основная теория девиации компасов”, удостоенной в 1940 г. Государственной премии.
Другие ученики И. П. Колонга Ф. Ф. Ридигер и Н. Н. Оглоблинский подготовили под руководством своего учителя для офицеров флота “Руководство по девиации компаса”, которое наряду с монографией И. П. Колонга “Теория девиации компаса”, изданной в 1885 г., стала настольной книгой штурманов и девиаторов. Об этой работе И. П. Колонг писал: “В иностранной литературе не существует руководства, которое могло бы по полноте и изяществу сравниться с описываемым”.
По словам современников, Иван Петрович сумел вселить в своих учеников дух пытливости, веру в свои силы, научную основательность и действенную инициативу. Сам Иван Петрович был в работе образцом полной самоотверженности, скромности и сердечной доброты. Пламенная преданность его науке действовала заражающе. А. Н. Крылов в своих воспоминаниях отмечает: “Иван Петрович де Колонг по отношению к девиации компасов был истинный фанатик, про него на флоте говорили: Колонг считает, что корабли строятся для того, чтобы было на чем устанавливать компасы и уничтожать их девиацию”. О самоотверженности и преданности И. П. Колонга делу свидетельствует тот факт, что в его послужном списке за 43 года службы в графе об отпусках сказано коротко: “Не был”.
Отмечая заслуги И. П. Колонга в магнитно-компасном деле, академик А. Н. Крылов писал: “Необходимо заметить, что учение о девиации компасов благодаря трудам И. П. де Колонга, охватывающим промежуток времени около 40 лет, стояло в нашем флоте гораздо выше, нежели в любом из иностранных флотов... Наряду с Пуассоном, Арч. Смитом и В. Томсоном Иван Петрович является истинным творцом этой области знаний, столь важной для мореплавания”.
ИСТОРИЯ КОМПАСА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
С развитием теории магнитно-компасного дела и судостроения в целом преображался и сам компас. К концу XIX в. компасы изготавливались во многих странах мира, в том числе в Англии, Франции, Германии и др. Каждый компасный мастер
стремился внедрить в свои модели что-нибудь новое, преследуя порой цели не столько полезные, сколько рекламные. Даже простое перечисление всех вариантов конструкций и предлагаемых усовершенствований, которые были известны к концу XIX в., заняло бы не одну страницу, поэтому ограничимся рассмотрением главных направлений, по которым выполнялись эти работы.
Повысить точность компаса стремились усилением намагничивания стрелок, увеличением диаметра картушки, снижением трения в опоре ее подвеса путем применения твердых материалов для изготовления топки и шпильки (агат, сапфир, рубин). С целью повышения устойчивости показаний применяли съемные картушки: тяжелую с пониженным центром тяжести использовали во время шторма и стрельбы, а легкую — при тихой погоде. Некоторые изготовители компасов к нижней стороне картушки прикрепляли слюдяные полоски или крылья, выполняющие роль демпферов. Придумывали даже небольшие поршни, ограничивающие колебания картушки.
В 1813 г. американец Френсис Кроус, чтобы повысить устойчивость и снизить трение шпильки о топку, предложил применять жидкость. Ее стали использовать сначала в шлюпочных компасах, наиболее реагирующих на качку, а во второй половине XIX столетия — в путевых и главных. Столь медленное внедрение жидкости объясняется тем, что не сразу удалось решить, как устранить расширение жидкости с повышением температуры, образование пузырьков воздуха, помутнение с течением времени, замерзание, размыв краски на картушках и т. д. Эти недостатки удалось устранить в компасах Ритчи, Веста и Дента, представленных впервые на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году.
К середине XIX в. медный котелок практически полностью вытеснил деревянный. Считалось, что медь не только более прочный и долговечный материал, но еще способствует повышению устойчивости картушки.
Многие мастера пытались приспособить к компасам специальные устройства, регистрирующие курс. Например, компас Непира имел внутри котелка часы, двигающие карандаш, связанный с картушкой,
по расчерченному кругу. Компас, предложенный норвежским механиком В. Ярмбергом, позволял регистрировать с помощью костяных шариков время нахождения судна на каждом курсе. Часовой механизм вращал над компасом со скоростью один оборот в минуту цилиндр с впадинами. В эти впадины каждые пять минут поступал из чаши нумерованный шарик. Оказавшись над центром картушки, шарик падал в чашечку и по трубочке, жестко связанной с картушкой, поступал в одно из 64 отделений секции, устроенной под котелком. Через прозрачную крышку секции можно было отмечать курс судна через каждые пять минут, а помножив число шариков на пять, получить время лежания судна на каждом курсе. Из-за сложности и недостаточной точности эти компасы распространения не получили.
Массу конструктивных предложений породила борьба с девиацией. Так, в 1860 г., когда решался вопрос установки магнитного компаса на первый английский большой корабль “Вариор”, где девиация достигала 40—50°, Эванс предложил установить на нем компас с двойным нактоузом, т. е. один нактоуз на два котелка, полагая, что это упростит уничтожение большой девиации. Однако эта интересная идея к успеху не привела. На Парижской всемирной выставке в 1873 г. Эрнст Биссон впервые продемонстрировал “электрический компас”, устанавливаемый на большой высоте над палубой, вдали от железных масс, т. е. компас с дистанционной электрической передачей курса. К компасной стрелке был прикреплен тонкий рычаг, замыкающий электрическую цепь при повороте "картушки на каждый градус. Сигнал поступал на репитер с электромагнитом, установленный в удобном месте. До практической реализации такого компаса было еще далеко, но идея уже тогда заинтересовала инженеров и подтолкнула к работам в этом направлении. Все лучшее, что было достигнуто к 70-м гг. прошлого столетия, было воплощено в магнитном компасе Томсона, впервые представленном на Всемирной Парижской выставке в 1878 г.
Уильям Томсон (1824—1907), выдающийся английский физик, талантливый инженер и изобретатель, член Лондонского Королевского общества родился в Белфасте в Ирландии в семье преподавателя математики. В 1845 г. окончил Кембриджский университет и после непродолжительных занятий экспериментальной физикой в
Париже более пятидесяти лет возглавлял кафедру теоретической физики в университете Глазго. Научная деятельность Томсона была исключительно разносторонней и многогранной. С его именем связаны большие достижения в области термодинамики, теории электрических колебаний, он ввел в физику понятие абсолютной температуры, открыл в 1856 г. явление переноса тепла электрическим током, положил начало разработке теории вихревого движения. За большие научные достижения профессор Томсон в 1882 г. получил от королевы Виктории звание пэра Англии с титулом лорда Кельвина. Он был избран почетным членом многих учреждений в различных странах. В 1877 г. английский ученый был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, а в 1896 г. ее почетным членом. Похоронен У. Томсон в Вестминстерском аббатстве, рядом с могилой Ньютона.
Работая по поручению Королевского общества над биографией А. Смита, У. Томсон заинтересовался проблемами магнитных компасов и за сравнительно короткое время запатентовал около 70 технических предложений. Прежде всего он занялся повышением чувствительности картушки. Еще в начале XIX столетия английский мастер Барроу предложил картушки делать не с одной, а с несколькими расположенными параллельно друг другу и симметрично относительно центра стрелками. Это позволило сделать картушку более устойчивой. Однако из-за увеличения массы она стала менее чувствительной. Томсон заменил большие стрелки Барроу восемью малыми проволочными цилиндрической формы, что не только повысило чувствительность, но и расширило возможности уничтожения четвертной девиации, поскольку при маленьких стрелках стало возможно размещать вблизи компаса больше мягкого железа. Кроме того, благодаря перенесению тяжести картушки к ее краям удалось увеличить момент инерции картушки и сделать ее более устойчивой при качке и маневрировании.
Внеся изменения в магнитный корректор, Томсон существенно упростил приемы уничтожения девиации и рассчитал таблицы, указывающие, какого размера, как и в каком удалении от магнитного компаса должны быть размещены шары из мягкого железа для уничтожения четвертной девиации. Наряду с этим Томсон улучшил конструкцию нактоуза, сделав его более удобным.
В 1877 г. после трехлетней экспериментальной работы на своей яхте Томсон предложил Английскому адмиралтейству испытать новую конструкцию компаса. Однако, проявляя привычный консерватизм и осторожность, оно не торопилось внедрять новый прибор на корабли. Компас поступил в свободную продажу и вскоре доказал свое право считаться лучшим. А случилось это так. В 1882 г., когда правитель Египта Араби-паша попытался взять под свой контроль Суэцкий канал, броненосный флот Англии атаковал его оплот — порты Александрии. Во время боя от сотрясений при стрельбе из орудий все компасы вышли из строя. Лишь компасы Томсона, установленные дополнительно к штатным на двух кораблях их капитанами по собственной инициативе и за свой счет, действовали превосходно, что обеспечило уверенное маневрирование, выбор дистанции и в конечном итоге предопределило успех боя. После этого случая компасы Томсона был” немедленно приняты к обязательному употреблению на всех кораблях и судах английского флота в качестве стандартных.
Россия накануне XX в. оснащала корабли компасами, изготовленными в основном отечественными мастерами. Однако, как правило, это были копии закупленных в Англии образцов (до 1870-х гг.— компасы Барроу, позже — компасы Томсона). Русские мастера вносили в них изменения, существенно улучшавшие приборы*. Так, была усовершенствована защита чувствительного элемента от ударов и сотрясений при стрельбе, обеспечена возможность пеленгования предметов с главного компаса без снятия колпака, защищавшего компас от сырости и брызг, улучшено освещение прибора и др.
В результате плодотворной деятельности отечественных ученых и специалистов по магнитно-компасному делу, которое с 1888 г. полностью находилось в ведении Главного Гидрографического управления, в России уже к 1913 г. были достигнуты важные практические результаты, а именно:
сконструированы отечественные 5-дюймовые (127 мм) и 8-дюймовый (200 мм) жидкостные магнитные компасы;
усовершенствованы чувствительные элементы компасов. В них были использованы легкие, алюминиевые картушки с системой стрелок, жестко связанных (в отличие от картушки Томсона) с диском картушки, благодаря чему была повышена их чувствительность;
разработан новый девиационный прибор, позволявший значительно уменьшить взаимное влияние полюсов поперечного и продольного магнитов и упростить приемы девиационных работ;
в 1895 г. внедрено электрическое освещение компаса, развернуто изготовление специальных магнитных компасов для миноносцев, дефлекторов Колонга, дромоскопов Крылова, наклонных картушек Штемпеля и др.;
в 1911 —1915 гг. на строящихся линкорах типа “Петропавловск” применена электрическая передача показаний компаса в боевую рубку.
Многие приборы демонстрировались на всемирных и отечественных выставках и не раз были удостоены высоких наград.
В 1912 г. на Международной морской конференции по вопросам безопасности мореплавания, проводимой при Главном Гидрографическом управлении, известный французский гидрограф Рено отмечал:
“Дважды посетив мастерские на Охте и в Адмиралтействе, мы были свидетелями того, до какой высокой степени усовершенствования доведено снабжение русского флота научными приборами. Модели компасов для больших судов, приборы магнитных измерений... особенно привлекли наше внимание. Мы все любовались на превосходное оборудование мастерских и их удачную приспособленность для выполнения работ с методичностью и высокой степенью точности”.
Первая империалистическая и гражданская войны прервали активные работы над штурманскими приборами. С 1917 по 1924 г. Мастерская мореходных инструментов занималась главным образом ремонтом приборов. К серьезным работам над совершенствованием магнитных компасов удалось вернуться лишь в середине 1920-х гг., когда молодая Советская Россия начала восстанавливать свой флот. С 1922 г. вновь был налажен выпуск магнитных компасов, причем не только для кораблей и судов, но и для авиации. К 1931 г. объем производства Мастерской мореходных инструментов, реорганизованной к тому времени в Завод мореходных инструментов, в десять раз превысил уровень 1913 г.
Развернулась и научная работа советских ученых. Вопросами теории и практики магнитных компасов в этот период занимаются А. Н. Крылов, В. Я. Павлинов, Н. Ю. Рыбалтовский, П. А. Домогаров и др.
A. Н. Крылов разработал в 1938 г. динамическую теорию картушки компаса и предложил схему сферической картушки с успокоительными цистернами и температурным компенсатором.
B. Я. Павлинов усовершенствовал дефлектор, сконструировал новый котелок компаса, предложил новый способ определения индукции стрелок на мягкое железо нактоуза, а также выполнил исследования в области математической теории стрелок картушки и методов ее проверки.
Н. Ю. Рыбалтовским углублена теория креновой девиации и предложены новые способы ее уничтожения, разработаны способы размещения магнитов уничтожителей, написан большой труд “Магнитно-компасное дело”, явившийся хорошим учебным пособием для многих советских штурманов.
П. А. Домогаровым выполнены исследования в области математической теории стрелочного чувствительного элемента, теории дефлектора и теории электромагнитной девиации. Им же спроектированы первые отечественные магнитные компасы для авиации и малотоннажных кораблей и судов.
К 1941 г. советские корабли и суда оснащались в основном отечественными компасами, не уступающими по своим характеристикам лучшим зарубежным.
Великая Отечественная война поставила перед этим направлением морского приборостроения новые вопросы. Внедренная на тральщиках система размагничивания приводила к резкому увеличению девиации (в отдельных случаях до 40°). Пришлось срочно дополнять компасы специальными соленоидами, усовершенствованными В.Я. Павлиновым и позволившими снизить девиацию до 1—2°. Нужны были упрощенные методы, которые позволяли бы приближенно уничтожать девиацию в условиях боевых действий. Эту задачу успешно решили Н. Ю. Рыбалтовский и Г. А. Вавилов. Завод штурманских приборов с началом войны был перебазирован в глубь страны, на Урал, где уже с конца 1941 г. приступил к изготовлению навигационной техники, а оставшиеся в блокадном Ленинграде специалисты выполняли заказы флота по ремонту.
Закончилась война и начался новый, удивительный по своему размаху этап в мировом судостроении. Какие только суда не были созданы за последние десятилетия. Япония поразила весь мир своими огромными супертанкерами водоизмещением в несколько сот тысяч тонн. Бороздят водные пространства суда на подводных крыльях и воздушной подушке, созданные советскими судостроителями, компаниями США и Великобритании. В Японии, Германии и в некоторых других странах работают над созданием полупогружных судов, практически не подверженных действию волн и воздушного сопротивления. В арктических ледяных просторах проводят караваны судов атомные ледоколы.
Значительно возросли скорости судов, их энерговооруженность, широтные пределы плавания подошли вплотную к приполюсным районам. А как далеко шагнула вперед радиоэлектронная вооруженность флотов!
Почти на всех современных судах установлены гироскопические курсоуказатели, которые при правильной установке практически не боятся ни магнитных полей, ни магнитных бурь, а в последние годы появились и инерциальные навигационные системы, позволяющие с высокой точностью определять все навигационные параметры и не имеющие ограничений по районам плавания.
Казалось бы, магнитному компасу с его беспокойными стрелками нет больше места на современном корабле среди совершенных электронных приборов и систем. Тем не менее и сейчас компасы устанавливают практически на всех плавучих морских объектах, начиная от шлюпок и яхт и кончая океанскими лайнерами. Объясняется это тем, что магнитные компасы обладают достоинствами, позволяющими им конкурировать с гироскопическими средствами курсоуказания: устойчивостью к внешним температурным и вибромеханическим воздействиям; полной независимостью от других источников навигационной информации; практически мгновенной готовностью к выдаче курса; простотой в эксплуатации, монтаже и регулировке; малой по сравнению с гирокомпасами потребляемой мощностью (дистанционные компасы) и полной независимостью от источников электроэнергии (простые стрелочные компасы); большим ресурсом и надежностью работы.
На малых кораблях и судах, где не требуется высокой точности курсоуказания, но большое значение имеют стоимость, надежность и простота в эксплуатации, магнитный компас используют как основной источник курса. На больших кораблях с хорошим штурманским вооружением он, как правило, играет роль резервного.
Конечно, и сами магнитные компасы преобразились. В последние десятилетия проделана работа по повышению их чувствительности, устойчивости при качке и воздействии вибромеханических нагрузок; снижению погрешности за счет выбора оптимальных конструктивных параметров и защиты от возмущающих факторов. В нашей стране разработаны базовые унифицированные магнитные компасы для различных проектов судов, удовлетворяющие требованиям современных международных стандартов, — КМ69, КМ 100, КМ145-С, каждый из которых может иметь несколько модификаций в зависимости от конкретных требований судна.
Компас КМ69 предназначен для малых судов, катеров и шлюпок, КМ 100 — для малых и КМ145-С — для крупнотоннажных судов. Он обеспечивает не только измерение курса, но и дистанционную оптическую и электрическую передачи его на репитеры.
Все компасы снабжены необходимыми компенсаторами девиации.
Мы остановились на истории развития только одного стрелочного, или, как его еще часто называют, визуального, магнитного компаса — самого древнего и самого распространенного. Однако у него есть много собратьев. Разнообразие компасов, созданных на сегодняшний день в мире, очень велико. Объясняется это, с одной стороны, ростом многообразия кораблей и судов и, следовательно, требований к компасу, а с другой — продолжающимся поиском путей и средств освободить компас от вредного влияния магнитных полей, создаваемых судном и его механизмами.
Все выпускаемые в настоящее время компасы классифицируют по принципу действия чувствительного элемента (стрелочные, индукционные, гальваномагнитные, квантовые и др.), по наличию и типу дистанционной передачи курса (визуальные, с оптической, с электрической, фотоэлектрической, холловской, индукционной, емкостной и др.) и по назначению (судовые, катерные, шлюпочные, ручные и т. д.).
Принцип действия индукционных чувствительных элементов основан на явлении электромагнитной индукции проводника, находящегося в магнитном поле; гальваномагнитных — на физических явлениях, возникающих при воздействии магнитного поля Земли на движущийся заряд; квантовых — на использовании явления магнитного резонанса, заключающегося в избирательном поглощении или излучении электромагнитных волн веществами, помещенными в магнитное поле.
Применение новых принципов измерения магнитного курса, широкое внедрение электроники и вычислительной техники позволили решить ряд проблем, которые в недалеком прошлом ограничивали возможности магнитных компасов и затрудняли работу штурмана: расширить возможности выбора наиболее благоприятного в магнитном отношении места установки основного прибора компаса — датчика курса; автоматизировать ввод различных поправок, транслировать курс необходимому числу потребителей в любое место судна; повысить точность, надежность и устойчивость компаса. Появилась возможность сопряжения его с различными управляющими, вычислительными и регистрирующими устройствами; отображения информации как в аналоговом (стрелочный индикатор), так и в цифровом видах, регистрации информации о курсе на самописце и т. д.
Работа над усовершенствованием магнитных компасов продолжается. Благодаря своей простоте и надежности магнитные компасы еще долго будут служить мореплавателям. http://www.randewy.ru/nav/histor4.html
Метки: интересное |
MEM REDUCT – УДОБНАЯ УТИЛИТА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПАМЯТЬЮ ВАШЕГО КОМПЬЮТЕРА |
Метки: компьютер |
15 САМЫХ ГРЯЗНЫХ ГОРОДОВ РОССИИ ПО ОЦЕНКАМ ЭКОЛОГОВ |
На минувшей неделе Минприроды в госдокладе «Об охране окружающей среды» назвало города России с самым грязным воздухом. Самыми опасными для проживания городами оказались Красноярск, Магнитогорск и Норильск. Всего в России есть 15 максимально загрязненных территорий, которые, по оценкам экологов, наиболее неблагоприятны с точки зрения прежде всего атмосферного воздуха и накопления отходов.
Метки: опасно |
ДОЛГОЙ ВЫДЕРЖКИ |
Трамвай в Будапеште, на который установили 50 тысяч светодиодных лампочек.
Магия длинной выдержки прекрасно помогает передать силу движения. Скорость затвора — очень полезный инструмент. Научившись работать с ней, можно получать потрясающие снимки. Опыт показывает, что сюжеты, снятые на длинной выдержке получаются более интересными и привлекательными для зрителя.
Метки: интересное |
Топ самых опасных стройматериалов, убивающих здоровье |
Затеяли ремонт? Тогда вам следует знать, что не все стройматериалы хороши. Некоторые из них не соответствуют стандартам экологической чистоты и безвредности.
Вредные стройматериалы опасны тем, что будут находиться в жилье постоянно, испуская в воздух токсины. Люди, вдыхающие такой воздух на протяжении месяцев и лет, заболевают различными недугами, например аллергией, астмой и даже раком.
Обратите внимание на материалы ДВП, ДСП, ПВХ и ПВА. Их применяют для отделки поверхностей, гидроизоляции, при производстве мебели и напольных покрытий, для теплоизоляции и герметизации. Одна труба или одно окно из плохого материла не скажутся на здоровье, но если весь линолеум или вся стена источают вредные испарения?
Асбест, минеральная вата и пенополистирол особо опасны, так как выделяет канцерогены и мельчайшие частички, которые попадают в организм и не выводятся. При ремонте нельзя ломать участки с утеплителем, нужно менять его полностью, иначе пыль из частиц может попасть в легкие.
Силикатный кирпич накапливает радиоактивный газ радон, вызывающий онкологические заболевания. А железобетон может стать экраном для электромагнитного излучения.
Пенополиуретан рекомендуют применять только для фасада, так как материал может выделять ядовитый газ.
Полиуретан и пенополистирол — утеплители, которые выделяют токсичные вещества, а также могут впитывать в себя все вредные испарения.
Лаки и клеи на синтетической основе вызывают аллергию и болезни органов дыхания. У беременных женщин могут вызвать выкидыш, а также привести к бесплодию.
Панели из пластика при нагревании выделяют токсичные вещества, поэтому их нельзя применять в кухнях и ванных.
Низкокачественные красители могут нанести вред всем системам организма.
Обои на виниловой основе не годятся для жилых помещений. Как и моющиеся обои. И те, и другие выделяют вредные газы.
Приобретайте стройматериалы только в сертифицированных магазинах, предварительно почитайте отзывы о них. При покупке стройматериалов всегда требуйте сертификат качества и санитарно-гигиенический вывод. Понюхайте материал, он не должен резко и неприятно пахнуть «химией». Регулярно проводите влажную уборку и проветривайте помещение.
(По материалам сайта stroy-design.net)
Метки: интересное |
ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ. ПОЛИРУЕМ ЭКРАН ТЕЛЕФОНА |
Метки: интересное |
Почему моряки носят сине-белую форму |
http://www.eto-tut.com/pochemy-moriaki-nosiat-sine-belyu-formy/
Увидев моряка в бело-синей форме, наверняка сразу задаешься вопросом — а почему, собственно, выбраны именно такие цвета? Можно подумать, что здесь свою большую роль сыграло море, но на самом деле все гораздо интереснее.
Как-то раз британский король Георг II прогуливался по утреннему Лондону и решил заглянуть в Гайд-парк, где в то время местные аристократы любили совершать конные прогулки. Едва зайдя в парк, его величество тут же наткнулось на герцогиню Бредфорд, которая была одета в изящную амазонку синего оттенка с белоснежным шарфом. Она была настолько красивой, что у Георга II пропал дал речи.
Но не только внешность герцогини запала ему в душу. Он также подметил, что цвета одежды отменно сочетались друг с другом. Поскольку король питал слабость не только к женскому полу, но и к английскому флоту, то как только он переступил порог собственного дворца, тут же вызвал к себе главу адмиралтейства. Зачем? Пока король возвращался, ему в голову пришла идея ввести новую форму для флота. Ну а цвет ее, как нетрудно догадаться, должен был быть обязательно бело-синим.
В минимальный срок форма была готова. Интересно, что сами моряки были ею вполне довольны. А вот до этого они могли носить чуть ли не все, что душе угодно — штаны либо белые, либо красные, а мундиры — серые или зеленые.
Спустя небольшой промежуток времени цвета британских мореходов распространились по всей Европе — не зря же англичане являются одними из законодателей моды.
|
Метки: интересное |
Что запрещалось делать мужчинам на Руси |
На Руси ни о равноправии, ни о свободе слова и не думали. Женщины вели домашнее хозяйство, мужчины добывали еду — так распределялись обязанности в каждой семье. И не дай бог, чтобы эти правила кто-то нарушил. Однако существовало 5 вещей, которые женщина запрещала мужчине, и он не имел права ослушаться.
Срывать с женщины платок. Замужние женщины должны были постоянно носить на голове платок. Женщин с непокрытой головой позорили и могли даже избить. Оттуда и пошло выражение "опростоволоситься", что означает опозориться. Мужчина даже и думать не смел, чтобы сорвать с головы замужней женщины платок.
Отрезать женщине косу. На Руси женщине отрезали косу только за серьезные провинности, за измену, например. И делали это только ближайшие родственники. А если по какой-то причине на это решился посторонний мужчина, то его привлекали к ответственности.
Присутствовать на родах. Раньше с роженицей имели право находиться только представительницы женского пола. Мужчине категорически запрещалось быть рядом, поскольку женщина во время родов и сразу после них считалась нечистой.
Присутствовать при приготовлении еды. Приготовление пищи на Руси считалось чем-то интимным. Этот процесс даже приравнивался к сакральному таинству, в котором женщине отводилась роль жрицы, а мужчина своим присутствием мог "осквернить" пищу.
Интимные табу. На Руси считалось, что цель половых отношений — зачатие ребенка, но никак не удовольствие. Кроме того, супруга не должна была появляться перед мужем полностью обнаженной, чтобы "не вводить его в искушение".
(По материалам сайта eto-tut.com)
Метки: интересное |
5 вещей, которые бесят гинекологов в пациентках |
http://www.bavly-tat.ru/ru/the-news/item/19311-5-v...ginekologov-v-patsientkah.html
Часто женщины собираются на прием к гинекологу как на свидание: подбирают белье, работают с зоной бикини, иногда даже используют ароматические средства. На самом деле, в кабинете гинеколога все это совершенно неважно. Сами врачи утверждают, что физиологические нюансы не вызывают у них никакого раздражения, а раздражают совершенно другие вещи.
Это, пожалуй, самая серьезная проблема — когда женщина в кабинете гинеколога чего-то не договаривает. Например, что несколько лет назад она делала аборт. Логика рассуждений проста: это было давно и не имеет никакого отношения к сегодняшней жизни.
На самом деле, все происходящее в женском организме сказывается на здоровье. Количество родов, абортов, выкидышей — все это так или иначе влияет на репродуктивную функцию и увеличивает риск некоторых заболеваний.
То же самое касается перенесенных венерических болезней. Бывает, что врач безуспешно ищет причину бесплодия, а она — в хламидиозе, который был у женщины пару лет назад, и о котором она предпочла умолчать.
Другой вариант умолчать о чем-либо — это просто забыть. Женщины самого разного возраста часто не помнят, какие таблетки они принимали, что была установлена внутриматочная спираль и так далее.
С учетом того, что в большинстве случаев женщина приходит на прием с конкретной проблемой все предыдущие манипуляции и лекарственные назначения могут иметь важную роль при постановке диагноза и определении правильной тактики лечения. Именно поэтому врачи просят приносить с собой медицинские выписки и результаты исследований, если вы наблюдались в другой клинике.
Пожалуйста, перед визитом к врачу освежите в памяти дату начала последнего цикла, просят гинекологи. При том, что сегодня полно приложений-календарей, которые исключают проблему с запоминанием, до сих пор встречаются женщины, которые не могут вспомнить эту дату и оперируют понятиями «эээ», «на прошлой неделе, в среду, кажется». Хорошо, если рядом были праздничные дни — как ориентир менструального календаря.
Увы, с этой проблемой сегодня сталкиваются врачи всех специальностей. Заходишь в интернет, изучаешь описание заболевания со своими симптомами — и вперед за лекарствами и в лаборатории на всевозможные исследования.
Многие полагают, что таким образом экономят время и деньги. Зачем мне лишний визит к врачу, который назначит анализы? Лучше приду уже с готовыми результатами.
Проблема в том, что, скажем, при полипе матки УЗИ делают в один период цикла, а при эндометриозе — в другой. Да и ассортимент гормонов, анализ которых делают при разных заболеваниях, тоже широк. Что именно подозревают у вас, может сказать только врач. Поэтому нередки ситуации, когда гинеколог изучает принесенные результаты, вздыхает и просит сделать УЗИ в другой период или сдать анализ на другие гормоны и в другой день менструального цикла.
Нередко пациентки самостоятельно назначают себе антибиотики при малейшем подозрении на молочницу или воспаление, а потом долго лечатся уже у врача — восстанавливают погубленную микрофлору и борются с рецидивами заболевания, к которому у микроорганизмов вырабатывается устойчивость.
Девушки любят прописать себе, по совету подруг, гормональные контрацептивы — чтобы заодно сбросить вес или убрать прыщи. Между тем выбор конкретного препарата зависит от массы вещей: от уровня тех или иных гормонов, от наличия воспалительных заболеваний, от свертываемости крови, от вредных привычек, например, курения, от возраста, наконец.
Несмотря на то, что оральным контрацептивам не один десяток лет, многие по-прежнему им не доверяют, а от назначений отмахиваются.
Сами мифы — родом из середины 20 века, когда в США и некоторых странах Европы эти контрацептивы назначали буквально по телефону, а критерием выбора конкретного препарата был лишь возраст женщины. Понятно, что такой подход вызывал множество побочных эффектов, да и содержание гормонов в оральных контрацептивах прошлого было запредельно высоким.
С тех пор изменился и подход к назначению контрацептивов — их прием требует тщательных исследований пациентки перед началом приема, да и в самих препаратах используются низкие дозы.
Многие исследования доказывают, что эти препараты, если грамотно подобраны врачом, не влияют на развитие рака и на увеличение веса — именно эти пункты обычно являются камнем преткновения. Восполняя баланс нужных гормонов, КОКи выполняют еще и параллельные функции: улучшают состояние кожи и волос, поддерживают настроение, нормализуют цикл, благоприятно влияют на женщин, склонным к кистам яичников и анемиям.
К сожалению, гинеколог — тот специалист, к которому большинство женщин идут в исключительных случаях: либо потому что забеременели, либо слишком неприятные и тревожные симптомы.
В итоге врач часто обнаруживает запущенные заболевания, которые на начальной стадии легко можно было вылечить. И речь идет не только о раке.
Порой у женщины диагностируется миома больших размеров, которую необходимо удалять вместе с маткой. Годом раньше можно было бы ограничиться консервативным лечением. Или нарушения менструального цикла, которыми она озаботилась только после неудачных попыток забеременеть.
Благодарим за помощь в подготовке материала гинеколога-эндокринолога клиники «Атлас» Ольгу Терехину.
health.mail.ru
Будь в курсе последних событий! Читай tatmedia.ru
Метки: здоровье |
Чудо-порошок. Российские учёные создали «антибиотик будущего» |
http://www.aif.ru/society/science/chudo-poroshok_r...ck&utm_campaign=aifrelated
По заверениям специалистов, готовый продукт будет действовать, как антибиотик и обезболивающее, а токсичное воздействие на организм почти полностью сведётся на нет.
Дмитрий Овчинников / АиФ
1
В новой химической лаборатории Пермского государственного национального исследовательского университета кипит работа над веществом, способным в ближайшее время изменить представление о медицине.
Несколько лет ушло на создание так называемого «пенициллина будущего». Соединение, полученное в рамках первичных испытаний, оказалось в 16 раз менее токсично по сравнению с фенилсалицилатом или ортофеном — популярными противовоспалительными.
Разработку заметили эксперты, и совсем недавно она вошла в сотню лучших изобретений России 2015 года по версии «Роспатента».
Пермскую разработку заметили эксперты. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников
В команду единомышленников вошли пять человек: Сергей Шипиловских, Александр Рубцов, Светлана Баландина, Рамиз Махмудов и Алексей Панченко. За плечами у опытной команды, трудящейся не один год вместе, порядка десяти различных патентов на химические соединения.
В команду единомышленников вошли пять человек — студенты и преподаватель. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников
«Нельзя говорить, что мы целенаправленно занимались разработкой этого вещества. Оно получились в процессе нашей общей работы», — скромничает лидер научного коллектива, доцент кафедры природных и биологически активных соединений ПГНИУ Александр Рубцов.
Испытания препарата продемонстрировали, что токсичность вещества составляет порядка 1500 миллиграмм на килограмм. Такие показатели сразу относят пермскую разработку к пятому поколению лекарств. «В России даже не продаются подобные препараты», — добавляют химики.
Самым главным новшеством, как уже было сказано выше, является низкая токсичность вещества. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников
Структурные аналоги, наподобие пермского препарата, уже были получены химиками, в том числе российскими.
Изобретение из Соловков. Как в СССР создавали первые антибиотики
Однако, как говорит лаборант, аспирант химического факультета Сергей Шипиловских, дальше работа обычно приостанавливалась. Пермские же специалисты намерены довести вещество до конечного результата.
«Мы проделали серьёзную работу, но на самом деле это лишь первые шаги к созданию лекарства. Сам процесс может занять до 20 лет, потому что требует серьёзных денежных затрат. В России мало фармацевтических компаний, готовых быстро дать старт нашему продукту. Это проблема. На Западе всё по-другому», — говорит Сергей Шипиловских.
Аспирант химического факультета Сергей Шипиловских. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников
Фундамент для препарата будущего уже готов — учёные называют это соединение «лидер». Дальше предстоит всевозможное тестирование вещества — доклиническое на мышах и кроликах, а затем клиническое уже на людях. Финальная стадия — запуск производства таблеток.
По словам пермских химиков, эффект от препарата станет действительно революционным. В перспективе антибиотик будет абсолютно безвреден для организма, а о побочных эффектах, например о дисбактериозе, можно окончательно забыть.
Отравление, пневмония, ангина, туберкулёз и десятки других заболеваний, связанных с микроорганизмами, станут легко излечимы благодаря инновации уральцев. Вещество действует и как антибиотик, и как обезболивающее.
В перспективе антибиотик будет абсолютно безвреден для организма. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников
«Бактерии очень быстро мутируют и приспосабливаются к неблагоприятным условиям среды — появляется устойчивость к лекарствам. Человек «долбит» их антибиотиками, и со временем у них вырабатывается иммунитет. Поэтому нужно постоянно производить новые и новые лекарства», — говорит Александр Рубцов.
В начале XX века новый пенициллин спас миллионы человек по всему миру. Смогут ли пермяки довести научную работу до конца и в конечном итоге создать препарат, станет известно только через многие годы. А пока вещество носит громоздкое рабочее название «5-фенил-2-(3-циано-4,5,6,7-тетрагидробензо[b]тиен-2-ил)имино-2н-фуран-3-он, обладающий противомикробной и анальгетической активностью».
Метки: интересное |
Антибиотики с грядки. Чем полезны лук, чеснок и черемша |
http://www.aif.ru/food/products/antibiotiki_s_grya...ck&utm_campaign=aifrelated
Лук, чеснок и черемша, пожалуй, самые ароматные овощи. Но специфический запах – не единственное их достоинство.
Теги:
лукчеснокчеремшаполезные продукты
4
8
12
1
Главное богатство чеснока – вещество под названием аллиин. Именно оно придаёт чесноку остроту и специфический запах. Сам по себе аллиин не приносит организму особой пользы. Но, как только вы начинаете резать, давить или жевать чеснок, аллиин превращается в аллицин – природный антибиотик. Аллицин способен справиться с воспалениями, подавить размножение болезнетворных бактерий, повысить иммунитет и защитить от вирусов и инфекций. Однако, для того чтобы получить этот эффект, чеснок необходимо тщательно измельчить.
Статья по теме
Чеснок: свойства, польза и лечебное применение
Кроме противовоспалительных свойств, аллицин способен снижать уровень вредного холестерина в крови. Поэтому любители чеснока реже страдают от атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний.
Совет. Освежить дыхание после поедания чеснока помогут тмин, базилик и лимон.
Внимание! Чеснок противопоказан при заболеваниях почек, кроме того, его нельзя сочетать с некоторыми гипотензивными препаратами.
Любителям лука не страшны простуды и преждевременное старение – большое количество аскорбинки убережёт их от этих неприятностей. У тех, кто не брезгует луковым супчиком, как правило, прекрасная фигура – лук содержит вещества, препятствующие отложению жира. Кроме того, лук – чемпион среди овощей по содержанию цинка. Цинк необходим для крепкого иммунитета, а потому люди, страдающие от недостатка этого микроэлемента, часто сталкиваются с различными инфекционными заболеваниями.
Статья по теме
Прослезимся с пользой. Какие заболевания вылечит лук?
Совет. Чтобы не плакать при резке лука, почаще ополаскивайте нож под струёй воды. А вот дышать ртом во время чистки лука бессмысленно. Даже если вы не будете чувствовать запах, слизистая оболочка глаз всё равно будет подвержена воздействию едких веществ.
Внимание! Не стоит налегать на лук, если у вас подагра, камни в почках или гастрит.
Другое название этой травки – медвежий лук. В старину считали, что именно черемша помогает косолапым восстановить силы после зимней спячки.
Что ж, не исключено, что это действительно так. По содержанию аскорбиновой кислоты листья черемши в 10 раз опережают лимоны! Причём чем выше растёт черемша, тем больше в ней витамина С. Так что самые полезные растения – те, что собраны на пригорке.
Кроме того, в черемше много фитонцидов – своего рода «натуральных антибиотиков», которые предотвращают развитие гнилостных процессов, помогают при различных воспалениях и простуде. Неслучайно, отправляясь в дальнее плавание, моряки непременно брали с собой целую бочку солёной черемши, считая ароматную травку лучшим противоцинготным средством.
Статья по теме
Витаминная бомба. Как можно использовать черемшу
Совет. Чтобы заготовить черемшу впрок, её маринуют, солят или квасят. Можно и посушить собранную травку в тёмном, хорошо проветриваемом месте.
Внимание! Черемша противопоказана при гастрите и язве желудка.
Можно опустить чеснок в холодную воду на несколько минут. Это облегчит чистку.
Чтобы репчатый лук не подгорел при жарке и быстро приобрёл золотистый цвет, посыпьте его сахарным песком.
Зелёный лук храните немытым. Так он дольше не завянет.
Перед тем как добавить репчатый лук в салат, его можно обдать кипятком. Вкус станет нежнее.
Чтобы быстро почистить чеснок, срежьте верхушки с зубчика и надавите на него широкой стороной ножа. Шкурка лопнет и быстро отойдёт.
Победить старость. Как питаться, чтобы долго жить
Чем мельче нарезана еда, тем быстрее приходит чувство насыщения. К такому выводу пришли учёные из США.
Участников эксперимента, проведённого в США, разделили на две группы. Первой группе добровольцев давали пончик целиком, остальные получали такой же десерт, разрезанный на 4 части. Через 20 минут после еды испытуемым предлагали отведать что-нибудь из подготовленного заранее меню. Количество съеденного измерялось. Участники, получившие разрезанный пончик, за обедом съедали меньше, чем добровольцы из контрольной группы. Возможное объяснение кроется в визуальном восприятии еды – несмотря на равные показатели калорийности, порция после нарезки кажется больше и поэтому оказывается более сытной.
Пит Джейсон: Лук и особенно чеснок я употребляю в очень ограниченном количестве, так как воспринимаю больше как лекарство. Всё-таки когда ешь их в большом количестве, то потом испытываешь не самые приятные вкусовые ощущения.
Метки: интересное |