О православных храмах Санкт-Петербурга, католических храмах, монастырях, Соборной мечети, на страницах канала я рассказывал весьма подробно. Наш город многоконфессиональный и было бы нечестно не рассказать также о буддистском Дацане Гунзэчойнэй и Большой хоральной синагоге. Сегодня поговорим о синагоге, обещаю, будет интересно.))
Первые евреи в Санкт-Петербурге появились вместе с городом. Их привёз для строительства будущей столицы царь Петр. По большому счёту на тот момент мало кого интересовало какой ты веры, национальности или даже пола. Руки-ноги на месте – прекрасно, работы море разной и нужной – вперёд и с песней.
Указы о запрете проживания евреев в Санкт-Петербурге и России появились несколько позже. Первый издала Екатерина I. Однако ради своей выгоды русские правители нарушали свои же собственные указы. Таким образом, евреи, в услугах которых нуждался двор, могли находиться в Петербурге, но, непродолжительное время. Среди евреев, приезжавших в Петербург в это время, чаще всего встречались финансовые дельцы, купцы и врачи.
По настоящему суровым репрессиям евреи были подвергнуты во времена правления Анны Иоанновны. В 1740 году она подписала указ о высылке евреев из Малороссии. 2 декабря 1742 года именным указом Елизавета не только подтвердила тот же самый указ Екатерины I, но и потребовала «высылки всех жидов как из Великороссийских, так и Малороссийских городов, сел и деревень, с их имуществом».
При Екатерине II для евреев наступили времена «оттепели». Нет. Им по прежнему запрещалось жить в Санкт-Петербурге, но в интересах государства, если сильно надо, то можно. )) А тут ещё Суворов с усмирением Польши и её третьим разделом. России отошли громадные территории, населённые украинцами, белорусами, поляками, литовцами и евреями. В 20-х годах XIX века в Санкт-Петербурге появляется первая еврейская община, а уже c 1828 года евреев призывают в армию, причём закон разрешал солдатам-евреям, как, впрочем, и всем нижним чинам, проживание при них жен и детей.
К 1855 году многие солдаты-евреи вышли в отставку. Впоследствии указами Александра II им было предоставлено право повсеместного проживания в империи, в том числе и в столице. Эти отставные нижние чины были еще совсем не старые люди, получавшие небольшую пенсию, обремененные семьями. Они вынуждены были искать какой-нибудь заработок, источником которого для многих стали различные ремесла. Те же, кто не владел ремеслами, шли служить в городские полицейские и пожарные команды.
К концу 1850-х годов в столице на законных основаниях проживало, трудилось и молилось в своих молельных домах достаточно многочисленное еврейское гражданское население. Евреи, законно проживавшие в столице, получили право приглашать для своих духовных нужд раввинов и из других городов. Петербургская еврейская община быстро увеличивалась.
1 сентября 1869 года император Александр II утвердил постановление Комитета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу взамен существующих молелен. Оставалось найти место для будущей постройки. Петербургский полицмейстер Ф. Ф. Трепов запретил покупку первоначально намеченного участка земли на углу Гороховой улицы и набережной Фонтанки из-за близости к православной церкви. Только спустя почти 10 лет после начала хлопот о выделении места под синагогу, в 1878 году, после смещения Трепова, общине удалось добиться разрешения на покупку дома и участка на Большой Мастерской улице, который и был приобретен 16 января 1879 года за 65 тысяч рублей.
В июле 1879 года был объявлен конкурс проектов будущей синагоги. Специальное жюри во главе с В. В. Стасовым признало лучшим проект Бахмана и Шапошникова. Но когда в марте 1880 года проект был представлен на утверждение Александру II, последовала резолюция: «Переделать проект в более скромных размерах».
Это было ударом для общины. К счастью, архитекторы согласились бесплатно сделать новый проект.
16 мая 1883 года Александр III утвердил эскизный проект синагоги. После доработки проекта в 1883 году приступили к строительству, которым руководил Строительный комитет во главе с С. С. Поляковым. Архитектором - был назначен Н. Л. Бенуа, пользовавшийся большим доверием правительства и царской семьи.
8 декабря 1893 года прошла церемония торжественного освящения Большой синагоги. Так, после 24-летней эпопеи с разрешением и строительством открылась Петербургская Большая Хоральная синагога. Работы по окончательной отделке синагоги, по наполнению её утварью и постройки каменной ограды с ковкой, заняли ещё 12 лет! Кстати, об утвари.
Несколько слов о еврейском светильнике – менора (минора). Внешне это подсвечник на 7, 8 или 9 свечей, расположенных в линию. Но не всё так просто.
В каждой религии огонь занимает особое место – он является обязательным компонентом практически во всех ритуалах. В православных и католических храмах свечи использовали с незапамятных времён. Позже повсеместно они заменились на подсвечники. Несмотря на это, в иудаизме свечи в меноре стали использоваться много позже, чем у остальных верований. Первоначально на семисвечниках размещались лампады, в которых использовали растительное масло первого отжима. Сам менора олицетворяет собой дерево. Ствол посредине и по три ветви с каждой стороны. Концы ветвей, куда устанавливались лампады, изготавливали в виде цветов или яблок. Одна из легенд утверждает, что число семь – это 7 дней, в течение которых Бог создал наш мир. В целом же такой подсвечник символизировал собой Свет, который исходил из Храма и освещал землю.
Но и это ещё не всё!
Считается, что самый первый израильский семисвечник был создан евреями ещё вовремя их странствования по пустыне, а позже был установлен в иерусалимском храме. Во время странствования по пустыне этот светильник зажигался перед каждым заходом солнца, а утром очищался и подготавливался для следующего зажигания. Первая менора находилась в Иерусалимском Храме в течение долгого периода, и была похищена во время грабительского похода Римской империи. Зачем же воины украли какой-то там подсвечник?
Оказывается, настоящая менора должна быть изготовлена из цельного куска золота. Из последнего, путем чеканки и вырезанием с помощью других инструментов формируются ветви семисвечника. Категорически запрещается изготовление светильников, которые по конструкции своей копируют менору. Их нельзя изготовлять из других металлов. Даже в Храмах в качестве светильников используются подсвечники с большим или меньшим количеством ветвей отсюда и появились меноры о девяти ветвях.
Существующий восьми свечник относит нас к отдельной истории, скажу только, что его называют ханукальным подсвечником.
И последнее. Символ меноры используется в гербе государства Израиль.