[три]
Jul. 30th, 2007 | 05:55 am
есть такой ход в Даосизме: пока я не знал о Дао, реки были для меня реками, а горы горами, когда я узнавал Дао, реки перестали быть для меня реками, а горы горами, но когда я узнал Дао, реки стали для меня реками, а горы горами.
кажется мне, что человек проходит через три (мне пока кажется, что три*)** больших зоны понимания. первая - ребёнок. он воспринимает свои впечатления от мира как истинные, соответствующие окружающему. он учится первым словам и, как адам называет предметы, он называет реку рекой, а гору горой и этим присваивает мир.
потом в ребёнке (если ситуация, мною выстроенная, разворачивается в идеальных условиях - то есть без помех и преград)зарождается подростковое бунтарство. нет, говорит он, реки не реки, а горы не горы, вы, родители, были неправы. я проживу это лучше, я знаю, как надо.
если повезёт, эта стадия переплавится в третью, когда подросток сознает, что его слова и вещи - одно. он чувствует, что его воля и реальность могут быть одним. ХОЧУ КАК БУДЕТ***. он открыт жизни, и реки для него снова реки, а горы - горы. но этот уровень сильно отличается от первого подходом, пред-пониманием. как в мифе о Пещере****, он увидел солнце, в свете которого существуют вещи, но нужно вернуться назад, к твоей жизни, к людям. проживать самые простые моменты со слезами счастья в горле. видеть суть и красоту везде, видеть то, что ты ищешь в каждой песне, которую любишь, в каждом тексте, видеть то место, от которого кожа топорщится и колет, и оторопь берёт и рождается чувство - "я замер перед Миром". нужно увидеть, что реки - реки, и понять, что в этом соль ) в этом фишка, что всё так как оно есть. вот такие три больших зоны, возможно, проходят некоторые люди. я горячо уверена в том, что этих зон больше, но см. прим., в котором я говорю, будто вижу три стадии потому, что сама прошла только три пока, да и то, только совсем недавно я перешла к третьей.
_________________
* - возможно, это потому что я ощущаю себя на третьей ступени и выше ничего не вижу, как тот, кто на второй, считает, что она - предел, и тот, кто на первой не знает ничего кроме своей, первой ступени. скачок совершается внезапно и плавно, как сэмплы сменяют друг друга в хорошем сете
** - в этот же момент я вдруг понимаю, что сноски - это первое проявление гипертекстуальности, первый инструмент объёмного текста. на самом деле весь текст полон сносок, неартикулированных, невыраженных, подразумеваемых сносок. но те, что автор выносит сам, чтобы увести читателя за собой в ещё один коридор смысловой ткани текста, - намеренно структурируют, строят, растят-наращивают многомерный текст.
*** - мысль о принципе "хочу как будет" (который я стараюсь положить в основу моего нынещшнего отношения ко всему происъодящему) навеяла на меня воспоминание об одной забавной конструкции, которую мой разум сегодня мне показал. этот текст касается молитвы: [молясь, часто просят о том, чтобы желание сию секунду обернулось явью. просят следствие максимально придвинуть к причине, - в информационном плане запрос требует как можно более скорого ответа. высщее существо же и есть сам процесс. как правило оно действует через цепочку промежуточных действий. то есть например подаётся запрос на выздоравление. после чего последовательность соединений приводит к осуществлению /или неосуществлению/ желаемого. важно то, что между задумкой и воплощением проходят ещё несколько необходимых действий. НО когда задумка и воплощение соединяются непосредственно, без промежуточных звеньев - рождается чудо. чудо - явление, происходящее скорее по ассоциации, чем как следствие некоторой причины. чудо мгновенно и внезапно. даже когда ты подал запрос на исполнение желаемого и очень ждёшь этого исполнения, чудо остаётся внезапным. это так, потому что чудо рождается между человеком и миром. без человеческого стремления к чуду, без юродивого доверия к реальности не будет нам ничего неожиданного и внезапного. принцип "хочу как будет" работает в восприятии чуда непосредственно, как ведущий. мир происходит, мир случается, и с человеком что-то происходит, что-то случается. есть такие вещи, которые очень удалены от нас, и мы не очень легко можем повлиять на них - например, отдалённые причины тех следствий, которые когда-то с нами случатся. тяжело изменить это. но можно измениться самому так, чтобы каждое следующее событие было тобой принято открыто. ты позволяешь миру случаться с тобой. ты изменяешь своё отношение к происходящему, доведя его до распахнутых глаз и любви. можно верить в Бога, а можно верить Богу. когда веришь Богу - хочешь так, как он сделает, потому что знаешь, что он ничего не может сделать не так. чем сильнее вера миру, процессу, разворачивающемуся в нас и вокруг нас, тем больше можно получить от процесса. желание того, чтобы то, что случилось, случилось бы по-другому - это жалость. жалость многому не научит. когда жалеешь о том, что было, не сможешь сделать то, что мог бы сделать в настоящем. и когда это настоящее станет прошлым, ты будешь жалеть о нём, называя его потраченным впустую. ты можешь повлиять на близкие тебе вещи, изменяя себя и их, и придёшь к тому, что возможно даже повлиял на мир. но если ты и не изменил ничего в мире, ты изменил многое в себе.
[здесь обрывается поток. тело хочет спать]