-Метки

ГОСПОДИ аполлон майков апостолы арамейский архиепископ иоанн шаховской архимандрит рафаил (карелин) архимандрит софроний благодатный огонь благодать благодать смертной памяти ближний восток бог болеро бунин бытие ветхость души вечность видеть бога как он есть вифлеем восток газа георгий адамович горячие точки господь гроб господень достоевский_идиот дух евангелие ельчанинов иерусалим иоанн шанхайский иордания искушение истинное отношение к богу йойо константин случевский конфессии крест крючком легкие страдания любовь любовь к богу любящий маалюля мария громова марцинковский мережковский метки митрополит антоний сурожский молитва молодость монастырь ненависть к себе паисий святогорец палестина паломничество память смертная патриарх павел православие православная франция православная церковь праздник преподбный сергий радонежский преподобные преподобный максим исповедник про кризис надоело слушать прпд.амвросий оптинский прпд.антоний великий прпд.силуан афонский прпд.симеон новый богослов радость вечная ребро репортаж русская православная церковь св.правд.иоанн кронштадский свт.игнатий святая земля святые свящ.а.ельчанинов священное писание сергей маковский сердце силуан афонский синай смерть смирение смысл жизни совесть стихира суд божий схемы тайна творческое чувство терпение христианство христос церковные праздники церковный календарь церковь чиcтота душевная

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Иулия

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.01.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 5642


Мельница и крест (реж.Лех Маевский)

Воскресенье, 08 Января 2012 г. 13:06 + в цитатник
В колонках играет - фильм "Мельница и крест"


Пепельно-голубое небо с клубящимися облаками, льнущими к опустошенному взгорью земли. Вытоптанная, выжженная жухлая трава, скалы и пропасти. Смерть, вороном пролетающая в высоте, смерть, зияющая в пустоте глазниц лошадиного черепа. Смерть, позвавшая в свой хоровод верховых и пеших, богатых и нищих, крестьян и горожан. Красные всадники, увлекающие процессию от стен Иерусалима к плеши Лобного места.


«Путь на Голгофу». Шедевр Питера Брейгеля-старшего, Брейгеля «Мужицкого», датированный 1564, хранящийся в Музее истории искусств в Вене.

Смысловой центр этой картины – маленькая фигура Спасителя, упавшего под тяжестью креста. Но Брейгель, верный своему принципу, нарочно отводит наш взгляд от этого события, прячет самое важное в людской суматохе и толчее.

Картина Брейгеля – это строго организованное пространство, схождение силовых линий. Это мир, увиденный с высоты полета ангела.

Это полотно вдохновило одного человека, исследователя Майкла Фрэнсиса Гибсона, написать о нем солидную научную книгу, а второго, режиссера и художника Леха Маевского – снять по ним полнометражный художественный фильм.

Картина «Мельница и крест», чья мировая премьера состоялась в январе 2011 года, уже была представлена российскому зрителю летом текущего года, во время 33 Московского международного кинофестиваля. Но официальная премьера фильма в России состоялась совсем недавно – в кинотеатрах его стало возможным увидеть с 22 сентября.



Лех Маевский попытался реконструировать мир полотна Брейгеля изнутри, поместив, таким образом, зрителя внутрь самой картины. Для этого пригодились все современные технические достижения: компьютерная графика, спецэффекты и тому подобное.


Кадр из фильма «Мельница и крест»

Вдохновленный масштабным полотном нидерландского живописца, польский кинорежиссер создал свою картину, смысловым центром которой, как и у Брейгеля, остаются Страсти Христовы, Крестный путь и смерть.

Однако Маевский расширяет как географические, так и временные рамки картины, вводя в качестве главного рассказчика и главного действующего лица самого художника. Образ Питера Брейгеля воплотил его соотечественник – нидерландский актер Рутгер Хауэр.

Роль Марии исполнила Шарлотта Рэмплинг, а богатого антверпенского купца, благотворителя Брейгеля и заказчика его картин Николаса Йонгелинка сыграл Майкл Йорк.

История кинематографа знает немало кинокартин, вдохновленных или основанных на живописных полотнах. Это и «Девушка с жемчужной сережкой», и «Тайны ночного дозора». Для самого Маевского новая работа – продолжение уже начатого. В 2004 он снял картину по «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха.

Однако «Мельница и крест» – не просто рассказ или виртуозная экранизация картины, это отдельный образ, новый пересказ Евангельской истории.

В интервью, опубликованном в «Независимой газете», Лех Маевский произнес очень важную фразу, характеризующую его как художника и режиссера.

По его словам, вся современная киноиндустрия с ее миллионными вложениями — это машина, которая помогает людям убежать от себя. Да, зрители остаются на месте, в то время как бежит кто-то другой, но речь на самом деле идет о побеге, потому что людям некомфортно наедине с собой. Таким фильмам, по мысли Маевского, нечего сказать, поэтому они оставляют в разуме и сердце зрителя лишь пустоту.

Необычность темы, глубина идеи, отзывы рецензентов и захватывающая глубина кадров из фильма, опубликованных в сети, позволяли надеяться, что «Мельница и крест» действительно является важным и интересным проектом 2011 года.


Но насколько оправданы эти ожидания?

Первые кадры картины – расстановка декораций. Уже выведены главные герои, намечена канва, задан ритм. Питер Брейгель обращается к своему спутнику, объясняя свой замысел, после чего действие начинается разворачиваться как спектакль со множеством действующих лиц.

Все они живут в полотне картины – ее пейзаж нарочито распахнут за ставнями, оконными створками, дверями, сквозит в арках и проемах.

День начинается с сумерек, в которых молча проходят два человека с факелами, словно очерчивая будущее пространство.

Разгорается утро, прогоняя сон всех тех, кто должен сегодня сыграть свою роль: мельника, его жены и помощника, крестьянина и крестьянки, лесорубов, монахов, художника и его детей…

Все герои, кроме художника, его заказчика и Девы Марии – молчаливые статисты, призванные изображать, а не объяснять. Они исполняют свои роли, чтобы после раствориться в толпе, смешаться с теми, кого не выявил пристальный глаз кинокамеры.

Но чем дальше ведет нас камера по пространству сконструированного мира, тем враждебнее и неуютнее оно становится. Скрытое обнажено, все бытовое выводится на первый план, торжествует пошлость, жестокость, лицемерие, грубость.

Вспоминая «Дневник сельского священника», мы говорили об особенностях визуального языка кино, границах слова и образа. В «Мельнице и кресте» все эти принципы доведены до логического предела.

События показываются во всех подробностях, в то время как слово специально выброшено за рамки кадра. Словно бы на сцене действуют актеры с вырезанными языками, способные мычать, стонать, плакать и смеяться, но не больше.

Даром речи наделены лишь Брейгель, который объясняет несколько интересных принципов своей картины, купец Николас Йонгелинк, повторяющий одни и те же пафосные фразы, и та, кто говорит от имени Богородицы.


Причем в русском прокате фильм идет на английском языке с русскими субтитрами. Вообразите себе этот эффект: четкие английские фразы на фоне фантастического брейгелевского пейзажа.

Как бы ни углублял пространство режиссер, оно остается до отчаяния плоским. Самым аккуратным способом строится образ Христа – мы так и не увидим лица Спасителя (хотя Брейгель действует иначе), но от этого не меняется смысл. То, что нам показано – это страдания и смерть хорошего, но ничем не примечательного человека, не Бога. И все те слова, которые вложены в уста Марии, ничего не меняют, если не хуже.


Кадр из фильма «Мельница и крест»

Помните строки из «Реквиема» Анны Ахматовой:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Увы, в «Мельнице и кресте» камера слишком пристально смотрит именно туда, обнажая все, что должно остаться скрытым, и вытягивая из уст Марии слова, которых Она никогда не произнесла бы.

Если бы режиссер остановился в тот момент, когда остановилась мельница, в ту минуту, когда остановил время на своей картине Брейгель! Увы, будет все – и распятие, и метание костей, и долгая конвульсия Иуды.

В итоге получилась интересная и поучительная иллюстрация к истории искусства Средних веков, но не картина, в которой бы горнее было явлено сквозь грубую плотяную оболочку.

Камера выходит из пространства картины, оставляя нас в пустом музейном зале. Наверное, когда съемочная группа соберет свои вещи и уйдет, стоит подойти поближе и посмотреть на полотно Брейгеля в одиночестве.
Путь на Голгофу (560x405, 96Kb)
Рубрики:  Искусство/Живопись
Искусство/Искусство кино
Разное
История и современность
Религии и люди

nadin_andreeva   обратиться по имени Спасибо , прочла с большим интересом. Воскресенье, 08 Января 2012 г. 21:58 (ссылка)
Пусть будет счастлив каждый день, прекрасно каждое мгновенье! Успехов, радости, добра, любви, удачи и везенья!
40 (300x234, 73Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Иулия   обратиться по имени Воскресенье, 08 Января 2012 г. 22:02 (ссылка)
nadin_andreeva, посмотрите этот фильм.
Ожившая картина глазами Художника! Шедевр!
С Рождеством Христовым и Вас!
Пусть все сбывается!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку