КОРАБЛИ-ПРИЗРАКИ |
В морском фольклоре нет корабля-призрака более известного, чем "Летучий Голландец". Но он не единственный в этом роде.
Капитан корабля «Леди Лавибонд» Симон Пил только что женился и решил отправиться 13 февраля 1748 г в круиз, чтобы отпраздновать это событие. С собой он взял свою жену, несмотря на старые приметы моряков о том, что женщина на корабле к несчастью. К сожалению для Пила, его первый помощник также был влюблен в его жену и от ревности и злости повел корабль прямо на песчаную отмель. «Леди Лавибонд» затонула, потянув за собой всех, кто был на борту. По легенде со времени кораблекрушения судно видели возле Кента каждые 50 лет.
Хотя «Октавиус» считается легендой, его история остается одной из самых знаменитых после «Летучего Голландца». В 1775 г китобойное судно «Геральд» натолкнулось на корабль «Октавиус», бесцельно плывущим вдоль побережья Гренландии. Члены команды «Геральда» взошли на «Октавиус» и обнаружили застывшие от холода тела экипажа и пассажиров. Капитан корабля был найден у себя в каюте, в середине заполнения журнала, на котором стоял 1762 г. Согласно легенде капитан поспорил, что быстро вернётся в Англию по Восточному пути, но корабль застрял во льдах.
В 1840 году в Карибском море обнаружили парусник «Розали», идущий под парусами, но без команды. Осмотр трюмов показал, что груз цел, следовательно, пиратское нападение исключалось. Правда, вещи команды и пассажиров были беспорядочно разбросаны. Было установлено, что те, кто находился на борту судна, оставили его внезапно, словно охваченные безумием.
В 1850 году жители Истон-Бич (штат Род-Айленд) были свидетелями того, как форштевнем врезался в прибрежную отмель парусник «Сиберд», которого с нетерпением ждали в порту. Люди поднялись на судно, на котором не оказалось ни одного матроса. Но всё свидетельствовало о том, что экипаж покинул корабль за час полтора до аварии: в кофейниках еще дымился кофе, на камбузе остывал обед, а в кубриках стоял не выветрившийся табачный дым. Куда при стоявшей отличной погоде пропали моряки? Вопрос остался без ответа.
В декабре 1872 года английский бриг «Дея Грация» в 130 милях от берегов Португалии встретился с судном «Мария Целеста», которое под полными парусами как-то неуверенно рыскало по волнам. «Дея Грация» опустила на воду шлюпки: на борту «Марии Целесты» не было ни души.
Корабль находился в пригодных условиях с поднятыми парусами и полным запасом еды. Но все его шлюпки, журнал капитана и, что более важно, команда таинственно исчезли. Тщательный осмотр показал, что все вещи экипажа и груз, состоявший из бочонков со спиртом, находились в целости. В матросских кубриках койки были аккуратно заправлены, на столиках перед зеркалами лежали бритвенные приборы. И никакого беспорядка, следы которого хоть как-то могли объяснить причину, из-за чего команда внезапно покинула корабль. Судовой журнал «Марии Целесты» помог установить, что таинственное происшествие произошло в ноябре того же года. Самой вероятной теорией является то, что шторм или технические неполадки заставили команду покинуть корабль.
Одно из самых примечательных судов-призраков XX века — датское учебное судно «Кобенхавн». В декабре 1928 года оно вышло из Буэнос-Айреса в кругосветное путешествие. На борту парусника находились экипаж и 80 кадетов морского училища. Дальнейшая судьба парусника и находившихся на нём людей остается нераскрытой тайной. Утверждают, что его впоследствии много раз видели в различных уголках Атлантики. Судно якобы шло под всеми парусами, но людей на нём не было. О последней такой «встрече» сообщил капитан сухогруза «Страат Магелхас» в… октябре 1959 года!
Корабль «Джойта» нашли пустым в южной части Тихого океана в 1955 г. Он направлялся к островам Токелау, когда что-то случилось. Прошло уже несколько часов, когда была снаряжена спасательная команда. Корабль, однако, обнаружили, только через 5 недель. На судне не было пассажиров, команды, груза и спасательных шлюпок, а один его бок был серьёзно поврежден. После тщательного исследования оказалось, что радиоволна «Джойты» была настроена на сигнал бедствия, а на палубе нашли сумку врача и несколько кровавых повязок. Никого из команды так больше и не увидели, и тайна не была раскрыта.
Порой такими «голландцами» становятся реальные крупнотоннажные суда, подолгу дрейфующие по водным просторам. Эти скитальцы без экипажа или с мертвой командой зарегистрированы в сводках морских ведомств. Тайны многих из них мрачны и, видимо, никогда не будут раскрыты, поскольку Мировой океан хранит их под надежными замками.
Отдельные таинственные случаи появления в океане судов-призраков можно разгадать, зная о явлении, которое более 60 лет известно в океанологии под названием «голос моря». Его открыватель — известный академик В. В. Шулейкин.
Суть открытия состоит в следующем: из штормовых районов со скоростью звука в воздухе и почти в пять раз быстрее в воде распространяются инфракрасные колебания. Многие морские животные и птицы воспринимают их как предупреждение об опасности, надвигающемся шторме. Но только сравнительно недавно учёные установили, что инфразвук сказывает неблагоприятное воздействие на психику человека. При слабых колебаниях у испытуемых возникали приступы морской болезни, появлялось чувство неуверенности и страха, а при средних колебаниях наступали обмороки. Расчёты показали, что инфразвуковые колебания с частотой 7 герц могут привести к смертельному исходу. А ведь во время шторма «голос моря» почти подходит к этому рубежу — его интенсивность в среднем достигает 6 герц. Кроме того, во времена упомянутых исследований, когда частота приходящего излучения была ниже предельных величин, человеческий организм испытывал сильную вибрацию, необычным колебаниям подвергались внутренние органы, и испытуемые чувствовали сильную боль во всем теле.
А теперь представим себе такой поворот событий... Тихий, спокойный океан, ничто не предвещает опасности. Но где-то бушует шторм. И вот, подчиняясь «голосу моря», рожденному этим штормом, неожиданно начинают вибрировать и ломаются мачты и надстройки, рвутся паруса. У моряков, охваченных ужасом и дикой болью, только одна мысль — прочь с проклятого судна! Проходит немного времени, и по-тихому, как и прежде, океану плывет уже «летучий голландец» ...
В условиях тумана, снежных бурь, гигантских волн, неистовствующего ветра и бушующего океана дрейфующий корабль вполне может представиться кораблем-призраком. И, конечно, столкновение с ним не сулит ничего хорошего. Впрочем, можно ли какой-то одной причиной объяснить эту романтическую тайну?
Рубрики: | Люботытно Интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |