ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН |
Славянство – это поклонение святому духу природы, частью которой является сам человек. Это почитание Рода, предков, созидание семейной родовой жизни по древним славянским обычаям и великое наследие Руси.
Воспитывая в нас тот самый «загадочный русский дух», славянская традиция преподносит обычаи, вечно родные всем русским людям. И сколько бы эпох не миновало, сколько бы мы не блуждали в потёмках инородных традиций, русские люди всегда возвращаются к родным истокам.
Тысячи лет природные календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделённый на двенадцать частей, изображался на ритуальных чащах, и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо – Коло Сварога – несёт в себе особый смысл, который заключается в вечном перерождении и обновлении всего живого. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают весёлые праздники.
Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля – живая материя. Можно даже не праздновать эти дни, а просто помнить о них.
Ближайший из них:
3 декабря – День памяти богатыря Святогора
Картина И. Билибина «Илья Муромец и Святогор», 1900-е гг.
4 декабря – День Марены
После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, шли на болото, где тушили горящие головни в болотной елани (незамерзшей трясине).
11 декабря – Сойкин день
Не совсем праздник, но тоже интересно. Дата по старому стилю: 28 ноября.
В этот день чествовали сойку – небольшую птицу с ярким оперением, широким хохолком на голове и длинным хвостом. Слово «сойка» представляет собой уменьшительно-ласкательный вариант древнерусского названия этой птицы – «соя», – которое, в свою очередь, происходит от глагола «сиять». Птица получила это название за яркое оперение. Сойка – лесная птица, известная тем, что подражает пению других птиц. Может она воспроизводить и другие звуки – от стука топора до человеческого голоса. На Руси в старые времена говорили, что если в свой день сойка прилетит к окну и станет у него кричать, то это добрый знак. Мудрый человек, услышав такой сигнал, выйдет из дома и последует за птичкой. Считалось, что сойка может показать дорогу к счастью.
Сойку в народе называли вещуньей. Люди верили, что у этой пташки на крылышках находятся небольшие зеркала, в которых можно увидеть свое будущее.
Узнать, что тебя ожидает, в этот день можно было и без помощи птицы-сойки. Надо было подойти к колодцу и послушать воду: если услышишь позвякивание – можно ждать прибыли, а если всё тихо – на успех не стоит рассчитывать.
Также в Сойкин день гадали на монетах. Для этого в ближайший сугроб бросали горсть монет, а затем доставали их оттуда по одной. Если первой попадалась самая крупная из брошенных монет, можно было рассчитывать на удачу в делах, а если самая мелкая – напротив, не нужно было ждать дохода.
Наумов день на Руси называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» – надоумить, научить. Когда-то на Руси существовал обычай в этот день приводить детей к учителю, которого почитали особо, считая его работу чрезвычайно важной и трудной. По обычаю, мать в это время должна была причитать по своим детям, отправляющимся учиться, потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей. У учеников же существовало несколько «ритуалов», чтобы хорошо сдать экзамен. Например, такие: 1. Перед тем, как заходить к экзаменаторам, читать три раза, не давать переписывать со своего листка: «Как светло воскресенье, так и голова моя светла. Как любит меня матушка, как любит меня батюшка, дедушка и бабушка. Как они меня всегда лелеяли и жалели, так бы и вы меня, мои учителя, пожалели». 2. Читать, когда идёшь на экзамен: «Я в бурсу иду, урок отвечать, знания защищать. Какое бы слово ни сказал, все бы похвалу получал».
Карачун (Корочун)
Дата события меняется: либо 21 декабря, либо – 22-е. В 2023 году – 22 декабря.
День почитания Карачуна (второе имя Чернобога) приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года 21 или 22 декабря) – самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день особенно властвует грозный Карачун – божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток. Слуги грозного Карачуна – медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой». В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: 'пришёл ему карачун', 'жди карачуна', 'задать карачуна', 'хватил карачун'. Окачуриться – значит не только умереть, но и сильно замёрзнуть. С другой стороны, слово 'карачить' может иметь следующие значения – пятиться задом, ползком, 'скорячило' – скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи. Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая её в смертный сон. Этот образ безобиднее, чем суровый Карачун. Мороз – просто повелитель зимних холодов.
25 декабря – Коляда
Коляда – весёлое, желанное божество, солнце-младенец, в славянской мифологии воплощение новогоднего цикла, поворот Солнца на весну – праздновался в период Больших зимних святок, проходивших с 24 декабря по 5 января. Славяне отмечали Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл, и начинало разгораться зимнее солнце (в период зимнего солнцестояния).
Перед празднеством кудесник выл волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносилась братина с хмельным напитком, и обавник (читающий славления и приговоры на обрядах во время праздников) восклицал:
Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
1 января (по старому стилю: 19 декабря) – День Ильи Муромца
Былинный богатырь Илья Муромец (Картина В. Васнецова «Богатырский скок», 1914, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва)
Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под городом Муромом. В то время здесь жили финно-угры, племя мурома. За то, что Илья Муромец был из этого племени, говорит и его имя – искаженное финское Ильмаринен – это финский Перун, бог воин и кузнец, кователь. Впрочем, в этом селе могли жить и выходцы из Белогорья-Кавказа – карачаевцы.
За свою непомерную силу, за ратные подвиги Илья Муромец, живший в 12 веке, почитался и славянами и финно-уграми воплощением Громовержца (финнами – Ильмаринена, славянами ведической веры – Перуна, либо Ильма, христианами – пророка Ильи).
В этот день на Руси чтили память Ильи Муромца – былинного богатыря, которого считали избавителем Киева от татарского Калин-царя. Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем – стражи Руси, символы могущества Земли русской.
Виктор Васнецов «Богатыри» (Конец 19 века, Третьяковская галерея, Москва). В центре могучий Илья Муромец
В русских былинах об Илье Муромце образ богатыря слился с образом Перуна. В сущности, эти былины полностью сохранили тексты древних песен о Перуне. Хотя есть предположение, что прототипом былинного богатыря был преподобный Илия Печерский, живший во времена Владимира Мономаха.
В этот день полагалось поклониться родной земле и вспомнить славные подвиги народных героев – защитников Отечества.
Рожденному в этот день вверяли люди вести суд честной и справедливый, также говорили: «Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот)».
Лучшим блюдом к столу в этот день (который, кстати, позже совпал с Новым годом) был жареный поросенок.
Ещё в этот день гадали: очищали 12 луковиц от верхних чешуек, насыпали на каждую луковицу по кучке соли и клали их на ночь на печь. На какой луковице за ночь соль повлажнеет, такой по счёту месяц будет дождливый. Или вынимали из луковиц 12 чашечек, насыпали в них соль и ставили на окно в ночь под Новый год. Как влажнела соль, тот месяц будет влажный, дождливый или сухой.
А по приметам дня определяли, будет ли урожайным наступающий год. Для этого надо выйти на перекресток, начертить на земле палкой крест и приложиться к нему ухом: если послышаться, что едут сани с грузом – будет богатый урожай.
Считалось, что сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а звёздная ночь – гороха, чечевицы и ягод. Если же погода тёплая – ожидали, что уродится рожь.
В настоящее время Илья Муромец считается покровителем Российских ракетных войск стратегического назначения и Пограничных войск России.
13 января – Щедрый вечер, Щедрец
Серия сообщений "Праздники":
Часть 1 - ЧТО НИ ДЕНЬ – ТО ПРАЗДНИК
Часть 2 - ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН
Часть 3 - ДРАКОН: СИМВОЛ 2024 ГОДА
Часть 4 - ДРАКОН: СИМВОЛ 2024 ГОДА. ЧАСТЬ 2
...
Часть 7 - КАКОЙ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК?
Часть 8 - ПЕРВОЕ АПРЕЛЯ – ДЕНЬ СМЕХА ИЛИ ДЕНЬ ДУРАКА
Часть 9 - ВРЕМЯ СЛАВИТЬ БОГОВ. СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ ИЮНЯ
Серия сообщений "Славяне, гой еси!":
Часть 1 - КАК КРАСАВИЦА ЙОГИНЯ СТАЛА БАБОЙ ЯГОЙ ИЛИ ПОВЕСТВОВАНИЕ О СЛАВЯНСКОЙ БОГИНЕ ЙОГИНЕ-МАТУШКЕ
Часть 2 - СЛАВЯНСКИЕ БОГИ
Часть 3 - ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН
Часть 4 - СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Часть 5 - ВОЛХВЫ – УПРАВИТЕЛИ СЛАВЯН
...
Часть 7 - РОД – СОЗИДАТЕЛЬ МИРА
Часть 8 - БОГИ И ВОИНЫ СЕВЕРА. КАРТИНЫ ИГОРЯ ОЖИГАНОВА
Часть 9 - ВРЕМЯ СЛАВИТЬ БОГОВ. СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ ИЮНЯ
Рубрики: | Интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |