-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Апрелевка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.04.2004
Записей:
Комментариев:
Написано: 86857


Об относительности зла

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


Апрелевка   обратиться по имени Целиком Понедельник, 27 Августа 2012 г. 14:44 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Апрелевка   обратиться по имени Цитата Понедельник, 27 Августа 2012 г. 14:48 (ссылка)
- А вы вспомните три искушения Христовых, отец Иннокентий, - ответил
Глеб. - Хлебом, властью и чудом Дьявол искушал Его. Накорми людей, говорил
Сатана, избавь их от нужды на Земле, и тогда спрашивай с них духовного
совершенства. Возьми над ними власть, говорил он, и этой властью ты
проведешь их мимо бесконечного числа ошибок и преступлений. Покажи им чудо -
сделай так, чтобы ни у одного из них не осталось сомнений в том, что есть
разум высший их, и они, как послушные дети, пойдут за тобой. Три искушения
отверг Христос, оставив человечество свободным. Я так это понимаю, батюшка:
значит при создании нашей Земли - единственного, быть может, места во
вселенной, где в материи зарождается дух - было два взгляда на него и две
идеи о его устройстве. Первый взгляд был надменен - он видел то, насколько
много в этом зародыше духа, в человеке, зависимого от материи, насколько
велика пропасть, отделяющая его от духовной гармонии вселенной. Поэтому
считал он необходимым устроить жизнь на Земле целесообразно - бережно
взрастить человечество, руководя каждым шагом его, остерегая от бед и
соблазнов. И был второй взгляд - с доверием и любовью - он также сознавал,
конечно, несовершенство человеческого духа, но он видел, что этот дух уже
способен быть творцом, способен внести свою, неповторимую лепту в гармонию
мироздания - и он считал возможным доверить человеку быть сосоздателем
своего мира. И для этого дать ему свободу. Как есть материя и дух, так есть
и два закона в них - целесообразность и свобода. В духе все свобода, в
материи все целесообразность. Спор об устройстве человеческой жизни - о том,
быть ли ей свободной или целесообразной - был спором о том, к чему вернее
следовало бы отнести человека - еще к материи или уже к духу. Слишком
материален человек, говорит Сатана, и поэтому жизнь на Земле остаться должна
в целесообразности. Человек - есть начало духа, говорит Бог, и он достоен
свободы. Непосильным окажется для человека этот дар, говорит Сатана, сколько
страданий и слез ждет его, предоставленного самому себе. Будут слезы,
говорит Бог, будут страдания и беды, но будет и радость, будет красота и
духовные открытия, доступные только ему - человеку. Никто не в праве отнять
их, превратив человечество в уныло бредущее стадо, нетерпеливо ожидающее
смерти.
- Это замечательно! - рассмеялся вдруг отец Иннокентий; он забыл уже и
о трубочке своей, слушал Глеба, подавшись вперед над столом, неотрывно глядя
в глаза ему. - Так, по-вашему это Бог искусил Еву плодом от древа познания
добра и зла?
- По крайней мере, Он произрастил это древо, - серьезно ответил Глеб. -
И согласитесь - едва ли не в Его силах было уберечь Еву от соблазна змея. К
тому же ни для кого, кроме как для человека, плод его и предназначен быть не
мог. Потому что добро и зло существуют только в человеческой жизни. Добра и
зла нет в материи, добра и зла не может быть в духе. Добро и зло возникают в
узеньком пространстве перехода от материи к духу, от целесообразности к
свободе. Ведь все то зло, которое совершается на Земле, - есть подчинение
души человеческой закону целесообразности, которым он связан с материей.
Единая сущность всякого зла - причинить вред одному ради того, чтобы стало
лучше другому. Не было на Земле произнесено более злых слов, чем "цель
оправдывает средства". И именно тем связано зло с Сатаной, что доказывает
оно правоту его взгляда на человека, как на существо материальное,
подчиненное закону целесообразности. Равно как всякое добро, которое творит
человек на Земле - есть доказательство правоты Божьей - подтверждение того,
что человек - есть начало духа и достоен великого дара свободы. Нравственные
заповеди Евангелия - инструкция по пользованию этим даром. Нравственный
абсолют в душе человека - признак того, что зародыш вселенского духа готов к
рождению в настоящую жизнь.
- Прекрасно, - удовлетворенно кивнул отец Иннокентий. - Надо признать,
мироздание ваше выстроено довольно стройно. И у меня к вам единственный в
общем вопрос: как по-вашему, Глеб, много ли людей за всю историю
человечества оправдали этот дар Божий? Много ли людей закончили свой путь
земной с нравственным абсолютом в душе? В сравнении с теми, кто так и
остался в законе целесообразности. Молчите? Значит, знаете ответ. Так кто же
тогда, по-вашему, был прав в том споре? Бог или не Бог?.. Ну, заодно уж и
второй вопрос. Если к нравственному абсолюту Он призывает нас, то, надо
полагать, что и Его творение мы имеем право поверить нравственным абсолютом.
Тогда я спрашиваю: стоят ли все духовные ценности, внесенные человеком в
копилку мироздания за тысячи лет, океанов крови и слез, пролитых на Земле,
облагодетельствованной даром свободы? Или, может быть поверить эту жизнь
законом целесообразности, чтобы получить положительный ответ?.. -
по-прежнему глядя прямо в глаза Глебу, священник еще более склонился вперед
над столом. - Я признаю, что мироздание ваше выстроено стройно, - повторил
он, улыбаясь как-то странно. - Но только я бы лично встал в нем рядом с
Сатаной.
Ответить С цитатой В цитатник
Апрелевка   обратиться по имени Понедельник, 27 Августа 2012 г. 14:49 (ссылка)
Добро и зло возникают в узеньком пространстве...
Ответить С цитатой В цитатник
Юрий_Мишенев   обратиться по имени Понедельник, 27 Августа 2012 г. 21:25 (ссылка)
Апрелевка, оооо... всегдашнее упование на свыше... там оне смотрят на дно коробочки, в которой копошатся ничтожности и решают, што бы такое? дураки страшенные, может им о том сказать? или не надо? и капнуть ли туда хлороформом, когда нодоедят, или просто забыть?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 21:29ссылка
да тут вроде как наоборот акцент.. упование на тех, что ниже.. те, которые дураки и страшненькие.
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 21:51ссылка
Апрелевка, аха... оне свыше - уповают... "а все таки я в их верю... пожалуй, погодим хлороформом"
ZnichKa   обратиться по имени Понедельник, 27 Августа 2012 г. 21:32 (ссылка)
Манихейство сплошное) Это ж еще у Достоевского разбирается... Ивано-Карамазовщина..."Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять."
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 21:38ссылка
Ну да, похоже.
Но там на самом деле, Ань, другой выбор. Я уж так - один кусочек.
Церковь 1917-37. Насколько и до какой степени оправданы компромиссы.
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 21:40ссылка
И я, собственно, об этом хотела - никто не считает себя правым во зле. То есть зло всегда воспринимается как побочный продукт. Задумывается как побочный продукт.
ZnichKa   обратиться по имени Понедельник, 27 Августа 2012 г. 21:45 (ссылка)
Ну, нет... Компромиссы разные бывают... А это уже не христианство - "Все хотят, как лучше.."
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 21:56ссылка
Потому что зло - результат греха, "бунта", по Достоевскому, отпадения от Бога, который есть абсолютное добро. Это "теодицея", в которой христианство совершенно определённо выражает свою позицию: зла как такового вообще нет.
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:07ссылка
Тогда в чем противоречие?
Разве бунт не имеет целью "улучшения положения"? Своего ли, чужого?
Неужели бунт имеет целью - "чтобы было хуже"?
Аня, разве отпадение было ЦЕЛЬЮ? Даже хоть и первородного греха. Отпадение оказалось средством или условием греха.
Когда ребенок кричит "Я сам!" это не потому что он мамы больше видеть не хочет,. а потому что ему кажется, что он сделает лучше. Ну или не хуже во всяком случае.
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:14ссылка
Бунт против Бога - всегда отпадение. Я сам - значит без Бога. Это в большей части случаев проходит, и дети действуют по образцу - только так они учатся... И Христос - великий Учитель, дал нам пример - и право решать: по образцу или "сам".
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:18ссылка
Нет, я спрашиваю в чем противоречие между "все хотят, как лучше" и теми правильными словами, что ты написала?
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:23ссылка
Противоречие в том, что сатана не хочет, как лучше)))
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:31ссылка
Он просто по-своему понимает "лучше".
А иначе - он и есть воплощенное зло, то, чего "как такового нет".
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:28ссылка
Ведь об этом и цитата, что имея благие намерения, но с разными критериями подходя к выбору средств (того самого "образца") можно родить как добро, так и зло.
Но СПЕЦИАЛЬНО к злу никто не стремится.
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:31ссылка
Благими намерения - дорога в ад))) Сатана как раз об этом и заботится... постоянно. Думаешь, не специально? Думает, как хорошо там будет)))
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:36ссылка
Не знаю. Для меня это уже за гранью фантазий.
Но Люцифер - светоносный, собирался соперничать с Богом, создавая ад? Именно ад?
Ань, нет. Про это я думать не буду.
Когда писала, имела в виду людей.
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 21:55ссылка
Аня... я подумала. Ты видишь разницу между "грешником" и "злодеем"?
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 21:58ссылка
Конечно, всякий злодей - грешник, но не всякий грешник - злодей.
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:08ссылка
тогда кто такой злодей?
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:17ссылка
Мне кажется, это "осознанный", "сознательный" грешник, убежденный, так сказать).
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:43ссылка
Грешник - раб зла (греха), он подчинен,
Злодей - хозяин зла, его сознательный творец, именно как зла.
Ань, а есть ли такие, "сознательные"? Я не встречала ... Может быть мстители. Но ведь и они "восстанавливают справедливость". То есть добро в их трактовке.
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:46ссылка
У христиан - есть образец, чтоб не сбиться с пути истинного. Евангелие. Всё отстальное - от лукавого.
ZnichKa   обратиться по имени Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:42 (ссылка)
Да. Люцифер - светоносный и очень романтичный, ему претит смирение и покаяние. У него - гордыня. Поэтому романтики его и пытались оправдать - что Гете "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо", что Лермонтов, что Врубель и etc... Так что рассуждения об относительности зла - чистый романтизм и манихейство.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:45ссылка
Да разве я говорю об относительности зла?
ну ладно.
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 22:47ссылка
у тебя так пост называется, извини, если не так поняла.
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 23:03ссылка
да я уж и сама забыла, что написала)))
"Относительность зла" возникает в сознании из ошибочного предположения, что если в одном месте где-то убудет, то в другом непременно прибудет. Что одного можно сделать счастливым за счет другого.
Относительность - это соотнесение с положительным эффектом. Мол чего больше? И если плюсов больше, то зло превращается в относительное.
Это чудовищная ошибка, но она дает возможность понять и, в конечном счете, полюбить грешника. А иначе любить его тяжко. а то и невозможно...
Перейти к дневнику

Вторник, 28 Августа 2012 г. 10:27ссылка
Только один ориентир, "положительный эффект", с которым можно соотносить, как ты говоришь, и плюсы-минусы считать)))
Но вообще - не знаю, бухгалтерский подход со счетами мне как-то не очень)
Перейти к дневнику

Среда, 29 Августа 2012 г. 18:18ссылка
не очень..
Дело не в предпочтениях, дело в опасности такого подхода, но ...
На бытовом уровне "бухгалтерский подход рулит". Шлёпнуть ребенка (минус), чтоб запомнил - так нельзя (плюс). А потом дальше, дальше и ВДРУГ возникает вопрос - а не правильней ли отказаться от своего больного ребенка, потому что иначе "загублена" будет не только твоя жизнь, но жизнь других твоих детей - здоровых (реальная проблема очень близкого мне человека)?
Это как бы крайние точки континиума от очевидного да до очевидного нет.
Но между ними то! Между ними - сколько неясных, сомнительных то ли да, то ли нет!

Получается, что да - ничего кроме единственного ориентира не поможет, хоть и с ним бывает так сложно, но кроме него ничего вообще...

Понимание "относительности зла" в отдельно взятом сознании очень важно чтобы прочувствовать "ненавидьте грех, но любите грешника". А то повторять то мы все то повторяем, но попробуй как-то совместить с реальной жизнью..
Перейти к дневнику

Среда, 29 Августа 2012 г. 20:59ссылка
Ну вот, ты опять по-бухгалтерски... Так ведь Евангелие - не свод законов... "Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень". Нет ни неясных, ни сомнительных то ли "да", то ли "нет". И очень легко совмещается с реальной жизнью. точно.. Все просто и понятно, каждый день, в любой ситуации. Сделать выбор, и потом за него отвечать по полной...
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку