Менее чем за час мы добрались из Тракая до автовокзала Вильнюса. Забрав вещи из камеры хранения и приобретя посадочные талончики в местном киоске «союзпечати» у вокзала, отправились на троллейбусе в наш отель «Экотель Вильнюс». В этот вечер у нас ещё были планы совершить прогулку по Вильнюсу.
На фото проспект Гедимина каким мы его застали вечером, после дождя.
Расположен от вокзала отель далековато (мы добрались до него за 30 минут, включая ожидание троллейбуса) и имеет всего 2*, но нам он вполне понравился.
По сравнению с парижской 2* конурой, в которую вмещалась лишь кровать и наш чемодан, а на завтрак нам предлагали по круассану и булочке, «Экотель» поразил нас достаточно просторной комнатой (правда, потом мы изучили схему номеров и поняли, что нам достался угловой номер, один из самых больших!), а на следующее утро обозначенный в ваучере завтрак как «континентальный» превзошел все наши ожидания. Было и горячее, и нарезки колбасы, сыра, а также яйца, йогурты, сладости к чаю, соки. В общем, наесться можно было до отвала.
До ближайшей точки старого города Вильнюса – Кафедрального собора – от отеля можно было добраться минут за 20, чем мы и воспользовались, оставив вещи в отеле и отправившись гулять в центр.
Сначала мы перешли Зеленый мост через реку Нярис, интересный сохранившимися на нем скульптурами «рабочих и колхозниц», а также советских солдат-победителей. Остается только удивляться, как им удалось сохраниться в прозападно-настроенной Литве!
Что плохо в осенне-зимних поездках, так это короткий световой день. Уже в четыре часа солнышко садится, и после пяти вечера ты гуляешь под черным сводом неба и только по улицам, которые хорошо освещены.
Поэтому наша программа дня обычно выстраивалась так, чтобы до темноты прошагать все самые значимые объекты. В пять вечера мы, как правило, забредали в какое-нибудь кафе на обед, а затем продолжали прогулку по темному городу со штативом в руках.
Первой нашей целью было выбраться на парадную магистраль города Вильнюс – проспект Гедимина. На этом проспекте сосредоточены главные государственные и правительственные учреждения Литвы. Застройку в основном определяют здания конца 19-ого - начала 20-ого века, с некоторыми вкраплениями советских зданий и современных построек. Одним концом проспект упирается в Кафедральную площадь, в ту сторону мы и направились.
Практически сразу вверх по улице нам встретился велосипед, прикованный цепью к ограде. В нём не было бы ничего особенного, если бы не то, что он абсолютно весь был выкрашен в белый цвет, в спицы колес были вставлены маленькие букетики цветов, а рядом с ним стояли потухшие свечки. Так как надпись на нём была на литовском, смысла этой композиции мы не уловили. Явно произошло что-то трагическое, возможно в этом месте кого-то на этом велосипеде сбили. Такой вот мемориал, который можно пройти мимо и не заметить.
В этот вечер проспект Гедимина был закрыт для движения (видимо, всё тот же неизвестный нам праздник), но немногочисленные пешеходы, тем не менее, дисциплинированно двигались только по тротуарам. Не спеша, мы добрались до Кафедральной площади.
Это исторический центр города. Его украшают главный костёл Литвы - Архикафедральный собор-базилика св. Станислава и св. Владислава и высокая колокольня. Нынешний вид она имеет лет 200, а история её началась ещё в 13-ом веке – в то время башня являлась одной из многих в укреплённой стене вильнюсских замков. Сейчас фактически от неё осталась только подземная часть.
В архикафедральный собор со всех сторон стекались люди. К моменту, когда мы в него вошли, внутри практически не оставалось свободных сидячих мест. Все чего-то ждали. Подождали и мы, но дождались только включения верхнего света, когда в зале уже совсем стемнело.
Вероятно, вскоре должна была состояться служба, но она слишком долго не начиналась.
Следующим важным пунктом нашего вечернего знакомства с городом стал один из главных символов Вильнюса – костёл Святой Анны. Отличный пример средневековой пламенеющей готики, ни одного другого похожего костёла в Вильнюсе мы так и не встретили – все остальные так или иначе приобрели барочные черты. В целом современный внешний вид костёл сохранил на момент 1581-ого года.
Недалеко от костёла Святой Анны расположена православная Пречистенская церковь, с не менее богатой историей. Собором эта церковь стала ещё 600 лет назад. Нынешний «грузинский» облик приобрела во время реконструкции 1868 года, когда здание было возвращено православным.
От этой церкви мы свернули на узкие безлюдные улочки, которыми вышли на главную пешеходную улицу Вильнюса - Пилес, лучше всех подсвеченную, многолюдную и сплошь усеянную достопримечательностями.
А оказались мы прямо напротив Пятницкой православной церкви, построенной в нарядном неовизантийском стиле. Это тоже очень древняя церковь, известна с 1345 года. К 19-ому веку от заброшенной церкви оставались одни руины, так что в 1864 году она была вновь отстроена такой, какой мы видим её теперь. Рядом с церковью площадь с деревянными лавками, в дневное время оккупированными местными художниками и прочими умельцами, своеобразный мини-Вернисаж. Но сейчас, конечно, площадь пустовала и даже таких одиноких туристов, как мы, на ней не наблюдалось.
Вскоре мы дошли до широкой Ратушной площади с классическим зданием Ратуши во главе. В средние века в здании находился городской совет. В современные времена Ратуша используется для проведения концертов, фестивалей и выставок, литературных вечеров, презентаций книг и выступлений политических деятелей. К сожалению, вечером Ратуша (да и в целом Ратушная площадь) подсвечиваются достаточно скудно.
Поблизости от Ратуши расположился костёл Святого Казимира – одно из первых зданий в Вильнюсе в стиле раннего барокко. Особенно шикарно выглядит его купол-корона, настолько высокая, что её можно наблюдать из большей части Старого города, как бы парящей над крышами старинных домов. К сожалению, именно на этом вечернем фото эту корону не видно – вид на неё перекрыт двумя башнями фасада.
Свернув на улицу Доминикону, мы вышли к костёлу Святого Духа и доминиканскому монастырю. Костёл протягивается боковым фасадом вдоль улицы, выходя алтарной частью на улицу Игното. Со стороны парадного фасада к нему примыкает бывшее здание монастырской аптеки, соответственно, большей части главного фасада, как такового и нет. Костёл стоит посетить ради его пышных интерьеров — стиль рококо. Однако, мало кто знает, что под неширокой спокойной улицей Доминику и под зданиями монастыря расположен целый лабиринт готических древних подземелий — огромное кладбище, где хоронили жертв эпидемий средних веков; монахов, знатных жителей города; а также умерших во французском военном госпитале, размещённом в монастыре во время войны Франции с Россией в 1812 году. Когда-то туда даже организовывались экскурсии, однако их быстро прекратили – из-за нарушений микроклимата мумии начали разлагаться, к тому же экскурсанты пытались вынести из подземелий кости и черепа.
Поднимаясь дальше вверх по Старому городу, мы встретили врата бывшего базилианского монастыря. В тот момент, по незнанию, мы приняли их за древние крепостные врата Старого города. А на дальнем плане фото уже виднеется костёл св.Терезы.
Костёл Святой Терезы – памятник архитектуры раннего барокко, также один из первых в городе.
Костёл Святой Терезы находится совсем близко от настоящих городских ворот, единственных сохранившихся в Вильнюсе. Остра брама (по-польски и литовски) или Острые ворота (по-русски) – одна из главных достопримечательностей Вильнюса, объект туристического осмотра и паломничества. Над вратами расположена часовня с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской. Этот образ помещён в часовню в начале 17-ого века. Он относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках и почитается как католиками, так и православными. На фото эта икона сияет золотом из центрального большого окна часовни. А на её фронтоне всё тот же вездесущий всевидящий глаз в треугольнике (тот же самый символ на который мы впервые обратили внимание на тульском Вознесенском храме).
А на этом фото Остра брама со стороны внешней городской стены. Можно отметить, что ничего «острого» в воротах мы не заметили, видимо это название ворота получили в свою бытность готическо-островерхими.
Взглянув на ворота снаружи, мы вернулись через них на территорию Старого города и продолжили прогулку по нему.
На одном из переулков, который выходил на улицу Пилес, мы обнаружили памятник какому-то нелепому человеку. Смысла монумента мы не уловили, пока уже дома не рассмотрели получившуюся фотографию – только на ней мы заметили, что на соседний дом от него как бы отражается тень, и со стороны кажется, что кто-то с завидным упорством взбирается на дом. Если бы не настоящая тень справа от памятника, в это можно было бы даже поверить! Необычная идея понравилась.
Вскоре мы оказались у колокольни костёла Святых Иоаннов, самом высоком здании Старого города. Очень жаль, что на эту колокольню нельзя залезть обозреть окрестности… Виды на Старый город должны быть потрясающи оттуда! Рядом видна сама церковь Святых Иоаннов, на тот момент мы так и не поняли, можно ли в неё попасть – не нашли входа. Только в последний день, во время осмотра древнего Вильнюсского университета мы поняли, что вход осуществляется только с его территории, а на общую улицу, соответственно, выходит алтарная часть.
Выйдя на улицу Пилес, мы оказались прямо напротив ресторанчика Forto Dvaras, который приметили еще в самом начале прогулки. Ресторан был переполнен, но один свободный столик для нас в нем все-таки нашелся. Судя по его интерьеру в стиле «литовской деревни», мы поняли, что сможем отведать здесь блюда национальной литовской кухни. К счастью, официанты немного понимали и по-русски, и по-английски, а меню содержало картинки, что значительно облегчило нашу задачу по выбору блюд. Мы заказали цеппелины (это такие вытянутые котлетки из протертого картофеля с различными начинками – мы всегда брали с мясными – политые соусами), суп в горшочке, сделанном из черной буханки хлеба, и куриную отбивную с овощами. А потом едва смогли все это съесть. Блюда были безумно вкусными, поэтому мы еще ни раз ходили впоследствии сюда на ужин.
После трапезы отправились в сторону нашей гостиницы. Путь наш пролегал мимо Литовского Национального музея. Здесь удалось сделать кадр «три достопримечательности в одном» – собственно, сам музей, перед ним статуя - современное литовское искусство – какой-то царственный местный деятель, а над всем этим, на холме возвышается единственная сохранившаяся сторожевая башня бывшего верхнего замка – Башня Гедиминаса. Для нас, пожалуй, самая интересная из этих трёх достопримечательностей.
Оттуда мы быстро вышли на набережную реки Нярис и продолжили путешествие вдоль её берега..
Далее наш путь пролегал обратно через Зелёный мост с советскими скульптурами в наш район Вильнюса.
И, в завершении картины вечернего Вильнюса, фотография из окна нашего углового номера в отеле Ecotel.