В отличие от предыдущей, эта очаровательная притча вроде бы действительно относится к ранним временам. Очень люблю ее.
* * *
Рассказывают, что некогда Карна пришел по какому-то делу к Дурьйодхане, но не застал его дома. Супруга наследного принца Бханумати, надо думать, числила Карну наравне со своими многочисленными деверями, так что без сомнений пригласила друга своего мужа в царские покои и предложила скоротать время за игрой в кости.
Играли они очень азартно, увлеченно и эмоционально. Принцесса чаще проигрывала, Карна выигрывал. В этот миг вошел вернувшийся Дурьйодхана. Карна сидел спиной к дверям, поэтому, когда Бханумати вскочила из-за стола, чтобы поприветствовать мужа, подумал, что она от обиды на очередной проигрыш решила закончить игру и уйти. А ему было весело и заканчивать не хотелось. Желая остановить принцессу, Карна поймал ее за кончик жемчужного пояска, и со словами: "Куда же вы, юврани, не надо так огорчаться!", дернул пояс, несколько не рассчитав сил. Поясок лопнул, жемчуг раскатился по ковру, а Карна, заметив, что Бханумати смотрит вовсе не на него, обернулся... И понял, что попал. Потому что не надо долго гадать, как выглядит в глазах Дурьйодханы представшая ему сцена. Друг и жена красные и встрепанные, и словно бы этого мало - Карна только что сорвал пояс с чужой супруги на глазах ее мужа. Убивают за меньшее!
Бханумати тоже стоит соляным столпом, понимая, что если у Карны еще есть шанс дожить до поединка, то лично ее Дурьйодхана может прямо здесь и сейчас спросить, молилась ли она на ночь, и будет в своем праве.
Принц между тем спокойно здоровается с обоими и говорит, оглядываясь вокруг: "Ну вот, жемчуг рассыпали". Карна, обретя дар речи, исхитряется родить банальнейшую для такой ситуации фразу: "Митр, это не то, что ты подумал".
"А я ничего такого и не подумал", - отвечает Дурьйодхана, присаживается на ковер и начинает собирать жемчужины. - "Может, вы мне поможете их собрать?"
Бханумати и Карна, окончательно выйдя из ступора, бросаются помогать ему собирать бусины. Жемчуг собрали. Неудобная ситуация была забыта.
* * *
Нынешние поклонники Карны из числа отечественных кришнаитов любят приводить эту притчу в пример: "вот, мол, какой Карна был праведный, даже злобный и подозрительный принц, воплощенный демон, не подумал о нем ничего дурного", не понимая, что тем секут сами себя с усердием даже не приснопамятной унтер-офицерской вдовы, а средневекового флагеллянта :) Не хуже, чем с легендой о волшебном взгляде Гандхари.
Почему?
Да потому что - психология, дорогие товарищи. Людям свойственно судить по себе. В меру той праведности или грязи, которая имеется в их собственных душах. Поэтому личная порядочность и чистота не спасают от чужой злобы. Пример тому: сотни тиранов, на протяжении человеческой истории отправлявших на плаху самых верных и честных - на основании чужой клеветы или собственных диких подозрений.
А еще, если обратиться к изысканиям нынешних психологов, существует такая разновидность психологической защиты - "проекция". Когда человек приписывает окружающим то, что ему больше всего не нравится в себе самом. Именно поэтому жертвы перверзных нарциссов (разновидность социопатии) регулярно выслушивают в свой адрес ворох самых диких обвинений, достойных сумасшедшего дома, изумляясь: "За что? Чем я дал(а) повод?" Ничем. Социопат попросту пытается обтереть о других собственную грязь. Причем чем чище жертва - тем сильнее стремление ее замазать. Для укрепления собственного внутреннего ощущения: "Это не я плох - все такие".
К чем я это говорю?
Да к тому, что будь Дурьйодхана и впрямь таков, как его малюют Пандавы и их сторонники, никакая праведность Карну бы не спасла. Но эта притча удивительно раскрывает самого принца. Так открыто, благородно и трогательно доверять может только очень чистый и добрый человек. И очень чуткий. Заметьте, как искусно и деликатно Дурьйодхана успокаивает шокированных случившимся конфузом жену и друга, предложив им собрать жемчуг (наследный принц своими руками собирает рассыпавшийся жемчужный пояс - у него что, слуг во дворце нет?). Такие люди не склонны к коварству и низменным чувствам. Такому человеку для того, чтобы ощущать себя достойным, не надо сочинять длиннющие поэмы о том, как якобы завидует ему двоюродный брат...
Так что воплощенных демонов тут следует искать совсем в другом месте...