В основе юмора лежит неосознанное понимание человеком свой смертности. Но смерть при этом трактуется подсознательным разумом не как исчезновение, а как освобождение. "Всё равно я умру" - и значит мне всё дозволено. Но когда я умру - это самое Я, говорящее "мне дозволено" - оно сохранится и сможет насладиться своей победой над законом, взирая на прошлое уже из положения абсолютной безопасности.
Можно сказать и так, что юмор есть психическое выражение переживания человеком состояния полной безнаказанности. А гарантией такой безнаказанности является феномен смерти.
С ланкарической точки зрения, юмор возникает из знания атманов (многорожденных по воле богов, условно "бессмертных" душ) о том, что данный мир не является единственным, что данная реальность не является единственной, что данное рождение не является
для тебя единственным. Вероятно это работает во всех мирах, но в Юдоли, как в локации тоталитарной, всё вышесказанное предстаёт пред наблюдателем наиболее внятно. Можно сказать и так, что в Юдоли любой юмор (а особенно "чёрный" - всякие шутки про смерть и тому подобное) представляет собой, своего рода, политический анекдот, пресловутый "анекдот про Брежнева", где в роли "Брежнева" - бог Иегова. Поэтому склонность именно к чёрному юмору стоит рассматривать как один из облигатных признаков шактиальности.