Нарвская застава - бывшая окраина Петербурга, расположенная чуть южнее Обводного канала, и несущая в себе невероятно интересную историю: от развития промышленности в России до революционных демонстраций, от эклектичных доходных домов до шедевров конструктивизма!
В общем, Нарвская застава очень "разношёрстная", а потому и мой рассказ сегодня будет довольно длинным, так что присаживайтесь поудобнее - сейчас мы совершим экскурс по одному из самых интересных исторических районов Санкт-Петербурга!
Границы Нарвской заставы
В качестве границ Нарвской заставы принято понимать реку Таракановку и Бумажный канал, отделяющие район от парка Екатерингоф на западе,
Новоовсянниковскую улицу и Огородный переулок на юге, улицу Маршалла Говорова, Лермонтовский и Сивков переулке на западе, и перекрёсток Нарвского и Старо-Петергофских проспектов на севере.
В пределах Нарвской заставы находится почти что одноименная станция метрополитена "Нарвская", а сам район насквозь прорезает крупная транспортная магистраль - проспект Стачек, вокруг которого и сосредоточены почти все исторические постройки района!
Происхождение названия
Очевидно, что названием данный исторический район обязан городской заставе - одному из въездов в Петербург, этаким пограничным пунктом, отделяющих границу столицы от всей остальной России. Изначально Нарвская застава находилась чуть севернее, в районе реки Фонтанки, у нынешнего Калинина моста, однако позднее город расширился, и заставу перенесли на место, где в наши дни располагаются Нарвские триумфальные ворота - именно здесь находился охраняемый въезд в город с юго-запада.
Нарвской же заставу прозвали по расположенному в юго-западном направлении городу Нарве: вообще, в дореволюционные времена было принято именовать дороги, вокзалы и прочие объекты транспортной инфраструктуры по крупнейшим городам, до которых можно добраться по этим самым дорогам. Так и Нарвская застава получила своё название из-за того, что крупнейший город, до которого можно было доехать от этой границы города, была Нарва!
История Нарвской заставы: дореволюционная эпоха
История Нарвской заставы начинается практически с самого основания Петербурга: ещё в начале 17 века от Петербурга в сторону Нарвы через Петергоф был проложен крупный тракт, который сразу же превратился в некий аналог Рублёвки, только тех времён: территории вдоль Петергофского тракта (так эта дорога называлась в те времена) по указу Петра I раздали его приближённым, которые создали вдоль дороги целый ансамбль, состоящий из частных вилл, усадьб и дворцов.
Именно поэтому данная дорога, превратившаяся спустя годы в проспект Стачек, обладала очень высоким статусом - да что уж говорить, если по ней регулярно проезжал сам Император по пути в свою летнюю резиденцию. Да и после смерти Петра дорога не утратила своей престижности: на ней продолжали появляться роскошные дворцы и усадьбы, превращая эти предместья в самый "фешенебельный" пригород Северной столицы!
В 1814 году в районе Нарвской заставы по проекту Джакомо Кваренги был установлен знаковый памятник, ставший главным символом этого района - Нарвские триумфальные ворота: они предназначались для встречи русских войск, победивших в войне с Наполеоном, и победоносно возвращавшихся на родину, в столицу России. Ворота установили на границе города, на трассе, по которой и шли войска - как раз на Нарвской заставе.
Правда изначально ворота были деревянными, и находились они чуть севернее - ближе к Обводному каналу. Однако позднее, в 1827 году, их перестроили по проекту Василия Стасова - он уважительно отнёсся к проекту Кваренги, сохранив общий замысел его работы, однако и дополнил её новыми, уникальными деталями (оно и понятно - новые ворота были из другого материала и обладали другим размером, а значит и специфика у памятников была разная).
В таком виде Нарвские ворота сохранились до наших дней - сейчас он является главным украшением Нарвской заставы, а также его старейшим сооружением!
Однако к концу 19 века облик Нарвской заставы стал претерпевать серьёзные изменения: из дворцового предместья район стал потихоньку превращаться в типичную для тех лет промышленную окраину Петербурга - в те времена индустриализация шла очень высоким темпом, а потому границы Северной столицы осваивались и превращались в целые кварталы промзон!
Таким образом, Нарвская застава превратилась в промышленное предместье Петербурга: район состоял из промзон, чередующихся с небольшими частными фабриками и фирмами, а также с жильём для людей с не самым высоким достатком - у Нарвской заставы селились мелкие предприниматели либо люди, зарабатывавшие на жизнь здесь же, физическим трудом.
С тех пор до наших дней в районе Нарвской заставы сохранилось множество свидетельств того, что когда-то этот район был сугубо промышленным: так, стоит обратить внимание на Промышленную улицу - собственно, её название и так говорит само за себя, однако я хотел указать на отдельное здание, сохранившееся с тех лет. Речь идёт о белильной фабрике Болдырева, корпус которой был построен ещё в 1862 году, однако это здание (одно из старейших в округе) вы можете наблюдать и в наши дни!
Причём нужно понимать размах личности Николая Болдырева: помимо собственного дела на Нарвской заставе, Болдырев также был выдающимся преподавателем - Николай Васильевич читал лекции по фортификации и инженерному делу сразу двум наследникам русского престола: сначала Николаю I, а потом и Александру III. Так что называть Нарвскую заставу глухой окраиной было бы неправильно - даже в те времена она привлекала к себе внимание поистине выдающихся людей!
Кроме того, в районе Нарвской заставы встречались и доходные дома: появляться они стали лишь в начале 20 века, однако это всё равно важный показатель - если люди были готовы арендовать у Нарвской заставы квартиры, значит район был не таким уж и неприглядным.
Практически все дореволюционные доходные дома сосредоточены вокруг исторического ядра района - Нарвской площади, и отходящего от него Нарвского проспекта, причём большая их часть расположена ближе к Обводному каналу - связано это с тем, что землевладельцы стремились возвести здания как можно ближе к центру города, а не строить новые дома на пустырях за пределами заставы.
Самый старый многоквартирный жилой дом Нарвской заставы находится на половине пути от Нарвской до Обводного канала - я говорю о скромном доходном доме Егорова, построенном по проекту архитектора Докушевского ещё в 1889 году, когда этот район имел почти исключительно промышленный характер. Скорее всего, с этим и связана его аскетичность и небольшие размеры - нетипичное расположение здания напрямую повлияло на его внешний облик.
Ещё одной примечательной постройкой в районе Нарвской заставы можно назвать жилой дом для товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры, получившей впоследствии своё знаменитое название "Красный треугольник" (да, это тот самый легендарный завод на набережной Обводного канала - крупнейшая заброшка современного Петербурга).
Дом, предназначенный для обеспечения жильём работников этого завода, был возведён в 1897-1898 годах по проекту архитектора Гедике в максимально скромном кирпичном стиле, так что в наши дни это здание скорее ассоциируется с промышленным корпусом дореволюционной фабрики, нежели с жилым домом - ну а чего ещё было хотеть от здания, построенного для простых рабочих?
Самым любопытным с точки зрения архитектуры зданием Нарвской заставы можно назвать доходный дом Завадского, построенный в 1913 году архитектором Оскаром Мунцем (автор первой в СССР ГЭС на реке Волхов). Это здание идеально вписалось в облик площади, и, в каком-то смысле, задало настроение всей последующей её застройке.
Кровавое воскресенье: событие, навсегда вписавшее Нарвскую заставу в историю России
Самым ярким событием, произошедшим в районе Нарвской заставы, стало так называемое "Кровавое воскресенье" - трагедия, в ходе которой мирные демонстранты, идущие с обращением к императору Николаю II, были расстреляны в районе заставы. Это событие послужило поводом для начала Первой Русской революции, итогом которой стали либеральные реформы и принятие первой в России конституции!
Но обо всём по порядку. Протест в районе Нарвской заставы формировался давно: это было связано с рабочим характером района (главным двигателем протеста в те времена был пролетариат). Ну а вылилось это всё в события, произошедшие 9 января 1905 года.
В тот день рабочие приняли решение обратиться напрямую к императору Николаю II: они хотели попросить у него улучшений условий труда - работать в те времена было почти невыносимо, и рабочие хотели донести эту информацию до царя.
Свой поход они начали с пустыря, на месте которого в советское время в память о тех событиях разбили сквер, но пройти смогли недалеко: на Нарвской заставе их встретил военный полк, который открыл огонь по толпе. В ходе этих событиях погибло порядка сорока человек (только у Нарвской заставы, в других районах города тоже проходили отдельные шествия, просто не столь масштабные - жертвы были и там).
Память о жертвах жестокости и трусости правителей тех лет, не желавших отвечать на просьбы и желания своего народа, сохранилась до наших дней - в названии некоторых объектов, а также в очень интересном панно, нанесённом на глухой стене одного из доходных домов, обращённой прямо на площадь Стачек.
Нарвская застава после революции: конструктивистский рай Ленинграда
После революции район Нарвской заставы стал настоящим символом нового мира: именно здесь начали возводить первые в Ленинграде жилмассивы - жилые кварталы, призванные улучшить жилищную ситуацию среди представителей класса пролетариев, да и в целом решить остро стоящий в те времена жилищный вопрос. Выбор района для инноваций был очевиден: сердце Петроградской промышленности, именно здесь рациональнее всего было строить жильё для пролетариата.
Первый жилмассив, возведённый в 1925-1927 годах на Тракторной улице по проекту архитекторов Гегелло, Никольского и Симонова, стал образцовым примером архитектуры ленинградского авангарда: именно так, по мнению ведущих мастеров градостроительства тех лет, должен был выглядеть идеальный город!
Подобная концепция соответствовала утопичным представлениям тех лет: проект города-сада (малоэтажного города, сплошь усеянного растительностью и идеально комфортного для жизни в нём обычного человека) был популярен ещё до революции, а после прихода к власти советов эти проекты стали по своему воплощаться по всей стране - и квартал на Тракторной улице стал одной из самых удачных реализаций этой идеи в СССР!
Однако помимо малоэтажных зелёных "городков" есть в районе Нарвской заставы и свои архитектурные доминанты - пожалуй, главной из них стоит назвать Кировский райсовет, гордо возвышающийся над проспектом Стачек!
Кировский райсовет - одна из лучших построек Петербурга в стиле конструктивизм, вобравшая в себе лучшие черты этого стиля: ленточное остекление, интересную и контрастную игру форм (цилиндрический корпус с одной стороны здания и вытянутая, устрёмлённая высоко вверх прямоугольная башня), строгость облика, которую можно объяснить функциональным удобством здания - в общем, всё лучшее, за что мы любим архитектуру авангарда!
Роль основной доминанты района, как уже было сказано выше, играет узкая и вытянутая вверх башня, увенчанная главным символом СССР - красным серпом и молотом. Кроме того, интересна и сама композиция башни: угловые балконы идеально сочетаются с вытянутыми узкими окошками на фасаде башни, а соседняя голая стена лишь усиливает эффект монолитности райсовета!
Важно отметить, что за счёт башни здание райсовета виднеется из разных уголков района, а особенно хорошо оно просматривается от Нарвских ворот - по замыслу архитектора Троцкого, райсовет должен был дополнить и, скажем так, связать между собой архитектуру прошлого (триумфальную арку) и настоящего (конструктивистский райсовет).