-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в тейсти

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.11.2014
Записей: 149
Комментариев: 25
Написано: 189


12 важных фильмов о еде - обзор журналиста Алисы Таежной (ч.1)

Понедельник, 24 Ноября 2014 г. 18:26 + в цитатник

12 важных фильмов о еде

Каждый день мы едим, говорим о еде, ругаемся из-за неё, поем о еде, пишем о ней и снимаем её на фото и видео. Вкусная еда доставляет нам удовольствие, ей хочется делиться, она объединяет друзей и семью за одним столом и нередко бывает поводом для создания новых связей. В новой рубрике мы хотели бы обратить внимание на один из перечисленных пунктов — еду, запечатлённую на видео, но не в рекламных роликах, а в большом кино.
По просьбе The Village журналист Алиса Таёжная каждые две недели рассказывала о фильмах, где еда и кухня занимают если не главное место, то очень важное. Это будут и редкие старые картины и новые. Но начнём мы с премьеры — «Повар на колёсах» Джона Фавро (с ним же в главной роли) и со Скарлетт Йоханссон (во второстепенной).

«Повар на колёсах»

12 важных фильмов о еде. Изображение №1.

Семейное кино от режиссёра «Железного человека» Джона Фавро о том, как опытный повар придумывает свой малый бизнес с нуля при поддержке сына и неунывающего младшего коллеги. В истории про фургончик с кубинской уличной едой, который колесит по Штатам и получает народное признание, на вторых ролях играют Дастин Хоффман, София Вергара и Скарлетт Йоханссон. Оптимистичная история оживляет не только теорию малых дел, но все мечты гастроэнтузиастов начала XXI века о небольшом и честном бизнесе, в который можно без остатка вкладываться круглые сутки и чувствовать отдачу.

«Повар на колёсах»: Как уволиться из серьезного ресторана и открыть кафе-фургон с кубинской едой

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/E3oNPjrk5F56RdvGUxxWBA-article.jpg

«Повар на колёсах»

Chef, 2014

РЕЖИССЁР: Джон Фавро

В РОЛЯХ: Джон Фавро, София Вергара, Джон Легуизамо,
Скарлетт Йоханссон, Дастин Хоффман, Роберт Дауни–мл., 
Эмджей Энтони, Оливер Платт

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/NCi2u1tHQ8hozy_jMpI-BA-article.jpg

Повар Карл Каспер (в исполнении Джона Фавро) с татуировкой разделочного ножа во всю руку работает шефом в когда-то блистательном французском ресторане Gauloises и нервничает перед приходом влиятельного кулинарного критика Рамзи Мишеля. У Каспера есть босс, вставший на ноги ещё в 60-е и больше всего боящийся разочаровать старых клиентов (Дастин Хоффман), улыбчивая хостес с провинциальным шиком (темноволосая Скарлетт Йоханссон с чёлкой и незабываемым декольте и поясом поверх блузки) и крепкая команда на кухне. Вне кухни самая его главная головная боль — это жаждущий общения 10-летний сын, живущий в доме с никогда не унывающей бывшей женой-кубинкой (София Вергара) и дюжиной домработниц.

«Повар на колёсах»: Как уволиться из серьезного ресторана и открыть кафе-фургон с кубинской едой. Изображение №3.

После разгромной рецензии Мишеля Карл Каспер впервые выходит в твиттер и втягивается в огромный фуд-скандал, возможный только в мире человека, который слишком много лет провёл у духового шкафа и утратил связь с реальностью, захваченной хештегами, твиттером, вайном и инстаграмом.

«Повар на колёсах»: Как уволиться из серьезного ресторана и открыть кафе-фургон с кубинской едой. Изображение №7.

Ниже падать уже некуда, и Карлу Касперу приходится распрощаться с рестораном, где ему много лет не давали приготовить хотя бы стейк из тунца, не говоря уже о луизианском хот-доге или carne asada. Единственный выход для него сейчас — целиком положиться на интуицию, купить старый фургон для торговли едой и взять в компаньоны сына и подчинённого мексиканца из ресторана, чтобы проехать с восточного побережья США на западное, вернуть кулинарное чутьё, уважение коллег и сына, а главное — веру в самого себя.

«Повар на колёсах»: Как уволиться из серьезного ресторана и открыть кафе-фургон с кубинской едой. Изображение №4.

«Повар на колёсах» для голливудского режиссёра Джона Фавро, который играет в этом фильме заглавную роль, написал сценарий, спродюсировал и нашёл актёров на запоминающиеся камео*, — это проект не только про кулинарию, но и про возвращение к корням.

Для съёмок фильма, по которым можно приготовить ужин из дюжины блюд (так подробно и с беззастенчивостью фуд-порно показано всё, что происходит на кухне шефа: от поджаристого хлеба до яиц пашот), Джон Фавро взял 6-недельные курсы в кулинарной школе и сам научился стремительно резать кабачки и чистить чеснок одним движением руки.

«Повар на колёсах»: Как уволиться из серьезного ресторана и открыть кафе-фургон с кубинской едой. Изображение №8.

Сам фильм пошёл в Америке на ура ровно так же, как идёт на ура простая и вкусная еда из фургона без лишних хитростей. Кесадильи, вдохновлённые рецептами бабушки Хуаниты, а не анонимными призраками основателей сетей — та минимальная честность, которую можно купить себе в XXI веке в яркой и симпатичной палатке от приятных людей на рынке глобального капитализма. И неважно, что для главного героя фургончик — всего лишь переходный этап от чужого ресторана к собственному, очевидно, что теория малых дел — едва ли не самая жизнеспособная парадигма сопротивления и главное, что питает растерявшихся толковых людей, которые засиделись на тёплом месте так долго, что потеряли из виду собственную мечту.

*Каме́о (от англ. cameo МФА [ˈkæmioʊ] — эпизодический) — роль, как правило, эпизодическая (на киноэкране, в театральной постановке, видеоигре и т. д.), в которой выступает известная персона — реальная (режиссёр, актёр, политик и т. д.) или являющаяся, например, узнаваемым кинообразом. Иногда в такой ситуации известная персона (или актёр, сыгравший её в первоначальной постановке) приглашается, чтобы играть «самого себя». (Из Википедии)

«Крылышко или ножка»: Победа ресторанного критика над бесами капитализма в лице полуфабрикатов

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/oIgJoz1zC6XzVX1qmiocRQ-article.jpg

Китчевая французская комедия 1960-х с Луи де Фюнесом в главной роли о гастрономическом критике, который пытается в одиночку бороться с корпорацией полуфабрикатов. Противостояние тонкого ценителя еды и фабричного гиганта, который через подмену еды отнимает у нации её идентичность, — это и комичная антиутопия с типичными гэгами французской комедии, и довольно точная пародия на глобализацию много лет спустя. Знаете ли вы, из чего сделаны ваши рыбные палочки в панировке? Режиссёр «Крылышка или ножки» в деталях описал, как появляется дешёвая и массовая еда и почему она не имеет никакого отношения к традиции и хорошему вкусу.

«Крылышко или ножка»

L'aile ou la Cuisse, 1976

РЕЖИССЁР: Клод Зиди

В РОЛЯХ: Луи де Фюнес, Колюш, Анн Захариас,
Жюльен Гиомар, Клод Женсак, Жорж Шамара, Жан Мартен

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/I7ls4EzyVeT6vYx6Nrw7kQ-article.jpg

Известнейший критик и автор легендарного кулинарного справочника господин Дюшмен в очередной раз сталкивается с рутиной: ему нужно обойти сотни парижских и провинциальных ресторанов и дать им объективную оценку. Как любой опытный профессионал, Дюшмен знает, что личное знакомство мешает объективности и главное для критика — быть заурядным и неузнанным посетителем, который получит привычную дозу пренебрежения и плевков в супе от халтурного персонала.

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/Ag-s__GvbbaMJE4aZTBiLQ-article.jpg

Ещё до того как фастфуд раскритиковали за использование субпродуктов вместо мяса и обвинили в ожирении целых поколений, под музыку самого легкомысленного композитора Владимира Косма Луи Де Фюнес и Колюш рассекают Францию со своей невидимой сверхмиссией — отобрать звёздочки у тех, кто позорит французскую кухню, и предостеречь потребителя от отвратительной еды. Все совпадения неслучайны, и дюшменовский путеводитель прямолинейно указывает на мишленовский.

Пусть это вас не смущает, в «Крылышке или ножке» много коньячного патриотизма и традиционной снисходительной ухмылки, с какой французские обыватели относятся ко всему американскому, особенно кухне. Чудес ждать не приходится: плавильный котёл на плите со списком дешёвых ингредиентов из заморозки — это не французский выбор середины 70-х (хотя сейчас, например, поесть во Франции хорошей французской кухни, зайдя с улицы, практически невозможно).

Забавно, но сама эта комедия осталась домашним продуктом на внутреннем рынке: популярнее, чем во Франции, она стала только в СССР, которая не любила штаты в 1976 году не только за бургеры.

И пусть советским зрителям вряд ли были понятны манипуляции японского повара со слегка поджаренным тофу, барбекю и составом фруктовой тарелки, «Крылышко или ножка» стал вечной телеклассикой и триумфатором в стране, где многие не ели курицу вплоть до появления ножек Буша.

«Официантка»: Как уйти от мужа и открыть дайнер мечты с ребёнком на руках

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/Pq7nuvcqtGXsrPUMyXby1A-article.jpg

Феминистское драмеди Эдриенн Шелли о беременной провинциалке, которая сбегает от мужа-тирана, чтобы открыть дайнер мечты с пирогами собственного приготовления. Фильм остроумно и точно описывает новую волну малых бизнесов, которые выросли из частных историй трудного выбора, кулинарных хобби и кухонных талантов. Официантка чужого дайнера превращается в хозяйку своего места, пока на экране готовятся десятки пирогов с изысканными начинками и удивительными названиями (пирог «Что мне делать с ребёнком?» или пирог «Как я стала такой неудачницей?»), каждое из которых отражает смятение героини перед будущим.

«Официантка»

Waitress, 2007

РЕЖИССЁР: Эдриенн Шелли

В РОЛЯХ: Кери Рассел, Натан Филлион, Шерил Хайнс,
Джереми Систо, Энди Гриффит, Эдриенн Шелли

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/gTig_bAqUmF8pau-jRR0OA-article.jpg

На пустошах американского юга в небольшом дайнере средней руки работает официантка Дженна. Она — самое прекрасное, что есть в этом одноэтажном чистилище для среднего класса с вечным ожиданием автобуса, грубыми манерами и напрасными днями. Главная обязанность Дженны в Joe Pie’s Diner — придумывать рецепты пирогов-бестселлеров для завсегдатаев и случайных проезжающих, и это единственное, что у неё получается по-настоящему хорошо: будучи красавицей с золотым сердцем, Дженна совсем не умеет заботиться о себе. Её муж Эрл — из главы о домашнем насилии в учебнике по психологии, и даже две подружки с неустроенной личной жизнью, повидавшие много за свои 40 лет в белых передничках, совсем ей не завидуют.

«Официантка»: Как уйти от мужа и открыть дайнер мечты с ребёнком на руках. Изображение №10.

«Официантка» — кинороман взросления, переполненный чёрным юмором и неудобными вопросами к окружающему миру в лучших традициях американского независимого кино. Помните Хэла Хартли? Яблоко недалеко упало от яблони — это кино придумала Эдриенн Шелли, супергероиня нью-йоркской инди-сцены и муза Хартли, пухлогубая девушка с незабываемым голосом, чёлкой и самоиронией, снявшаяся в первых двух его фильмах — «Доверии» и «Невероятной правде». «Официантка» — её третий и, к сожалению, последний фильм, который Шелли написала и сняла самостоятельно, сыграв в нём очаровательную роль второго плана.
На 41-м году Эдриенн нашли убитой в нью-йоркской квартире, а её убийцей оказался 19-летний строитель-нелегал из Эквадора: режиссёр пригрозила ему, что вызовет полицию за нарушение шумового режима, а рабочий испугался депортации и решил сам разобраться с соседкой. Нелепая и трагичная смерть добавляет горькую ноту к просмотру «Официантки», где невероятную Шелли можно увидеть в роли подружки главной героини — официантки Доун, в очках, с узнаваемым комичным голоском и «кожей как корочка у теста».

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/BSKRS7-e3k_OVS9nHI1roA-article.jpg

Во многом за счёт чудной главной актрисы Кери Рассел этот фильм стал одним из самых жизнеутверждающих и земных феминистских фильмов, которые были сделаны в Америке. Режиссёр находит для своей хрупкой, светящейся и беременной героини обычное женское занятие, в котором она по-настоящему хороша и намечает вектор достижимого идеала — создать семью и придумать собственное дело, несмотря на сложившийся образ жизни и отсутствие твёрдого плеча. Из всех занятий Дженна выбирает еду — самый простой способ показать миру свою заботу, теплоту и неравнодушие.

Показательно, что «Официантка» вышла за пару лет до захлестнувшей западные страны волны малых бизнесов, вырастающих из кулинарных хобби и кухонных талантов. Капкейки и макарон, пироги и сэндвичи, торты и конфеты ручной работы накрыли Бруклин, Маре, Нойкёльн и остальные весёлые места по всему миру, и чаще всего за их стойкой — безымянные владельцы, начинающие дело с нуля и компенсирующие личным отношением отсутствие опыта и профессиональную хватку. Для всех, кто боялся, не верил и мучился зря, есть ролевая модель из узнаваемых обстоятельств — Дженна, которой больше не нужно носить старую голубую форму чужого заведения, смиряться с хамством шеф-повара и придумывать печальные названия для самых вкусных в городе пирогов. Дайнер её мечты уже открыт, и для этого совсем не обязательно становиться чьей-то женой.

«Одуванчик»: История создания лучшей в мире японской лапшичной

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/eBbZDOCYxkiOwsNmHfxEuQ-article.jpg

Абсурдная японская комедия из середины 1980-х о создании лучшей в городе лапшичной, а заодно о шокирующей Азии, её нравах и японском поклонении хорошей еде. Половина фильма — рамен-вестерн о героине по имени Тампопо (Одуванчик), которая учится готовить лапшу, обходит конкурентов и пытается угодить окрестным жителям. Вторая часть — пародийные скетчи о развратной и гедонистической Японии, где еда важнее смерти, всех земных чувств и даже собственного достоинства. Банальная мысль о том, что мы есть то, что мы едим и то, с кем мы едим, превращается в «Одуванчике» в череду язвительных ремарок о человеческой слабости. В конечном счёте наши страхи, чувство вины, желания и фантазии имеют ту же природу, что тоска по дружескому плечу или невозможность уступить запаху жареного мяса.

«Одуванчик»

Tampopo, 1985

РЕЖИССЁР: Дзюдзо Итами

В РОЛЯХ: Цутому Ямадзаки, Нобуко Миямото, 
Кен Ватанабэ, Кодзи Якусё, Рикия Ясуока, Исао Хасидзумэ

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/Ep-TG3W7vP2DFtqSqeMXpw-article.jpg

Монструозный грузовик несётся под дождём по шоссе, а молодой дальнобойщик Гун зачитывает старшему товарищу Горо, жутко похожему на японского Клинта Иствуда, главы из опуса о хорошем отношении к лапше: Восток — дело тонкое, а правила трапезы — сложнее кодекса самурая. Хорошая лапша, так написано в великой книге, — это не только верное соотношение бульона и рамена в чашке, но ещё и местоположение тонких кусочков свинины и листка морских водорослей, правило об обязательных трёх глотках бульона и прочие неочевидные вещи в отношении еды.

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/aWtifIm3pn0EJO10h5lW7A-article.jpg

Друзья Горо и Гун останавливаются в придорожном ресторанчике и пробуют еду в исполнении хозяйки кафе «Тампопо», молодой неунывающей вдовы с маленьким сыном. «Тампопо» по-японски означает «одуванчик», и как одуванчик, главная героиня — легка и прямодушна: после ужина она спрашивает у случайных гостей о своей еде. Подкованные только что прочитанной книгой и немало повидавшие за годы работы в Токио, Горо и Гун без стеснения говорят, что с лапшой в заведении «Тампопо» беда. Повариха догоняет их отъезжающий грузовик и умоляет гостей остаться и помочь ей создать лучшую лапшичную в городе, обязуясь бесконечно учиться, сдавать лапшичные нормативы и идти на прочие жертвы ради пользы дела. Воруя рецепты у конкурентов, приглашая рамен-гуру и делая лапшичный кроссфит у раскалённой плиты, «Тампопо» через тернии карабкается к кулинарным звёздам города в попытке заслужить доверие местных и обрести покой перфекциониста.

Двухчасовая японская комедия 1985 года была расхвалена критиками по всему миру и заслужила народную любовь ещё в эпоху видеопрокатов вместе с закадровым переводом с прищепкой на носу. Это уморительная сатира на японский идеализм, любовь к церемониям и одержимость плотскими удовольствиями. Прямолинейная история про отличницу Тампопо, которая не может спокойно жить без пятёрки по лапше, перебивается комедийными скетчами о японском образе жизни и представляет собой беспощадный стёб японского режиссёра Дзюзо Итами над экспортными японскими клише, местными правилами жизни, историей кино и пирамидой потребления земного и возвышенного.

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/8RwCZYn1P6aGlpG_fAbe_g-article.jpg

Режиссёр Итами рисует Японию, в которой даже самая простая еда, рамен, — не то, чем он кажется. А после двух часов мастерского издевательства над стереотипами о развратной и гедонистической Японии ни одно даже самое банальное японское блюдо уже не будет выглядеть прежним. Как только Тампопо угощает мужчин первой правильно сделанной лапшой в заведении имени себя, в титрах появляется идиллическая мать, кормящая грудью. Взяв по зёрнышку у всех — от французской «новой волны» и Куросавы до фильма «Рэмбо» и фотосессий Нобуёси Араки, — Итами не совсем всерьёз, но и не только в шутку деконструирует природу желаний: гастрономических, сексуальных и социальных.

«Желудок»: Как захватить власть в бразильской тюрьме, умея вкусно готовить

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/mgwbRIAiRfSfZomc239oXg-article.jpg

Захватывающая бразильская драма о поваре, который оказался в тюрьме после страшного преступления и пытается спасти свою шкуру умением хорошо готовить. Жуан Мигел, сыгравший главную роль в фильме, идеально показывает обманчиво простодушного и беззащитного человека, готового на любой план ради выживания. К тому же в «Желудке» есть сотня гастрономических нюансов о Южной Америке, которых не найти ни в одном даже самом добросовестном путеводителе. Мы услышим спор о горгондзоле, лекцию о хранении вина в винотеке, рецепт жареных колумбийских муравьёв, бразильский фастфуд и инструкцию, как правильно замесить тесто на роме.

"Желудок"

Estomago: A Gastronomic Story, 2007

РЕЖИССЁР: Маркус Жоржи

В РОЛЯХ: Жуан Мигел, Фабиула Нассименту,
Бабу Сантана, Карло Бриани, Паулу Миклус

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/5pRT70tS6S3WCeojPutp5g-article.jpg

«Гор-гон-зола!» — кричит Раймунду Нонату своему сокамернику, обучая его названию легендарного сыра. Он попал в тюрьму полгода назад за кошмарное преступление, которое до конца фильма остаётся загадкой. После этого мы возвращаемся назад и видим хлипкого и глуповатого Раймунду, когда он только приезжает в большой город без денег и ночует в дешёвом бистро, где есть только мухи да пьяницы. Он не платит за ужин владельцу и тот, пользуясь его беспомощностью, берёт его в полурабство — за уборку, готовку и мытьё посуды платит только койкой и едой из этого же бистро: сомнительными пирожками во фритюре.

«Желудок»: Как захватить власть в бразильской тюрьме, умея вкусно готовить. Изображение №4.

Раймунду остаётся на кухне и начинает отлично готовить: его работа привлекает толпы новых гостей, среди которых любительница вкусненького проститутка Ира и владелец итальянского ресторана «Боккаччо» Джованни.

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/Xgu4GYcQm5dal6ikixKNdA-article.jpg

Параллельно история снова возвращается к настоящему, скользит по душным камерам тюрьмы, куда Раймунду приходит после совершённого преступления шестёркой и смешит всех своим нелепым погонялом Складное Лезвие. В тюрьме каждый день готовят одинаковую гнилую еду с червями, и только Раймунду знает, как приготовить идеальное блюдо из ничего: «Принесите мне только чеснок, перец, лук, тёртый сыр, розмарин и растительное масло, и у вас будет хороший ужин». За сигареты ему выменивают ингредиенты и личную плитку с посудой. Также новоиспечённому повару дают новое прозвище Розмарин, и после первого же успеха для него освобождается нижняя койка. За год на зоне Розмарин превращается в гения места, готовит ужин для тюремного авторитета и делает это так хорошо, что надсмотрщикам остаётся только молча уплетать в сторонке. Как ему это удаётся и так ли сильно тюрьма отличается от жизни на свободе — об этом рассказывают два часа южноамериканского фильма со звенящим и жужжащим португальским языком в устах никому не известных актёров.

«Желудок» — редкий, недооценённый и удивительно живой и мудрый фильм, снятый в Бразилии в середине нулевых независимым режиссёром Маркусом Жоржи. Не расхваленный ни критиками, ни зрителями режиссёр умудрился снять одно из самых лаконичных и точных наблюдений о человеческой природе, слабости и власти. Его главный герой Раймунду дважды проходит один и тот же путь — от сельского лоховства до изощрённой политической хитрости, только в одном случае его старт — это фритюрница с кипящим маслом, а в другом — самый гадкий угол камеры, кишащей муравьями. Из посудомойщика Раймунду превращается в знатока итальянской кухни и вин, из последней шестёрки в камере с головорезами — в серого кардинала, для которого нет предела власти даже в тех местах, где иерархия выстроена по высоте коек и по выигранным в карты сигаретам. Жуан Мигел, сыгравший главную роль в фильме, идеально показывает обманчиво простодушного и беззащитного человека, готового на любой план ради выживания. Дарвинистский лозунг «Ешьте, или будете съеденными» в его истории приобретает совершенно другое значение.

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/yC38g2YSo65FUfX4F1VRwQ-article.jpg

Помимо психологических нюансов, «Желудок» удивительно точно показывает привычки бразильской кухни: любовь к простой и вкусной домашней еде, слабость к жареному и вообще бразильскую одержимость трапезой как главным социальным действием. Рис с бобами, пирожки с тестом на основе бразильского рома, рецепты «правильной курицы» и хорошего мяса — всё, что придумала и воплотила южноамериканская кулинарная фантазия, показано в деталях чуть ли не в половине фильма. Спор о горгонзоле, лекция о лежащих бутылках вина в винотеке, рецепт жареных колумбийских муравьёв и способ правильно замесить тесто — в «Желудке» есть сотня гастрономических нюансов о Южной Америке, которые не найти ни в одном даже самом добросовестном путеводителе.

Все герои фильма действительно готовы пожертвовать очень многим за тарелку хорошего хрючева или изысканного салата, независимо от их образования, дохода и происхождения. «Люди слабы и легко привыкают к хорошему», — говорит про себя Раймунду, лёжа на верхней полке камеры и придумывая план своей будущей жизни в тюрьме. Ведь повар — это не просто человек, который хорошо готовит и угождает вкусам тех, от кого зависит. Он должен всегда помнить единственно важный рецепт: путь к сердцу и жизни кого угодно лежит через желудок.

«Есть, пить, мужчина, женщина»: Совместная трапеза как способ найти общий язык

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/ISKGk1KwzUxHpBQtcgb-Vw-article.jpg

Один из ранних и самых удачных фильмов голливудского режиссёра Энга Ли — о китайской семье из отца и трёх дочерей, в которой все самые важные решения принимаются за традиционным воскресным ужином. Фильм о привычном столкновении поколений и утраченных связях строится вокруг судьбы пожилого повара, который утратил вкус к еде и жизни и вынужден отпускать детей из общего дома. Энг Ли лучше многих показал, как в семьях трапеза заменяет разговоры, когда ключи к пониманию друг друга потеряны.

«Есть, пить, мужчина, женщина»

Yin shi nan nu, 1994

РЕЖИССЁР: Энг Ли

В РОЛЯХ: Сихун Лун, Ченьлень У,
Сильвия Чан, Ювень Ван, Куэймэй Ян

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/5ZPhF4G2FExbItD41Yh8Dw-article.jpg

Каждое воскресенье вдовец и отец трёх взрослых дочерей устраивает семейный ужин с числом блюд не менее тридцати: пока гремят тарелки и томится жаркое, члены семьи помалкивают каждый о своём, сжатые теснотой семейных уз. Дело происходит в тайваньской столице Тайбэе в начале девяностых годов.

«Есть, пить, мужчина, женщина»: Совместная трапеза как способ найти общий язык. Изображение №10.

За сорок лет работы на кухне отец узнал все тонкости приготовления пекинской утки и всё это время хранил в секрете ингредиенты супа из акульего плавника. Теперь он, шеф-повар одного из крупных ресторанов, начинает стремительно терять вкус к еде и жизни и сдаёт на глазах.

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/NPSe9jHBm7qmqZBBYjuVuQ-article.jpg

Дочки же выпархивают из гнезда одна за другой, чтобы начать самостоятельную жизнь. Младшая учится в колледже, завела приятеля, который читает Достоевского и размышляет о тщете всего сущего, но для жизни выбрала кулинарию другого рода: по вечерам она подрабатывает в сетевой бургерной. Средняя — красотка и умница, всегда мечтала быть поваром, но в итоге доработалась до руководства авиакомпанией. Она купила неблагонадёжную ипотеку и собирается переезжать в другую страну, но в душе всё ещё мечтает, чтобы ей никто не мешал экспериментировать на кухне, и вспоминает, как отец пёк ей в детстве браслеты из хлеба и кольца с сахарными алмазами.
Старшая десять лет живёт с разбитым беглым любовником сердцем, обратилась в христианство и приняла целибат — друг семьи шутит, что её новый бойфренд Иисус уж точно её не обидит. Отец по старой памяти продолжает заботиться о давно выросших и теперь совсем далёких от него дочерях, будит их по утрам и с недоумением распутывает лифчики и колготки в стиральной машине.

«Есть, пить, мужчина, женщина»: Совместная трапеза как способ найти общий язык. Изображение №2.

По соседству живёт молодая мать-одиночка со своей неумолкающей пожилой матерью и маленькой дочкой, которые всё чаще заходят к нему за ужином, общением и советом. В череде китайских церемоний и ежедневных забот наступает момент, когда каждый воскресный ужин обещает необратимые перемены.
Фильм тайваньского режиссёра Энга Ли, который, удачно очутившись в Штатах, наработал за двадцать лет одну из самых успешных в Голливуде фильмографий, — настоящее возвращение к корням после поездки в Америку и финальная часть его отличной культурологической трилогии «Папа знает лучше». «Толкающие руки», «Свадебный банкет» и «Есть, пить, мужчина, женщина» — это безгранично смешная, правдивая и трогательная история Энга Ли из трёх частей об отцах и детях любого традиционного общества, где родителям виднее, но дети всё равно поступают по-своему.

«Есть, пить, мужчина, женщина»: Совместная трапеза как способ найти общий язык. Изображение №6.
Американские кинокритики, влюбившиеся в подход Энга Ли ещё с дебюта, «Толкающих рук», назвали трилогию не только деликатесом, но и пищей для сердца. Во всех трёх фильмах главную роль и конфуцианскую модель отца сыграл один и тот же актёр — Сихун Лун, пожилой мужчина со всепонимающей улыбкой, хитрым взглядом и десятком вечных афоризмов, которыми родители всех времён и народов провожают в собственный путь детей, выросших среди шоссе с небоскрёбами, неоновой рекламы и свободной любви. Название фильма — вольное переложение одной из конфуцианских мудростей из древней книги ритуалов: «Еда, питьё и телесные наслаждения приносят больше всего радости человеку». Меняются дни, лапша сменяется супом, а тот пекинской уткой, а хороший ужин и поиски любви беспрестанно занимают главных героев, которые не видят смысла в том, чтобы отделять эмоциональное от телесного.

«Есть, пить, мужчина, женщина»: Совместная трапеза как способ найти общий язык. Изображение №7.

Режиссёр рассказывал в интервью, что доверил написание сценария автору-еврею: тот сломал голову, пока изучал китайские церемонии, язык, кулинарию и домашние обычаи, и в итоге просто написал историю про еврейскую семью. «Всё это выглядит очень по-китайски», — сказал про сценарий Энг Ли и поменял всего несколько деталей. Действительно, если вспомнить лучшие итальянские, американские и советские фильмы о конфликте поколений, окажется, что все они, как и реальные истории из жизни, ведут героев по одной и той же колее от отрицания и гнева до принятия и нового витка взаимной любви.

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/QyNE4Cq_sBla0VkBBVoafA-article.jpg

В «Есть, пить, мужчина, женщина», как в жизни по фэншую, есть немного камня, воды, огня, дерева и воздуха: трагичные моменты оборачиваются глупой шуткой, пуританство соседствует с грехом, а нравоучения сменяются гэгами. Потеря вкуса — не только самая простая метафора старости главного героя, но и колоссальный надлом, когда ни один из детей не может заполнить пустоту в сердце, а дело жизни валится из рук. «Аппетит уходит, как только блюдо готово», — говорит отец о своих подросших дочерях. Очевидно, что для него воскресные ужины — способ общения без слов и тот необходимый обряд, без исполнения которого жизнь катится в тартарары.
Энг Ли лучше многих показал, как во многих семьях трапеза не только вдохновляет, но и заменяет разговоры, особенно когда ключи к пониманию друг друга потеряны. Подавленные желания, скрытые планы и проглоченные слова никуда не исчезнут, и находить общий язык с теми, кто живёт с тобой под одной крышей, всё равно придётся. Китайские предки знали наверняка: самый простой способ начать говорить — разделить ужин из трёх блюд, ну или из тридцати, если вам повезло и кто-то из вас обожает готовить.

Подробнее о каждом фильме здесь:

http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-plenka/145229-film-shef
http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-p...4831-krylyshko-ili-nozhka-1976

http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-plenka/145665-ofitsiantka
http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-plenka/160403-film
http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-plenka/161323-film-zheludok
http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-plenka/162501-film-est-pit-muzhchina-zhenschina

Общий обзор здесь:

http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-plenka/170751-kino

Серия сообщений "БИБЛИОТЕКА":
Часть 1 - В помощь любителю кулинарии ссылки на популярные кулинарные блоги
Часть 2 - 12 важных фильмов о еде - обзор журналиста Алисы Таежной (ч.1)
Часть 3 - 12 важных фильмов о еде - обзор журналиста Алисы Таежной (ч.2)
Часть 4 - 15 фильмов о еде с сайта SPOON!
Часть 5 - Нарисованная кухня (публикация с сайта www.tabletalks.ru) с видео
Часть 6 - Пирожное от Юдашкина. Русские сезоны (публикация с сайта tabletalks.ru)

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку