Перейти к дневнику
Вторник, 16 Декабря 2014 г. 07:36ссылка eMTiVi
Наша педагогика очень самоуверенна. Считает, что хорошо разбирается в психике детей.
А между тем, психика каждого ребёнка настолько индивидуальна, что к каждому надо подобрать свои ключики. В современных условиях - это невозможно. В школе детей просто нивелируют.
Ещё до школы родители должны позаботиться о развитии своего ребёнка. Но, как?
Прежде всего, надо развивать мышление и речь.
Ну, с речью понятно.
А вот мышление? Ребёнок неплохо говорит... знает буквы...даже немного читает. Большинству родителей этого вполне достаточно. Собственно, родители считают: умеет говорить, значит, с мышлением всё в порядке.
Но, речь - это формулирование мыслей, а не само мышление.
В учебниках по психологии можно прочитать: Чем лучше обдумана мысль, тем легче её сформулировать. И наоборот: Чем чётче формулировка, тем яснее мысль.
Не возникает смутное ощущение. что мысли как-то противопоставляются словам?
Правильно противопоставляются. Потому что мысли - это не слова, а наоборот - образы. Только, психологи до этого так и не додумались.
Я выскажу категорически крамольную мысль. Мне можно. Я не педагог и не учёный. Я режиссёр. Много лет занималась детским театром.
МЫШЛЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОБРАЗНЫМ.
Нас научили, что бывает просто мышление, а бывает образное - фантазия, воображение. ассоциативное.
А логическое мышление - это вообще работа лобных долей.
Так вот это - преступная ошибка науки и педагогики.
Восемнадцатилетняя мамочка... ещё сама ребёнок... учит младенца словам. Как она это делает? Говорит ребёнку слово, а тот запоминает?
Не смешно! Так поступают только школьные педагоги.
А мама подносит ребёнку котёнка и говорит: Киска, котик. Даёт ребёнку ложечку и говорит: Ложка.
Мамочка знакомит ребёнка с материальным объектом... для мозга образ... и говорит слово.
В этот момент происходит обучение, в результате которого, ребёнок не только изучает образ - жизненный объект, но и связывает его со словом.
Дальше образ и слово будут работать в рефлекторном тандеме. Услышал слово - пробудился образ. Увидел жизненный объект - активировалось слово.
Слова - это условные обозначения материального объекта - образа.
Их работа в тандеме называется речью. Обработка только образов - мысли. Хотя, при мышлении используются и слова для того, чтобы сформулировать и зафиксировать мысль.
Ну, мозг творчески работает с образами и словами.
Чем лучше развито мышление, тем лучше будет речь. Есть о чём говорить. Нет мыслей - слова не помогут.
А вот мыслить словами - условными символами - категорически невозможно! Их можно только выучить и употреблять в контексте даже не зная, что это слово значит.
При школьном обучении, дети, частенько, так и поступают.
Итак, прежде всего, надо развивать мышление и речь. Сенсорную, ассоциативную кору и лобные доли.
Как? Книжки читать, хорошие фильмы смотреть... и очень много разговаривать обо всём на свете... Обсуждать серьёзные нравственные проблемы - как правильно, как неправильно, что хорошо, что плохо...
Не учить. Разговаривать. Советоваться. Обсуждать, почему не хочется, но НАДО?
Дети очень умные. Всё понимают.
Если с ребёнком разговаривать как с умным человеком, а не с умственно - отсталым младенцем... если он понимает, что можно, что нельзя, и осознаёт необходимость чего-то...
Он уже в пять - семь лет не будет инфантильным.
Я работала с детьми, начиная с пятого... иногда 3 - 4 класса... и совершенно забывала, что они маленькие.
И второй важный пункт - внимание.
В школе происходит потрясающая дурость.
Педагогу надо, чтобы на уроке был порядок. А для этого нужно что? Произвольное внимание. И вот, начиная с первого класса, из ребёнка вытравляют непроизвольное. Вплоть до того, что учёные всерьёз считают, что мы мыслим словами.
Мышление осуществляется в ассоциативных разделах сенсорной коры - по непроизвольному вниманию. А формулируем мысли словами произвольно.
Решаем задачу в уме - непроизвольно, а записываем произвольно.
Непроизвольное внимание - это природный механизм... ему учить не надо, надо не мешать. А вот произвольному надо потихоньку учить. У девочек это получается лучше... в силу темперамента или мама немного приучала к "женским" занятиям по домоводству. С мальчиками тяжелее.
В общем, оба вида внимания у ребёнка должны работать. Потому что есть ещё третий вид внимания. Психологи называют - послепроизвольное.
Непроизвольн6ое внимание как ветер... прилетело, улетело... откликается на любой раздражитель.
Но, именно поэтому, оно - основной поставщик информации о жизни.
Произвольно стабильное. Но очень энергоёмкое. Даже взрослому тяжело долго сосредотачиваться.
А послепроизвольное обладает лёгкостью непроизвольного и стабильностью произвольного. Это творческое внимание. При нём системы уравновешены... легко думается, легко формулируется, легко выходят эмоции.
Такое внимание бывает тогда, когда мы делаем что-то с интересом, с увлечением. А интересны нам образы, которые мы понимаем, которые нам нравятся.
Для того, чтобы ребёнок хорошо учился, он должен понимать то, чему его учат. Без всякого принуждения. Тогда возникнет интерес. Затем увлечение. Которое может перерасти в талант.