Когда-то кровать под увесистым балдахином была свидетельством величия своего хозяина и охраняла покой его сна. Привлекательность современных импровизаций на тему кроватного полога скорее в очаровании романтического образа, который создает в интерьере оригинально оформленное ложе.
Появление кроватей с навесом и драпировками (балдахином) имеет сугубо функциональные корни. Давным-давно изолированная «комната в комнате» защищала от холода и сквозняков, укрывала от яркого света, оберегала от посторонних звуков, насекомых. В домах, выстроенных по принципу анфилады, ложе со сплошным задергивающимся пологом исполняло еще одну важную функцию – служило, чуть ли не единственным местом уединения.
Различные исторические эпохи вносили в конструкцию и оформление балдахина свои изменения. В средние века кровать чаще всего оборудовалась большим навесом на основе деревянного каркаса, нередко с архитектурным членением, резьбой и цветной росписью. Шатровая драпировка могла быть закреплена как на специальном каркасе, так и непосредственно на потолочной балке.
Эпоха Возрождения украсила ложе высоким изголовьем. Тогда в знатных домах было принято принимать гостей лежа, поэтому зачастую кровать представляла собой архитектурное сооружение на высоком подиуме, с многозначительными колоннами по углам. Над спальным местом выстраивался прямоугольный остов, завершавшийся карнизом и фризом, за которыми прикреплялись задергивающиеся шторки. Все это делало ложе торжественным и представительным, подчеркивая величие его хозяина.
Во времена демонстративной роскоши – барокко – основные функции балдахина утратили актуальность – активное развитие получил декор. Шатровые конструкции кроватей пышно драпировались дорогими, изысканными тканями: бархатом, шелком, штофом. Но грянувший век классицизма вернул балдахину почти открытую изящную конструкцию: стойки стали «стройнее», громоздкие занавеси заметно полегчали. Все, что осталось от драпировок, - это символический «палантин» у одной из сторон кровати.
Возвращение балдахина и полога в современный интерьер можно расценивать как желание «одушевить» место для сна, наделить его образом, подчеркнуть его особую роль. Если в доме несколько кроватей, всегда хочется, что бы они различались, и это достигается вполне доступными декоративными средствами.
Совсем не обязательно устраивать над кроватью навес с массивными драпировками, иногда достаточно легкой конструкции: небольшого отреза тонкого полотна на деревянной или металлической раме, воздушного шатрового полога с креплением в потолке, свободной композиции из ткани у изголовья.
Если рассматривать балдахин как объект дизайна, можно условно разделить его на конструкцию на геометрический каркас и драпировку. В некоторых случаях одна из составляющих может отсутствовать без ущерба для другой.