Исходное сообщение Breadseed
Насчёт того, что: "Нужны 80 лет Фрейда, чтобы Пушкин стал хотя бы возможен", - могу заметить только то, что это звучит так, будто Запад мир Пушкина в свою очередь понял либо перед Фрейдом, либо сразу после него.
Я имела в виду, что пушкинский мир - свободный, честный, прогрессивный, осознанный, рациональный - сформировался как общественная цель (ориентир) на Западе (не только в Европе, Северная Америка тоже считается) после того, как были мучительно проработаны неврозы и комплексы прошлого - отгремела Вторая Мировая и процессы, с ней связанные (Женевская конвенция и пр), отбурлило движение за гражданские права, отыграла сексуальная революция и пр.
То есть я абсолютно уверена, что перечисленные мной общественные процессы - это реальная работа общественного сознания над своим подсознанием, результаты общественной рефлексии и общественной же дискуссии. Пусть это звучит мутно и отчасти притянуто за уши. И даже бредово пусть звучит - мне нравится все равно ))))
Таким образом, пушкинский мир (подчеркиваю - в качестве ориентира) на Западе является хотя бы возможным. Не важно, достижим он или нет, этот антично-христианский идеал бытия. Важно, что от классического сознания, которое видит мир простым, Запад пришел к видению мира как сложной результирующей, и пришел/прОшел через Фрейда, через, скажем так, пространство фрейдовской конструкции, в центре которой - человеческая личность как объект. И после прохождения этого уровня волшебным образом стал возможным пушкинский мир, в центре которого - личность как субъект.
Снова мутно, да?
В общем, по мне получается, что пушкинский мир стал возможным (обрел новую правду, стал ориентиром) на Западе не ранее 70-80х годов прошлого века. В России же, несмотря на то, что он им как бы остается, он невозможен, разрыв между ним и реальностью слишком огромен, потому что человек в России вообще не осознается. Не пройден фрейдовский этап.