Редкий человек не согласится с тем, что классическая музыка занимает совершенно особую нишу в музыкальной культуре человечества. «Классика есть классика» — говорят люди, когда разговор заходит о музыке Баха и Моцарта. Вместе с тем, классическая музыка для многих скучна и непонятна.
«Классическая музыка слишком сложна», «Классика чересчур заумна» — вот аргументы, которые часто можно услышать в беседах о классической музыке. В чем причина такого двоякого отношения? И действительно ли классическая музыка столь сложна для восприятия?
При прослушивании классической музыки не стоит забывать о нескольких простых вещах:
1. Классика звучит только для Вас.
Парадокс? Ни в малейшей степени. Композитор — даже самый гениальный — при создании музыки выражает свое «Я». Наиталантливейший пианист или скрипач исполняет музыкальное произведение в соответствии с собственными представлениями о том, как оно должно звучать. Почему же слушателю отводится место в стороне? Помните, что Ваше впечатление от музыки принадлежит только Вам и никому более.
Ф. Шопен - Вальс cis-moll, op.64 №2
2. Классическая музыка свободна от абсолютных авторитетов.
Вы вовсе не обязаны восхищаться музыкальным произведением только потому, что оно написано Бетховеном, Шопеном или Рахманиновым. То, что вызывает восторг у одного, может просто не быть близким другому. Вам не стоит предпочитать «Реквием» Моцарта «Реквиему» Керубини на том лишь основании, что первый написан гением.
В.А.Моцарт.
Реквием - Lacrimosa
Л.Керубини
Реквием до минор. SEQUENTIA
3.Не вся классика имеет равное значение.
У каждого композитора есть главные и второстепенные произведения. Главные творения указывают на значимость композитора для музыкального мейнстрима. Второстепенные зачастую представляют собой работы «по случаю». Вам нет необходимости восхищаться всей суммой творчества даже самого выдающегося композитора — классическая музыка не гарантирует отсутствие рутинных поделок.
М.Мусоргский.
Картинки с выставки .Богатырские ворота
М.Мусоргский.
марш Взятие Карса
4.Классическая музыка рождается на «живом» концерте.
В наше время классика доступна почти повсеместно, однако горожане обладают значительным преимуществом в виде возможности посещения концерта в городском театре или филармонии. Конечно, далеко не всегда такой концерт проходит на высоком уровне. Тем не менее, присутствие на концерте подарит Вам восхитительное чувство сопричастности к музыкальному творчеству.
5. Классическая музыка воспринимается легче, если идти от простого к сложному.
При восприятии крупных музыкальных форм (симфоний, ораторий, реквиемов) неискушенный слушатель может потерять смысловую нить музыкального произведения. Как начинающему любителю, классика предложит Вам завязать знакомство с небольших сольных произведений, в которых главная музыкальная мысль выражена выпукло и отчетливо.
П.Чайковский.
Времена года
П. Чайковский.
Симфония №1 "Зимние грёзы"
6.Классика, как и все остальное, хороша в меру.
Классическая музыка XIX — XX веков менее всего подходит в качестве фона для застолья или беседы. Произведения выдающихся мастеров несут мощный энергетический заряд. Чрезмерно подвергая себя его воздействию, слушатель рискует остаться либо психологически опустошенным, либо превратить гениальное произведение в малозначащий для себя фон.
Л. В. Бетховен -
"Эгмонт". Увертюра
7. Классическая музыка не обязывает Вас владеть профессиональными музыкальными знаниями.
Разумеется, такие знания не излишни. Но чтобы насладиться знаменитой «Лунной» сонатой Бетховена Вам нет необходимости знать, что она написана в тональности до диез минор. А знание о том, в каком именно произведении Шостакович музыкальными средствами зашифровал аббревиатуру своей фамилии и инициалов, никак не связано с Вашим восприятием этого произведения.
Л.Бетховен
"Лунная соната" ч.1
Д. Шостакович
Симфония №10, соч.93.ч.3
8.Классика не требует от Вас исторических знаний.
Иногда можно услышать, что классическая музыка воспринимается лишь после того, как слушатель ознакомится с биографией композитора, разберется в истории создания произведения, прочитает интервью с исполнителем и т.д. Конечно, все это может быть очень интересным. Однако к восприятию Вами музыки вся эта информация имеет крайне опосредованное отношение.
П.Локателли
Концерт кватро в G-минор, соч. 7 № п / п 5
Выдающийся музыкальный критик начала XIX века Э.Т.А. Гофман (который в нашей стране более известен как автор замечательных сказок) призывал не бояться музыки и даже рекомендовал не интересоваться именем композитора. И в самом деле, если классическая музыка Вам пришлась по душе, то имя композитора (при всем к нему уважении) ничего к ней не добавит.
Как видим, рекомендации достаточны просты. Следование им поможет Вам открыть для себя неиссякаемый источник эстетического наслаждения под названием классическая музыка.