устав Климт «Ожидание — Древо жизни — Свершение». |
«Ожидание — Древо жизни — Свершение» 1909 г.
Венский музей прикладного искусства, Вена, Австрия
Работа над фризом, заказанным Климту для обеденного зала дворца Стокле в Брюсселе, потребовала от художника применения всех своих творческих возможностей, предоставив шанс на практике защитить идеи Сецессиона, для которого разделение искусства на «чистое» и «функциональное», считалось неприемлемым.
Мозаика для обеденного зала в стиле модерн, была бы отличным дополнением к архитектуре дворца, задуманной в соответствии с этим направлением, поэтому заказчики – промышленник Стокле и его супруга, обратились к нескольким художникам, в том числе и к Климту – мастеру, «знающему толк» в современном декорировании.
Достижение гармонии между архитектурой здания и помещений, а также фризом для зала, представляло задание не из легких, но было несколько упрощено благодаря тому, что строительство дворца велось параллельно с созданием картин, украсивших зал.
Византийская мозаика, заворожившая в свое время Климта, пригодилась ему очень кстати, и теперь, «вспомнив» о ней, а также о занятиях в Художественно-промышленной школе, художник достойно справился с заданием, причем модернизм и здесь заявил о себе применением экзотических, и дорогих материалов.
Композиция состоит из девяти элементов, с мозаичным триптихом по центру: «Ожидание», «Древо жизни», «Упоение».
В «Ожидании», танцующая девушка уже не имеет ничего общего с роковыми моделями Климта, «дышавшими» ранее превосходством над мужским началом. «Японские» черты этого образа вызваны вкусами и пожеланиями семьи Стокле, во владении которой было много предметов восточного искусства, поэтому для гармонизации помещений такая стилистика картина была выбрана не случайно.
Знаменитое «Древо жизни» – картина, одно название которой порождает массу эмоций, несмотря на любую интерпретацию сюжета: от библейского Древа познания, символизирующего наивысшую мудрость – до «мирского» генеалогического дерева, с которым, уж точно, сталкивался каждый. «Зная» Климта, вернее предположить, что этот центральный элемент фриза следует связать с одним из орнаментально украшенных мифов, взятых из апокалипсического раздела Библии. Дерево представляет собой дорогу, состоящую из своеобразных тропинок, сплошь и рядом «нашпигованных» камнями, ведь путь, ведущий к истинной Цели, не может быть легким и прямым. Вечность, в паре с Бесконечностью, символически представлены завитыми спиралями Дерева.
Поклонники «чистого искусства», увидевшие в сюжете круги, треугольники, квадраты, возмутились, разглядев в этих символах всего лишь геометрические фигуры, и даже не желали слышать, что Фрейд олицетворял эти знаки с мужским и женским началом.
Несмотря на то, что сюжет, казалось бы, понятен, и черная птица, восседающая на одной из веток-тропинок символизирует опасность, а то и смерть, зритель не может оторвать от нее взгляд, подыскивая свой вариант ответа на извечный вопрос противостояния Света и Тьмы, и не только во вселенских масштабах, а в первую очередь, в собственной душе. Кроме этого, постоянно повторяющийся мотив климтовских произведений о неразрывности Жизни и Смерти, напоминает об их диалектическом единстве, как условии существования настоящей гармонии.
Акцентируя внимание на Золотом Дереве и его символическом предназначении, художник подчеркивает, что бросив вызов черному ворону, оно покровительствует и Любви. Таков лейтмотив «Упоения», изображающего земной рай, дающий людям возможность через это прекрасное чувство ощутить неземное наслаждение. Разделившиеся мнения о том, что этот сюжет предвосхищает знаменитый «Поцелуй», или то, что застывшая в объятиях пара, перешла сюда из «Бетховенского фриза», вряд ли противоречат друг другу.
Создание фриза пришлось на золотой период, наступивший у Климта после поездки в Италию, и его можно назвать «золотым» во многих отношениях: произведения обрели художественную ценность благородного металла, а мастер не жалел золота для своих шедевров.
В творческой карьере Климта это был последний крупный заказ.
http://gklimt.ru/
Серия сообщений "**по авторам (к)":
Часть 1 - Японский иллюстратор Nakashima Kiyoshi.
Часть 2 - Джоан Каллен)) JOHANNE CULLEN
...
Часть 7 - Королева Анна. Беларусь.
Часть 8 - История одной картины «Золотая Адель»
Часть 9 - Густав Климт «Ожидание — Древо жизни — Свершение».
Серия сообщений "**история одной картины":
Часть 1 - История одной картины. «Портрет четы Арнольфини» Ян ван Эйк
Часть 2 - Хьюго Симберг: "Раненый ангел"
Часть 3 - История одной картины «Золотая Адель»
Часть 4 - Густав Климт «Ожидание — Древо жизни — Свершение».
Рубрики: | Это интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |