4 марта 2015 года исполнилось 90 лет со дня рождения известного композитора, аранжировщика и дирижера Поля Мориа. Большую любовь слушателей принесли ему инструментальные версии популярных песен и обработки классической музыки, которые Мориа со своим Гранд-оркестром записывал на протяжении десятилетий. Как отмечают его биографы:
«Любая музыка, аранжированная Полем Мориа, становится прекрасной, иногда даже слишком прекрасной… Его музыка, сплетаясь с нашими чувствами, путешествует вне пространства и времени, всегда воспринимаемая умиротворённо, и окончательно превращаясь в воду, воздух, землю, луну, звёзды и солнце».
Он родился в Марселе, в музыкальной семье, и уже в раннем детстве начал играть на семейном фортепиано. По классу фортепиано же и закончил Марсельскую консерваторию, а в 17 лет создал свой первый, тогда еще любительский - оркестр. В конце 1950-х устроился в звукозаписывающую компанию Barclay на должность аккомпаниатора и аранжировщика.
Именно там судьба свела его с Шарлем Азнавуром, который стал привлекать молодого талантливого музыканта к работе над песнями. Его отмечали и Морис Шевалье, и Анри Сальвадор, и Далида - со всеми ними ему довелось гастролировать и работать в студии.
Тем не менее, Поля тянуло к сольному творчеству. На рубеже 1950 - 1960-х он записывал инструментальную музыку, как под своим именем, так и под англоязычными псевдонимами Ричард Одри и Вилли Твист.
Даже свой первый транснациональный хит, записанный в 1962-м знаменитую «Chariot» Мориа опубликовал под псевдонимом Del Roma. Эту песню, в соавторстве с другом Франком Пурсель, написали для «Евровидения», а спела ее - тогдашняя поп-звезда Петула Кларк.
Но настоящая популярность пришла к Полю Мориа через шесть лет. Уже был создан Гранд-оркестр, сочинена и записана музыка к бессмертным комедиям «Джандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке», но пьеса «Love Is Blue», исполненная на очередном «Евровидении» гречанкой Вики Леандрос, пробила наконец стену между французским оркестром и американским слушателем.
В феврале и марте 1968 года, пять недель подряд она возглавляла хит-парад журнала Billboard, главный чарт США. А ведь еще существовали «Битлз», набирало обороты американская рок-группа «Лето любви», но французская легкая музыка на пять недель отодвинула контркультуру.
Кстати говоря, за год до этого успеха, Поль Мориа посетил СССР. Во время гастролей его оркестр аккомпанировал в Москве, Ленинграде и Казани певице Мирей Матье. Тогда им была написана песня «Когда рассвет, товарищ?» (Quand fera-t-il jour, camarade?), песня о революции в России, которую Матье исполняла потом даже в сопровождении Ансамбля песни и пляски Советской Армии.
Но в качестве лидера собственного оркестра Мориа приехал в Советский Союз только через 11 лет. Уже были триумфальные гастрольные туры по США, Канаде, Южной Корее, Бразилии и Японии - там оркестр Мориа любили истово и беззаветно...
К приезду маэстро Поля русский слушатель был давно готов. Ведь именно в его аранжировках и исполнении в заставках популярных телепередач «В мире животных», «Кинопанорама» и в мультфильмах звучали популярные пьесы. Конечно, исполнитель в силу неучастия страны в конвенциях по авторскому праву не указывался, но тем не менее.
И вот в 1978-м, благодаря приглашению композитора Никиты Богословского, председателя общества «СССР-Франция», оркестр Мориа приехал в СССР.
Это было невероятно, невозможно, немыслимо. Билетов в кассах не осталось за месяц до начала гастролей, а сам Мориа, выйдя в первый раз на московскую сцену, был совершенно поражен овациями - он и не подозревал, что в холодной России он хоть кому-то известен. А ведь к этому моменту в магазинах грампластинок продавалось уже как минимум две пластинки оркестра, выпущенных, конечно, без всякого согласия компании Philips.
Именно в ту поездку произошла знаменательная встреча композитора и дирижера с бардом Сергеем Никитиным, в результате которой в репертуар оркестра вошла написанная Никитиным вместе с Виктором Берковским песня «Под музыку Вивальди».
После этой поездки, наконец, вышли первые лицензионные пластинки Гранд-Оркестра Поля Мориа в России. Увы, больше Мориа в нашей стране не был, но любовь к русской музыке пронес сквозь всю жизнь - записанный им еще в середине 1960-х альбом «Вечная Россия» (Russie de toujours) переиздавался впоследствии несчетное количество раз и на виниловых пластинках, и на CD.
Впрочем, оркестр приезжал в Россию еще один раз - в 2002-м, но уже с новым дирижером, Жилем Гамбюсом, которому сам Мориа доверил пульт после того, как удалился от дел.
В чем же секрет невероятной популярности оркестровой музыки вообще и музыки Мориа - в частности? Думается, в том, что эта музыка могла звучать как в концертном зале, так и в качестве фона дома, в автомобиле, где угодно: она не отвлекала, но создавала благоприятную атмосферу, делала людей лучше.
Главное, - потрясающий талант самого маэстро. Даже сейчас его записи 1970-х звучат абсолютно современно без всяких скидок на время. Наконец, - хороший вкус и чувство такта Поля Мориа. Он был сдержан, скромен, естественен и удивительно тактичен как в своих аранжировках, так и в жизни.
Знакомый с Мориа журналист Виктор Мартынов, рассказывая о встрече с Мориа в Париже, отмечал: «Это было море обаяния. Он был абсолютно естественным. В нем не было ни капли фальши».
Его не стало 3 ноября 2006 года - но музыка, которой он отдал всю свою жизнь, продолжает звучать.
О музыка моя, о Муза… Приятно слышать, чувства затая…
И хочется тебя всё время слушать… О Боже, - ты душа моя
Мне хочется сказать сейчас словами… Любите музыку, друзья…
И пусть она всегда… пусть будет с вами… Прожить без музыки нельзя…