В жизни Владимира Высоцкого была и французская страница.
Начиная с 1973 года, приезжал он во Францию ежегодно, иногда и по несколько раз в год, и жил подолгу – неделями и месяцами.
В Париже состоялось первое его официальное выступление за пределами стран социалистического лагеря, были выпущены лучшие его пластинки.
Франция, которая хранит память о Высоцком, — это не только Марина Влади.
Здесь живут и его друзья,которые любят и помнят Высоцкого, здесь есть места, в которых он бывал.
Дом Высоцкого - 28, Rue Rousselet.
Хозяин одного кафе на этой же улице до сих пор помнит "мужа мадам Марины", который заходил к нему на чашечку кофе.
В соседнем доме 30 по улице Русле была расположена студия Михаила Шемякина - друга Высоцкого.
Высоцкий в составе гастрольной труппы театра на Таганке выступал на сцене национального театра "Шайо" и на одной из площадок Монмартра, "Элизе-Монмартр", где он дал три сольных концерта.
Во Франции в 70-е годы было записано и впоследствии выпущено несколько альбомов Высоцкого.
Например, 'Le Vol Arrete' - 'Прерванный полет' (записан в Париже на фирме «Le Chant du Monde» в 1977 году).
Прерванный Полёт
французское издание записанного в 1977 году альбома
Диск, известный в отечественном переиздании как «Высоцкий в Париже», был записан Владимиром Высоцким во Франции совместно с гитаристом-аранжировщиком Константином Казанским.
Практически сборник лучших песен в студийном исполнении.
Это то время, когда поэту перестали чинить препятствия, и он был включен в список участников вечеров советской поэзии в Париже.
Успех поэта на этих выступлениях был потрясающим!
Марина Влади написала в своей книге о Высоцком: "Он сидел, как ребенок, и смотрел на свои три обложки и говорит: "Почему здесь, в Париже, это стало возможно, а в России нет?"
Очень ценны сейчас, по прошествии времени, фотографии, на которых Высоцкий запечатлен с дорогими для него людьми.
Высоцкий и Бродский
Высоцкий и Б.Ш.Окуджава
В.Высоцкий и М.Шемякин
Высоцкий с Мариной Влади.
Париж. 1977 год.
В памяти друзей сохранились интересные случаи, происходящие с В.Высоцким в Париже.
Подъехав к своему дому в Мезон-Лаффите, Высоцкий и Влади обнаружили, что запарковать машину негде.
Влади вышла, а Высоцкий, найдя наконец место для парковки, начал... снимать дворники и зеркало.
За этим занятием и застал его полицейский.
Поскольку Высоцкий не мог ничего толком объяснить (его французский был в то время еще очень плох), страж порядка взял его за локоть и повел в полицию.
Высоцкий стал кричать: «Марина! Марина!» Марина вышла.
Полицейский сказал ей: «Он снимал зеркало и дворники.
- «Так он из Москвы. Он русский». До того дошло: «Извините, мсье! Я не знал, что вы русский. Я знаю, что у вас это снимают».
Другую историю вспоминает известный польский актер Даниэль Ольбрыхский.
Однажды они сидели в парижской квартире Марины Влади, и Высоцкий пел.
Потревоженные соседи стали стучать в двери, тогда вся компания вышла на улицу, и Высоцкий запел снова.
Тут ему со смехом показали надпись на заборе: Chantier interdit! (игра слов: chantier interdit - «строить запрещено»; chanter interdit - «петь запрещено»).
«Володя уже понимал немного по-французски, знал, что chanter значит «петь», застеснялся и замолчал.
Как водится у русских: запрещено - значит, запрещено. Вероятно, на секунду поверил, что у этого забора французы запрещают петь...»
В тот год состоялось знакомство Высоцкого с Жераром Депардье.
«Меня познакомила с Владимиром Марина Влади, - позднее вспоминал французский актер.
- Он пел мне свои песни, и хотя я не понимал ни слова, но чувствовал их. В Высоцком поражали открытость, щедрость души...»
Через много лет Депардье собирался исполнить одну из главных ролей в фильме «Каникулы после войны» по сценарию Высоцкого и Володарского.
К сожалению, идея так и не была воплощена в жизнь (сценарий в Госкино зарубили.).
Париж, ноябрь 1977 г.
"Город Парижск"
В последние годы Высоцкий называл столицу Франции именно так - "город Парижск".
И расшифровывал это странное ироническое словосочетание: "Париж - это провинция". Правда, это было сказано в Нью-Йорке, в городе, который Высоцкого поразил. Возникает вопрос: почему Париж, которым восхищались и "питались" несколько поколений русских поэтов, писателей и художников, стал для В.В. "провинцией"?
После первой поездки в Париж (на машине, через все Европу, вместе с Мариной Влади) - масса разнообразных впечатлений и множество рассказов близким и друзьям. И возможность сравнивать. Высоцкий скажет Туманову: "После Парижа Москва - разграбленный город".
Париж, бульвар Генриха Четвёртого, дом 33. В этом доме жил Максим Ле Форестье, у которого неоднократно в гостях бывал Владимир Высоцкий.
Вспоминает Вениамин Смехов: "Первый Володин приезд из Парижа: ну, город! Сплошной праздник. Карнавал лиц, веселья, искусства, любви, истории... От радости обрушил на товарищей град подарков. Мне достался гигантский черно-серый шарф, как плед. До сих пор в нем греется зимой моя дочь. Второй приезд - и все наоборот. В обыденности растаяло очарование. Город серых клерков, скупердяй на скупердяе, жизнь посвящена добыче франка. Куда девались щедрость, доброта, безалаберность, где эта нежная влюбленность в свою историю... Будни быта, пробки на улицах, и пробкой делячества заткнуты души... Конечно, их вскроют на Рождество, и они опять вспыхнут, запенятся и снова обманут новичков расчетливым, кратким простодушием карнавала...
Расстроенный, язвительный, обманутый - таким мне помнится Владимир после вторичного посещения "вечного города".
Вначале В.В. мог ездить во Францию только один раз в год - в отпуск, потом он получил постоянный заграничный паспорт и возможность выезжать несколько раз. Марина Влади вводит Высоцкого в круг известных французских актеров, режиссеров, певцов, художников.
В Париже живет самый близкий друг последних лет - знаменитый русский художник Михаил Шемякин.
В 1977 году В.В. оставляет Шемякину записку, которая заканчивается так: "Мишенька! Я хотел бы жить здесь, потому что ты - здесь!"
И все-таки ироническое - "город Парижск"! Почему?
Вначале мешает "языковой барьер".
В "парижском дневнике" (дневниковые неоконченные записи 1975 года) читаем: "Очень меня раздражает незнание языка. Я все время спрашиваю: Что? Что? И это раздражает окружающих". На эту же тему - из письма Ивану Бортнику (опубликовано без даты, но вероятнее всего, тоже - 1975 год): "Дорогой Ваня! Вот я здесь уже третью неделю. Живу. Пишу. Немного гляжу кино и постигаю тайны языка. Безуспешно. Память моя с трудом удерживает услышанное. Отвык я без суеты, развлекаться по-ихнему не умею, да и сложно без языка".
Это подтверждает и Марина Влади: "Ко всему прочему существует языковый барьер. Для поэта это смертельно. Ты словно стоишь двумя ногами на разных континентах, а они все дальше отходят друг от друга".
Париж, гостиница «Holiday Inn» на площади Республики. Здесь в ноябре 1977 г. жили актёры «Таганки» во время гастролей в Париже.
Париж, театр National de Chaillot, где в ноябре 1977 г. выступала «Таганка».
Еще в 1973 году Высоцкий пишет:
Ах, разность в языках,
Не положенье - крах!
Но выход мы вдвоем поищем - и обрящем.
И в 1977 году - во время гастролей Театра на Таганке в Париже - В.В. уже переводит вопросы французского журналиста, который интервьюирует Ю.П.Любимова. А в конце жизни, по свидетельству Марины Влади, он свободно владеет французским языком - даже записывает на французском две свои песни (в переводе Максима Лефорестье).
Вторая причина парижского "неуюта" - не пишется. Дневник 1975 года: "И думаю - зачем я здесь? Не пишется - или больше не могу, или разленился, или на чужой земле - чужое вдохновение для других, а ко мне не сходит?" Примерно в это же время Высоцкого спрашивают на концерте: "Что Вы написали в последнее время за границей?" Он отвечает: "Пожалуй, ничего. И не из-за того, что мне там пришлось много ездить и болтаться. У меня было достаточно много свободного времени, чтобы работать - мне там не писалось. Наверное, нужно, чтобы что-то отложилось. А самое главное - даже не поэтому. Я ничего не написал про Париж, например, - и особенно не хотелось".
В 1975 - здесь часто упоминаемом году - Высоцкий из Парижа едет в Лондон - там работает его друг Олег Халимонов.
В.Высоцкий в гостях у Халимонова впервые спел еще не законченную песню "Письмо к другу или Зарисовка о Париже":
А, в общем, Ваня, мы с тобой в Париже
Нужны, как в русской бане - лыжи.
Париж, Elysee Montmartre. Зал, где 15, 16 и 17 декабря 1977 г состоялись концерты Владимира Высоцкого.
Вероятно, это связано с еще одним - важным для Высоцкого - обстоятельством...
Вначале во Франции и вообще за границей его воспринимали только как мужа знаменитой Марины Влади.
Об этом она пишет в книге "Владимир, или Прерванный полет": "...Ты всего лишь иностранец, в лучшем случае - любопытное существо, приводящее в восторг на вечеринке, или даже просто муж известной актрисы". И если вначале этого было вполне достаточно, то со временем ситуация меняется: Высоцкий хочет быть интересным и значимым сам по себе. Недаром он так радуется успеху своих первых импровизированных выступлений на Западе - перед актерами труппы Питера Брука и на приеме в Голливуде. Вероятно, только после выступления В.В. на этом приеме Марина Влади поняла, что теперь она при Высоцком, а не он при ней.
А вот как - глобально! - объясняет это несколько скептическое отношение В.В. к Парижу, к Франции, к французам Михаил Шемякин: "Мы немного опоздали во Францию - это уже было не время Эдит Пиаф, Шарля Азнавура... Когда я приехал в 1971 году, мне сами французы говорили: "Ты опоздал лет на пятнадцать. Это совсем другая эпоха". Собственно, и у других народов так бывает".
в Париже - фото Шемякина
А в самые последние годы этот "внутренний разлад" становится еще заметнее, да и сам Высоцкий этого не скрывает. Вспоминает Михаил Шемякин: "Казалось бы - ну что еще парню надо? Живет в том же месте, где живет Ив Монтан, у жены его там колоссальное поместье, сад - деревья пострижены, и цветочки... А он мне звонит: Мишка, если не приедешь - повешусь! Потому что смотрю на эти деревья французские, и мне повеситься хочется! Что мне здесь делать?!"
Конечно, у этого "разлада" были и другие - более глубокие - внутренние причины. И, наверное, самая главная - отношения с женой. Проходит несколько спокойных лет - вначале сила воли и Марина удерживают Высоцкого от "уходов в пике" хотя бы в Париже. Потом действует "эспераль"... Но В.В. срывается раз, второй... А в последние два-три года возникает проблема наркотиков... В 1977 практически на грани отмены первый парижский - афишный! - концерт Высоцкого в зале "Элизе-Монмартр". Марина Влади: "И уже ничто не в силах сдерживать твои разрушительные импульсы. В этом и заключается парадокс, невообразимый для нормального здорового человека: имея, казалось бы, все - ты буквально тонешь в отчаянии".
Живу, не ожидая чуда,
Но пухнут жилы от стыда, -
Я каждый раз хочу отсюда
Сбежать куда-нибудь туда...
К 1980 году их отношения уже на грани разрыва. "С Мариной уже не могу, но и без нее тоже не могу", - признается В.В. Барбаре Немчик.
Почти до самого конца Марина не догадывается, что главный ее враг - уже не водка, а наркотики. Высоцкий сам признался только в марте 1980 года. Кто знает, если бы он рассказал о наркотиках раньше, то вместе они сумели бы что-нибудь сделать...
10 июня 1980 года Высоцкий в последний раз улетает из Парижа. Марина Влади: "Сил у меня больше нет. Мы далеки друг от друга... Ты в последний раз машешь мне рукой. Я больше не вижу тебя. Это конец". Так что за ироническим "город Парижск" скрывалась драма, если не трагедия...
В мае этого же - последнего для него - года, в парижской наркологической клинике Шарантон Высоцкий пишет несколько стихотворений. Одно из них начинается так:
Мог бы быть я при теще, при тесте,
Только их и в живых уже нет,
А Париж? Что Париж! Он на месте.
Он уже восхвален и воспет.
источники:
Марк Цыбульский. "Планета Владимир Высоцкий".
Валерий Перевозчиков. "Правда смертного часа" (Владимир Высоцкий. Посмертная судьба).