Исходное сообщение Лелеева
Москва, Улица Покровка, дом №44.
Пятиэтажный доходный дом с магазином в первом этаже построен Московским Купеческим обществом.
Архитектор В. В. Шервуд, 1909-1910 гг. Выполнен в стиле голландских домов.1. 2. 5. 6. 9. 13. 14. 19. 21.
В 1909 году из-за 200-летия Полтавской битвы в архитектурную моду вошел стиль смешения голландского маньеризма и модерна, как память о эпохе Петра Великого. Далее цитата:
Во внешнем облике зданий сформировался самобытный стиль, отличающийся одновременно практичностью и декоративностью. Городская застройка по берегам каналов, к примеру в Амстердаме, столице Голландии, роднит эту архитектуру с венецианской, но стиль ее иной, в нем нет показной роскоши и стремления к внешним эффектам. Голландские дома – обычно узкие по фасаду, сильно вытянутые в глубину здания. Кровля с крутыми скатами создает на фасадах высокие фронтоны – ступенчатые, либо «шейные», с вогнутыми контурами. Башни имеют конические или луковичные завершения. Протестантские церкви – кирхи (голл. kerk) – украшаются высокими шпилями и причудливыми навершиями (grotekerk), сочетаниями шпиля и купола.
Для сельских домов характерны вальмовые кровли. Дома строились из красного кирпича, а ордерные элементы – карнизы, наличники окон, пилястры, порталы дверей – делались из гипса, обычно по деревянной, фахверковой конструкции (гипс, впитывая влагу, предохраняет дерево от гниения). Эта техника отчасти следует технологии древних римлян. Гипсовые детали белились известью, это придавало зданиям оригинальную двуцветность, нарядность, праздничность. В Голландии, в отличие от Италии и Франции, не было залежей белого камня, отсюда отсутствие арочных элементов, конструкция которых развивалась в каменной кладке (хотя и родилась из кирпичной). Жилые дома в городах Голландии служили одновременно торговыми складами. Так, в Амстердаме узкие фасады домов (иногда в ширину одного окна) имеют на фронтоне консоль и крюк, с помощью которых товар в мешках или бочках поднимали прямо с палубы баржи на верхний этаж, оберегая его от сырости, либо просто подвешивали для обозрения покупателей.
Практичный и нарядный стиль бюргерской архитектуры Голландии полюбился российскому царю Петру I во время посещения этой страны в 1697-1698 гг. Он стал одним из источников архитектуры «петровского барокко» первой трети XVIII в. в северной столице России. Голландскую архитектуру XVII в. иногда называют «голландским барокко», но к подлинному стилю Барокко она имеет лишь косвенное отношение, ее роднят с этим стилем нарядность, пестрота и отдельные декоративные элементы. Стиль Барокко имеет иные корни, которых в протестантской Голландии быть не могло. Более правомерное определение – хаарлемская школа, подразумевающее творчество архитекторов во главе с Ливеном де Кеем (1560-1627), в котором соединялись черты Классицизма и Маньеризма. Характерно, что и живописцы г. Хаарлема более тяготели к академизму и Маньеризму, чем к Барокко.
Из статьи Архитектурные стили: Искусство Голландии. Власов В.Г.Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.