Дя́тьково — город в России, административный центр Дятьковского района Брянской области.Город расположен в северной части Брянской области, на южных склонах Смоленско-Московской возвышенности, на небольшой речке Олешне, недалеко от города впадающей в Болву. Деревня Дятьково известна с 1626 года, с 1810 года — село. С 1924 года — посёлок городского типа, с 1938 года — город.
Герб
Герб имеет форму щита. Герб разделен по горизонтали на 3 части, по вертикали нижняя часть разделена на 2 симметричные части. В верхней части название города на желтом фоне, символизирующем песок - основу производства стекла. В средней части герба фрагмент герба города Брянска, указывающий на областное подчинение города.
В правой (от зрителя) нижней части герба рабочий - выдувальщик стекла, символизирующий основную продукцию города - хрусталь, который славится не только в нашей стране, но и за рубежом. Левая (от зрителя) нижняя часть герба по периметру окаймлена орденской лентой медали "Партизану Великой Отечественной войны", символизирующей героические подвиги дятьковских партизан. Зеленый фон нижней части герба с сосной говорит о богатых лесных массивах, окружающих город.
Самым ранним упоминанием о деревне Дятьково является запись в Писцовой книге за 1626 год:
"...Деревня Дятьково на речке Шумоветке, а в ней крестьян: двор Андрюшка да Ивашка Ивановы дети Вашутина, да племянник их Ивашко Федоров сын; двор Демидко да Михейко Игнатовы да с ними живет Васька Мишуков; двор Федька Истомин с Савком Федоровым, да бобылей; двор Неустройка Сазонов с Огапком Степановым; двор пуст Демидко Игнатова, а Демидко бежал безвестно...". Более ранних упоминаний в письменных источниках пока не найдено. Деревня Дятьково входило в состав Фошненской (Хвощненской) волости Брянского уезда. (ныне д.Фошня Жуковского района). По своим размерам деревня, для того времени считалась средней и принадлежала помещикам Небольсиным.
Однако не суждено было оставаться надолго этим местам укромными. Реки, обилие лесов и богатства земных недр создавали условия для промышленного развития нашего края. Водные пути вели на юг и на северо-восток: по Болве и Десне – к Киеву и всему югу, по Угре и Оке – к Москве и Нижнему Новгороду.
Начиная с первой четверти восемнадцатого столетия, здесь стали быстро подниматься заводы и фабрики. Промышленное освоение земель начали Гончаровы, Мосоловы, Демидовы.
В 1752 году братьями Мосоловыми были построены Бытошский доменный и молотовые заводы. Впоследствии его выкупили купцы Мельниковы. В 1755 году начинает работу Любохонский чугунолитейный завод. Принадлежал он А.А. Гончарову. Завод выпускал тонкое посудное и печное литье, котлы, утюги, рукомойники. В 1838 году завод перешел во владения И.А. Мальцева, а позже его сына.
В конце 18 века на Дятьковскую землю пришли Мальцовы. С ними связаны наиболее яркие страницы истории нашего края. В 1790 году заводчица Мария Васильевна Мальцева, близ купленной у майора Михаила Зиновьева деревни Дятьково, основывает хрустальную фабрику. На ней изготавливались изделия повседневного спроса из стекла и хрусталя. В 1797 году ей же был основан Чернятинский стекольный завод, на котором выпускали оконное стекло. В 1797 году строится еще одна – Бердовская фабрика, которая выпускает посуду из зеленого стекла. А в 1800 году запускается еще одна – Знеберская бутылочная фабрика. Так Мария Мальцова заложила прочный фундамент Мальцовской промышленной "империи”. В конце 1804 – начале 1805 года Мальцовы уже владеют десятью фабриками, которые переходят по наследству младшему сыну Марии Мальцевой - Ивану.
В 1805 зажглись печи еще одной стекольной фабрики близ д. Ивот. Ивотская фабрика выпускала белое и полубелое стекло.
В 1810 году в Дятьково строится церковь и бывшая деревня становится селом. Именно здесь располагается главная контора по управлению всеми заводами, строится господский дом. Дятьково становится центром Мальцовских предприятий.
Качество выпускаемой продукции мальцовскими заводами было высоким. На выставке российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге в 1828 году царь Николай 1 с одобрением отозвался о продукции Дятьковской фабрики, особо отметив "весьма хорошую” чистоту стекла и недорогую цену изделий. За эту выставку А.И. Мальцов был награжден Большой золотой медалью. Через несколько лет на 2-ой Всероссийской выставке проходившей в Москве, фабрике вновь была присуждена золотая медаль.
В 1820 году И.А. Мальцов купил у Демидовых Людиновский и Сукремльский чугунолитейные заводы, а 1830-е г.г. им были приобретены также Радицкий, Любохонский и Песоченский чугунолитейные заводы.
Расширяя металлургическое производство И.А. Мальцов построил еще два новых завода рядом с уже существовавшими: Радицкий чугуноплавильный завод ( 1840 г.) и Сергиевский чугуноплавильный завод близ п. Любохна. По отзывам специалистов того времени , Мальцовские чугунолитейные заводы по организации производства и техническому оснащению в Замосковском округе считались лучшими.
Здесь же следует подчеркнуть значительную роль деятельности И.А. Мальцева в развитии русской свеклосахарной промышленности. Так, а 1803 году в деревне Верхи, что невдалеке от нынешнего г. Фокино, появился один из первых в России свеклосахарных заводов. Позднее в с. Любохна им был построен рафинадный завод.
В 1949 году промышленную эстафету принимает сын Ивана Акимовича Сергей. Сергей Иванович Мальцов, несмотря на блестящую военную карьеру и возражения своей жены, придворной дамы, в 29 лет ушел в отставку и уехал в Дятьково. Вступив в права наследства и получив самостоятельность, Мальцов приступил к реконструкции своих заводов и фабрик, к открытию все новых и новых производств. Как свидетельствуют документы и описания современников, оборудование предприятий было осуществлено на самом высоком уровне, с помощью знаменитых европейских ученых и инженеров, с использованием многочисленных новинок, автором многих из которых был сам С.И. Мальцов.
Сергей Иванович в несколько раз увеличил богатства, оставленные ему отцом. В пору расцвета, в 60-е и 70-е года 19 века, протяженность владений Мальцевых с севера на юг в среднем составляла 120 километров, с запада на восток – 80 километров. Здесь действовали до 25 крупных заводов и около 130 мелких обслуживающих предприятий с числом рабочих в 13-20 тысяч человек. А всего населения в округе было до ста тысяч человек. Это был целый агро-промышленный округ, часто называемый "Мальцовской промышленной империей”. В округе к 1871 году был собственный телеграф протяженностью 267 верст. А в 1877-1978 годах из своих материалов и своими рабочими силами С.И. Мальцов устроил для сообщения внутри округа одну из первых в России 290-верстную узкоколейную железную дорогу, стоившую ему два миллиона рублей. Причем весь подвижной состав: паровозы, вагоны, а так же рельсы были собственного производства. В середине 19 века на территории округа даже ходили собственные суррогаты бумажных денег, так называемые "мальцовские боны”. На мальцовских заводах впервые в России были освоены: выпуск рельс, первые русские винтовые двигатели для судов, первый русский товарный паровоз.
Но большим недостатком было то, что вся мощь "промышленной империи” Мальцевых была основана на том, что в своей основе это было полуфеодальное производство основанное на крепостном праве, своего рода крепостная республика. Сам С.И. Мальцов был довольно противоречивым, но интересным человеком. Мальцов как описывали его современники -"небольшого роста крепкий старик, живой и красноречивый, всем интересовавшийся, но деспот и самодур…Мальцов, как и его служащие почти все из крепостных, ходили в серых казакинах и ездили в безрессорных экипажах собственной конструкции… Все было свое, даже меры: "мальцовская сажень” делилась не на аршины, а на четыре "палки”… Он (Мальцов) был однако в известной степени прогрессист, много читал, часто ездил за границу и привозил оттуда технические новости”.
Поэтому после отмены крепостного права в 1861 году изменился весь уклад общественной жизни. Пришлось и С.И. Мальцову отказаться от авторитарного, бесконтрольного стиля управления. В 1875 году учреждено Мальцовское торгово-промышленное товарищество с управлением в Дятьково. Под юрисдикцию товарищества перешли коллосальные богатства: все ее имущество оценивалось в 6 миллионов рублей. К концу 1870-х годов "Мальцовская промышленная империя” постепенно приходит в упадок. Упадок совпал сначала с семейными неурядицами, произошедшими в семье Мальцовых, а потом и с тяжелой болезнью самого С.И. Мальцова. В 1883 году, он попал под лошадь, вынужден был лечится, а в 1884 году родственники отстранили его от дел. И к середине 1885 г. его наследники окончательно запустили дела товарищества. В крае разразился тяжелый кризис.
В 1894 году группа московских и петербургских предпринимателей и чиновников создает Акционерное общество Мальцовских заводов, которое постепенно смогло исправить ситуацию. Благодаря выгодным правительственным заказам происходит оживление экономической жизни округа. И уже в 1897 г. чистой прибыли было получено около 1 млн. рублей. Общество, обновляя старые фабрики и заводы и строя новые предприятия, ощущало острую необходимость в универсальном строительном материале - цементе. Дефицит цемента и большая потребность в нем навели на мысль об организации его производства на землях АОМЗ. В августе 1899 г. около деревни Боровка (ныне г. Фокино Дятьковского района) рядом с богатейшими залежами мела и глины был заложен цементный завод. Для его строительства было учреждено Акционерное Общество Мальцовского портланд цемента (АОМПЦ). Этот завод существует и по сей день, под названием АО "Мальцовский портландцемент”. Это, на сегодняшний день, крупнейший в Европе цементный завод.
Четырехлетняя первая мировая и трехлетняя гражданская войны нанесли промышленности Брянщины и Мальцовского округа колоссальный ущерб. К началу 1920 года выпуск промышленной продукции составлял всего 12,5 % от выпускаемой в 1913 году. Многие промышленные предприятия были остановлены, продолжалось дальнейшее снижение выпуска промышленной продукции и по сравнению с 1913, довоенным уровнем уменьшение произошло в 5 раз, число работающих сократилось наполовину.
Но благодаря предпринятым мерам правительства со второй половины 1922 года на предприятиях округа начался неуклонный рост. Так после ремонта оборудования вновь заработал Дятьковский хрустальный завод. В 1923 году шла концентрация производства на небольшом и наиболее рентабельном числе предприятий. Часть предприятий была закрыта, часть законсервирована. В 1924 году рост производства достиг уже 59 % довоенного, а в 1925/1926 г.г. уровень достиг и превысил 1914 г. К 1926 году была перешита часть Мальцовской узкоколейной железной дороги Брянск – Дятьково на широкую колею. В 1926 году в Дятьково был построен деревообрабатывающий завод, который выпускал сначала продукцию лесопиления, а затем после войны щитовые домики. В тридцатые годы в Дятьково была открыта школа фабрично-заводского обучения и стекольный техникум.
27 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР Западная область, куда до этого времени входил Дятьковский район, была разделена на Смоленскую и Орловскую. Дятьковский район был отнесен к Орловской и находился в ее составе до 15 июня 1944 года. В 1938 году поселок Дятьково был преобразован в город.
В первые же дни Великой Отечественной войны жители города Дятьково и района встали в ряды защитников Родины. Тысячи мужчин ушли на фронт. С приближением фронта к Брянщине в Дятьково были сформированы батальоны народного ополчения, подготовлены в лесах базы продовольствия, оружия, боеприпасов для развития партизанского движения.
Дятьковцы свято хранят память о людях, исполнивших свой гражданский долг, отдав свои жизни во славу Родины. На улицах и площадях города, в его окрестностях, рабочих поселках и селах – всюду, где имеются воинские захоронения, сооружено 79 памятников и обелисков. Памятными знаками отмечены места стоянок партизанских отрядов и бригад. В г.Дятьково давно работает Музей боевой славы, открыт воинский мемориал. Все это активно используется в работе по героико-патриотическому воспитанию молодого поколения.
Жители города помнят своего дятьковского Сусанина – Дмитрия Ивановича Уваренкова, отказавшегося выдать немцам место партизанской базы и принявшего мученическую смерть.
Возрождение жизни в городе началось с восстановления хрустального завода. Силами стариков и детей, из руин и пепла, завод рождался вновь. В декабре 1945 года была пущена 16-ти горшковая стекловаренная печь.
С 1946 года начал производить стандартные дома, а с 1960 года - мебель Дятьковский деревообрабатывающий завод, ныне ОАО «Дятьково-ДОЗ».
В 1959 году в город пришел природный газ. С конца 50-х года начало работу крупное предприятие - завод электровакуумных приборов. В 1956 году построен Дом культуры хрустальщиков. В 60-е годы началась застройка многоквартирными домами улицы Мира, а в середине 70-х первые дома выросли в новом жилом 12-м микрорайоне.
В 1963 году город Дятьково стал городом областного подчинения. Городам областного подчинения стали подчиняться близлежайшие города и поселки, имеющие промышленное значение.
По состоянию на 1 июля 1970 года в Дятьковсикий район входили поселки городского типа: Бытошь, Ивот, Любохна, Старь и сельские советы: Березинский, Большежуковский, Будочковский, Верховский, Немеричский, Псурский, Сельцовский, Слободищенский. Население района составило 53 тысячи 535 человек.
31 июля 1976 года первых посетителей принял уникальный Музей хрусталя Дятьковского хрустального завода, очень скоро ставший одной из самых ярких и популярных достопримечательностей Брянщины.
В 1983 году, в связи с 40- летием освобождения от немецко-фашистских захватчиков, город Дятьково "За мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве" награждён орденом Отечественной войны I степени.