Долгопру́дный — город областного подчинения в Московской области России, расположен в 18 км на север по железной дороге от Савёловского вокзала, в непосредственной близости от Москвы.На юге и востоке город практически сливается с северными окраинами Москвы, с запада ограничен каналом имени Москвы (на противоположном берегу канала — город Химки), а с севера — рекой Клязьмой и Клязьминским водохранилищем.
В состав города были включены в разное время:
посёлок Хлебниково,
село Павельцево,
рабочий посёлок Шереметьевский, находящиеся на севере за каналом имени Москвы.
Герб
В червлёном поле серебряный, с золотыми клювом и глазами, лебедь с воздетыми крыльями, плывущий по волнистой лазоревой оконечности, обременённой двумя волнисто изогнутыми отвлечёнными серебряными поясами.
Лебедь - гордая и величавая птица. Красота его формы является украшением водоемов, где они обычно обитают, однако гнезда лебеди обустраивают на суше. Умные, понятливые птицы, лебеди приспосабливаются к различным обстоятельствам, но вместе с этим, никогда не утрачивают осторожности. Лебеди отличаются привязанностью и постоянством в браке, нежно и заботливо относятся потомству.
Воздетые крылья лебедя символизируют стремление вперед, к развитию и совершенству; воздетые крылья - это страницы раскрытой книги, символизирующие научный и культурный потенциал города.
Красный цвет поля герба подчеркивает символику отраслей промышленности города, давших социально-экономическое развитие посёлку и затем - городу, и объединивших судьбы многих поколений жителей Долгопрудного - тружеников, огромный вклад которых в экономическое, культурное, духовное развитие своего родного города и Московской области имеет немаловажное значение.
Красный цвет - символ жизненной силы, огня, труда, мужества и стойкости.
Золото - символ прочности, величия, интеллекта, великодушия.
Два узких серебряных пояса в оконечности герба символически изображают два Долгих пруда, давшие название городу - Долгопрудный (долгий или длинный пруд, водоем, образованный подпруживанием одного из притоков р. Клязьмы).
Серебро символизирует чистоту, благородство, совершенство, мир, взаимное сотрудничество.
Лазоревая оконечность герба также аллегорически показывает географическое расположение города на берегу канала имени Москвы (Москва-Волга).
Лазурь - символ истины, возвышенных устремлений, чести, добродетели, чистого неба и водных просторов.
Название города происходит от наименования железнодорожной платформы Долгопрудная (1900 года постройки), которое, в свою очередь, происходит от Долгого («длинного») пруда усадьбы Виноградово, находящегося неподалёку. Окрестности Долгих прудов на рубеже ХIХ-ХХ веков становятся дачным местом. Около одного из них и возникает Долгопрудная, вокруг которой постепенно начинает разрастаться посёлок. Вскоре появляются и так называемые «новые дачи» — несколько ближе к Москве, возле которых затем появляется остановочный пункт Новодачная.
Город же Долгопрудный обязан своим рождением дирижаблестроительной верфи, которая была построена недалеко от железной дороги. Рабочий посёлок «Дирижаблестрой» был основан в 1931 году на базе центра по строительству дирижаблей и Московского дирижаблепорта. 5 мая 1932 года дирижаблестроительный комбинат начал работу, а уже 7 ноября того же года построенный на нём дирижабль участвовал в параде на Красной площади. Именно здесь были построены самые большие дирижабли серии «СССР-В». В 1930-е годы в течение пяти лет на комбинате работал выдающийся дирижаблестроитель Умберто Нобиле. В 1935 году Дирижаблестрой получил статус рабочего посёлка, а в 1938 году был переименован в Долгопрудный; строительство дирижаблей, признанное неперспективным, было приостановлено. Верфь была снесена.
C 1932 по 1937 годы через эти места шло строительство канала Москва-Волга им. Сталина. Были созданы Управления Москва-Волгострой и Дмитлага ОГПУ(с 1934 г. — НКВД). Управление стройкой находилось в Борисоглебском монастыре города Дмитрова. Стройку вели заключённые, располагавшиеся в лагерях по всей длине канала… 17 апреля 1937 г. была заполнена водой вся трасса канала Москва-Волга. 15 июля открылась первая постоянная навигация по каналу.
В рамках масштабного гидропроекта было создано Клязьминское водохранилище, на берегу которого был построен рабочий посёлок водников (вошедший в черту Долгопрудного), давший название остановке Водники (в 1951 году платформа Савёловского направления МЖД «19 км» была переименована в Водники).
В 1940 году в Долгопрудном начала работу Центральная аэрологическая обсерватория.
25 ноября 1946 года вышло постановление Совмина СССР о создании в Долгопрудном физико-технического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который с 17 марта 1951 года преобразован в Московский физико-технический институт.
В 1953 году Долгопрудный стал центром Красно-Полянского района, а в 1957 году получил статус города районного подчинения. После этого здесь активизировалось жилищное и культурно-бытовое строительство. В 1963 году Долгопрудный был отнесён к категории городов областного подчинения (в городскую черту включены деревни Гнилуши, Котово, Щапово и Лихачёво). В 1988 году бывшее село Виноградово, что на Долгих прудах (изначально давших название городу!) было исключено из состава Долгопрудного и включено в состав района «Северный» СВАО города Москвы.
В 2003 году в состав города Долгопрудный были включены рабочий посёлок Шереметьевский и село Павельцево.
В 2000—2014 гг. интенсивно застраивалось и застраивается живописное побережье залива Клязьминского водохранилища в микрорайоне Водники. Здесь появились Международный яхтенный порт, а также — клуб «Адмирал» и другие частные яхт-клубы, «отрезавшие» жилые кварталы Водников от прямого доступа к воде.