Краткая иллюстрированная история станций и платформ железной дороги Ярославского направления: от Болшево до Фрязево |
Продолжая наше воображаемое путешествие во времени по истории железнодорожных станций Ярославского направления Московской железной дороги (часть 1 от Москвы до Мытищ; 2-я от Мытищ до Фрязино), сегодня мы проедемся от ст. "Болшево" до ст. "Фрязево".
Как и в предыдущих частях Вас ждёт краткая историческая информация по каждой из станций и множество (здесь-35) старых фотографий и карт...
Платформа Валентиновка
В 1906 году на землях супруги присяжного поверенного округа Московского судебной палаты Николая Михайловича Дашкова, Валентины Николаевны Дашковой, было образовано два дачных посёлка, один из которых в 1970-х годах вошел в поселок Загорянский, а другой отошёл к городу Королёву. 25 апреля 1908 г было зарегистрировано Общество благоустройства поселка Валентиновка при сельце Красниково Московской губ. Богородского уезда.[См.].
К 1930 году в поселке Валентиновка появились дачи для сотрудников Художественного, Большого и Малого театров. В разное время в Валентиновке жили и работали К. С. Станиславский, А. Н. Вертинский, М. Н. Ермолова, Б. Л. Пастернак, М. И. Цветаева, А. А. Ахматова. В путеводителе 1930 г. есть следующие строки: "По другую сторону платформы Соколовской в двух км. поселок Валентиновка. Из 32 дач почти все заняты постоянными жителями, сдается весьма немного комнат" [Дачи и окрестности Москвы. Путеводитель. М., 1930, с.80]. Остановочный пункт здесь был открыт в 1930 году и назван по поселкуВалентиновка, который в настоящее время включён в состав г. Королёв. .
Между тем на карте 1931 года платформа не была обозначена, а появилась впервые лишь на карте 1941 года.
Платформа Загорянская.
В 1909-1910 годах владения Ивана Николаевича и Александра Николаевича (1887-1935) Кисель-Загорянских были разбиты на участки под дачную застройку.
К 1912 году было продано 30 таких участков, а между конечной тогда станцией Щёлково и «Пост Болшево» (откр. 1896 гг.) на земле, принадлежавшей коллежскому асессору Николаю Николаевичу Кисель-Загорянскому (1871-ок. 1922) появилась новая станция – Загорянская.
Кисель-Загорянский Иван Николаевич.
Родился в 1881 году в Москве,. брат Александра и Николая Кисель-Загорянских. Окончил юридический факультет Московского университета, служил в московском офицерском экономическом обществе. В 1910 — женился на Елене Ивановне Кисель-Загорянской. В 1914 — на фронте в чине подпоручика, затем - поручик в 3-м Сибирском мортирном артиллерийском дивизионе. После демобилизации работал делопроизводителем в Главном артиллерийском Управлении. 18 декабря 1920 — арестован по политическим мотивам и заключен в Бутырскую тюрьму. 27 октября 1921 — по ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста освобожден, дело прекращено.
Николай Николаевич Кисель-Загорянский (1871-ок. 1953).
Николай Николаевич Кисель-Загорянский.
Родился в 1871 году в Москве, брат Александра, Ивана Кисель-Загорянских. В 1894 — окончил юридический факультет Московского университета, кандидат на судебные должности при Московской судебной палате, с 1896 — земский участковый начальник Богородского уезда Московской губ. до 1914 г., с 1908 — предводитель дворянства Богородского уезда, статский советник, в 1914 — вице-губернатор в Твери, через пять месяцев — губернатор в Рязани, работал там до февральской революции, камергер. В 1924 — находился в Бутырской тюрьме, позднее по ходатайству Помполита освобожден. Эмигрировал за границу, проживал в Стамбуле, скончался там до 8 февраля 1953 года.
Пл. Загорянская. Фотография отсюда.
Платформа электрифицирована с 1935 года.
Станция Соколовская.
Первоначально остановочный пункт под названием "Образцово-Соколовская" был открыт во второй половине 1897 года по инициатива местного суконного фабриканта Николая Алексеевича Соколова (ум. до 1912 г.) для снабжения торфом его суконной фабрики в соседней д. Мальцево (Мальцово), которую он купил в начале 1897 года у фабриканта В.И. Смолина. Добавочное название Образцово остановка получила по крупному соседнему селу.
Станция Соколовская. Фотография: 1970 г.
Описывая в 1899 году железнодорожный путь из Москвы до Щёлково, П.П. Семёнов Тян-Шанский писал: «От Мытищинской станции ведут три подъездные железнодорожные пути: два на близкие к ней кирпичные заводы и один, в 14 вёрст длины, в село Щёлково на Клязьме. На 7-й версте этого последнего пути находится пост Большево и в 1 версте от него село Большево на р. Клязьме /…/. На 12-й версте устроена Соколовская платформа близ строящейся обширной мануфактуры. Наконец, на 14-й версте подъездной путь достигает самого Щёлкова. Близь этого селения на берегу реки Клязьмы, выступают пласты известняка каменноугольной системы. Щёлково уже находится в Богородском уезде Моск. губ.; оно, вместе с соседним с. Хомутовым и Трубиным (Турабьевым — trojza), имеет более 2000 жителей и несколько фабрик (бумаготкацких, шерстоткацких и шёлковых), производящих в совокупности на сумму 1 200 000 руб. при 1500 рабочих».
Платформы Соколовская и Загорянская на карте 1925 г.
Платформа Воронок.
Если на карте 1925 г. Воронок не обозначен, то на карте 1929 г [См.] отчётливо обозначен посёлок (П.) Воронок, названный так по названию леса, росшего когда-то от Хомутовских болот до Жегалова, и ручьёв "Дальний Воронок" и "Ближний Воронок".
Тот же посёлок указан (пока без платформы) и на карте 1931 года [См.].
Впервые обозначение платформы появляется на карте1939 года.
Позднее посёлок стал микрорайоном г. Щёлково. К 1967 году была проведена новая планировка микрорайона (См.), и этот микрорайон Щёлкова стал характеризоваться как один из примеров передового советского города.
Нередко открытую в 1929 году платформу Воронок называют станцией [См., см.]
Станция Щёлково.
Ветка Щёлково-Мытищи длиной в 14 верст была проложена в 1894 году, благодаря стараниям местных фабрикантов. Тогда же на ней открылось временное, а с 1895 года – регулярное движение.
Станция Щёлково. Открытка нач. XX в.
В 1894 году была открыта, в те времена конечная, станция Щелково, связанная узкоколейной железной дорогой с текстильными красильными фабриками Товарищества Л. Рабенек в Соболеве (Щёлково), а именно: Бумаго-прядильной и ткацкой ф-ками; Бумаго-красильной и ситце-набивной ф-кой и Химическим заводом.
Станция упоминается в романе Изабеллы Надольни "Прошлое развеялось как дым" - по воспоминаниям Екатерины-Елены Александровны Четвериковой (урожд. Пельтцер;1878-1962).
Станция Щёлково. ок. 1890 г.
Станция Щёлково. ок. 1890 г.
Речь идёт о том, как зимой 1918/1919 года супруга эмигрировавшего фабриканта в одиночестве добиралась из Литвиново до ст. Щёлково и далее в Москву: "Елена отправилась в Москву. Сообщение с Москвой ещё продолжалось, но не постоянное и не всегда по расписанию. Для паровозов не хватает угля. Когда в пути поезд останавливается, пассажиры выходят из него и собирают дрова в лесах вдоль рельсового пути. Итак, когда Елена приехала на станцию, наступил вечер. Снег поблескивал неопределённым голубоватым светом, когда показалась луна. Поезд сегодня уже не придёт. Елена легла на пол в зале ожидания, как и другие припозднившиеся путники. Твёрдый пол в этих условиях был наименьшим злом; она должна была ещё спрятать нож, чтобы не оказаться обворованной во время сна. Жадные взгляды случайных соседей уже снимали с неё матерчатые ботиночки, сшитые из персидского ковра, который когда-то лежал в квартире брата Андрюши. Без обуви она не сможет вернуться по снегу в Литвиново, в случае, если поезд не придёт" [Isabella Nadolny Vergangen wie ein Rauch. Munchen, 1983, с. 127.].
Ветка Мытищи-Щёлково (16,8 км.) была электрифицирована в 1930 году. В 1940-1941 гг. электрификация была временно демонтирована.
Платформа Гагаринская.
Начало строительства железнодорожной ветки от ст. Щёлково до Монино относится к 1929 году.
Строительство ж/д ветки Щёлково-Чкаловская, 1929-1930 годы Фотография отсюда.
Платформа под названием "37 километр" была открыта в 1932 году. Иногда ошибочно указывается 1922 год. См. Впервые отмечена на карте 1941 г. [См.]. В 1988 году платформа переименована в «Гагаринскую» в честь первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина, работавшего в Звездном городке и проживавшего неподалеку, в поселке Чкаловский, с 1960-го по 1966 год (современный адрес: г. Щелково-3 (мкр. Чкаловский),
Дом, в котором жил Ю. Гагарин. Фотография отсюда.
На доме недавно была восстановлена мемориальная доска: "В этом доме с 4.10.1960 по 13.06.1966 года жил лётчик-космонавт СССР Герой Советского Союза полковник Гагарин Юрий Алексеевич, совершивший 12 апреля 1961 года первый в мире полет в космос на корабле-спутнике "Восток".
На карте 1984 г. платформа всё ещё носит старое название.
Карта 1984.
Станция Чкаловская.
Станция была открыта в 1932 году для обслуживания жителей рабочего поселка, в котором проживали работники второй по мощности в Советском Союзе радиостанции (впоследствии – радиостанция им. ВЦСПС; начало строительства - 1928, вступила в строй 21 мая 1929 года
Рубрики: | Краеведение/Московская область |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |