Краткая иллюстрированная история станций и платформ железной дороги Ярославского направления: от Мытищ до Фрязина |
Продолжая работу над созданием краткой исторической иллюстрированной карты станций Ярославского направления Московской железной дороги, (часть 1 от Москвы до Мытищ лежит здесь), сегодня мы отправимся в воображаемое путешествие по истории станций и платформ от ст. "Подлипки-Дачные" до конечной пл. "Фрязино-Пассажирская".
Поскольку вся собранная информация, закономерным образом, "не влезает" в инфографическую схему, приводим её ниже со ссылками и картинками.
Станция Болшево
Платформа (остановочная станция) Фабрика 1 Мая
Следующий этап развития железнодорожного сообщения в крае относится уже к послереволюционному периоду. В 1921 году национализированная в 1919 году бумагопрядильная и ткацкая фабрика Ф. Рабенек в Старых Горках была переоборудована в электростанцию мощностью в 2350 кВт. Электростанция работала на торфе. Она проработала до конца 1924 года, а 1 мая 1925 года фабрика вновь была переоборудована на бумагопрядение.
Фотография 1985 г. отсюда.
Станция Зелёный Бор.
Обозначение платформы (значёк) впервые появляется на Отчетной карте штаба 60 армии на 12 декабря 1941 года (см. ниже). С надписью "раз." - разъезд на однопутном направлении? Название "6-ой километр" (от ст. Болшево) появляется на карте 1959 г. Это название станция носила, до ок. 1965 г, и до 1978 года была переименована в нынешнее название [См.].
Карта 1959 г.
Платформа Ивантеевка-2
Железнодорожный разъезд на месте будущей платформы указан на карте 1929 года (см. ниже). Впервые на картах платформа на этом месте указана на карте декабря 1941 года.
Карта 1941. отсюда.
Платформа 9-ый километр называлась так ещё в 1978 году [См.]. Ок. 1980 г. платформа получила нынешнее название "Ивантеевка-2".
Фотография 1983 года. С удовольствием ссылаюсь: отсюда.
Платформа Ивантеевка.
В 1926 году в Ивантеевке на базе национализированной красильно - аппретурной фабрики Ватреме была создана трикотажная фабрика, названная в честь Ф.Э. Дзержинского. 21 мая 1928 года село Ивантеевка становится рабочим посёлком Ивантеевским. В 1927-1931 гг здесь же по проекту архитектора Г.П. Гольца[См.] было возведено величественное конструктивистское здание хлопко-прядильной фабрики.
1 мая 1931 года эта фабрика, оснащённая новейшими английскими станками, была пущена, и получила в 1948 г. название "Фабрика имени С.Г. Лукина" (№13) (ныне ОАО "Ивнить").
Одновременно, она была объединена в трикотажный комбинат с соседними двумя ивантеевскими фабриками. В 1931 году на нём было занято 3768 рабочих.
В том же 1931 году ветка от Болшево была продлена до Ивантеевки. (ныне станция Ивантеевка-Грузовая, расположенная около ивантеевской фабрики "Ивнить").
Карта 1931 г. отсюда.
Станция Ивантеевка-Грузовая. Отсюда. Фотография 60-е годы.
Станция Ивантеевка-Грузовая отсюда.
После открытия пассажирского движения на линии Болшево-Ивантеевка-Фрязино пригородные поезда со стороны Болшево заезжали на станцию Ивантеевка-грузовая, меняли кабину управления и ехали дальше до Фрязино. До конца 70-х годов ХХ века станция называлась просто Ивантеевка, без цифры 1, которая была добавлена в название после переименования платформы 9-ый километр в Ивантеевку-2. Впоследствии цифра 1 из названия платформы была исключена. [См.].
В 1967 году был построен обход станции с платформой Ивантеевка в непосредственной близости к станции, и электропоезда заезжать на станцию Ивантеевка-грузовая перестали во избежание смены кабин. В 1993 неиспользуемые пассажирская платформа и путь на Фрязино были демонтированы, но контактная сеть была под напряжением, используясь для питания ветки с подстанции. В 2012 году была построена новая ЛЭП с подстанции по более прямой трассе, после чего старая контактная сеть была снята.
Станция Детская.
На картах 1929, 1931 и 1942 года у д. Новоселки и будущей станции указана "Дет. кол." - Детская колония. Детские дома и колонии в Подмосковье начали в массовом порядке создаваться с1921 года для детей из охваченного голодом 1921-1922 годов Поволжья (ср. ист. Балашихи). К сожалению, история этой детской колонии не отражена даже в подробном исследовании "Ивантеевка из глубины веков до наших дней" Ивантеевка, 1998...
Карта 1929 г.
Платформа "Детская" появляется на вышеприведённой карте 1959 года. Построена в 1967 году, к пуску прямых электропоездов Москва - Фрязино. Спрямление линии в районе Ивантеевки, постройка платформы Ивантеевка-1, и разъезда на платформе Детская - 1967 год.
Карта 1968 г. отсюда.
Платформа Фрязино-Товарная
В связи со строительством завода "Большая Радиолампа" (с января1937 - завод №191), начавшемся в 1936 г., в июле 1938 года была проложена железнодорожная ветка от Ивантеевки (Ивантеевка-Грузовая) до Фрязино. Нынешняя платформа "Фрязино-Товарная" была конечной станцией для пассажиров.
Карта 1941 г. Отсюда.
На карте 1941 года отчётливо заметны временные узкоколейные дороги, ответвлявшиеся от станции: две на север - к месту строительство масштабных корпусов завода [огороженная территория] и в район будущей станции "Фрязино-Пассажирская", и одна - в район
10 июля 1938 г. Фрязино получило статус посёлка городского типа.
Фотография отсюда.
В построенном после войны (?) здании вокзала размещались билетные кассы, отделение начальника станции, зал ожидания и буфет.
В июле 1946 г. началась электрификация ж/д. линии Фрязино-Болшево со сроком исполнения работ до 1 мая 1947 г., однако на 15 августа 1947 г было выполнено всего 6,2% от намеченного объёма работ. Линия была электрифицирована в 1948 году, и от Болшево до ст. Фрязино (Товарная) пошли электропоезда.
Платформа Фрязино-Пассажирская была построена после расформирования ОЛП-21 (1953 г.), о чём, между прочим, свидетельствует следующая фотография:
Железнодорожная станция «Фрязино-Пассажирская», середина 1960-х гг.
К сожалению, более подробными сведениями о строительстве пассажирской станции в период с 1953 до 1967 г. мы пока не располагаем. В марте 1967 году вместе с открытием беспересадочного движения Москва-Фрязино, было проведено строительство новой платформы Фрязино-Пассажирская, открытой в том же 1967 году. По другим сведениям, новое (нынешнее) здание станции было построено только в 1972 году.
Строительство нового здания железнодорожной станции «Фрязино-Пассажирская»
Рубрики: | Краеведение/Московская область |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |