АША |
Аша, город областного значения, административный центр Ашинского района. Самый западный город Челябинской области, расположен у границы с Республикой Башкортостан, на реке Сим, к востоку от места впадения в неё реки Аша. Население города 32 313 человек Национальный состав: русские (78,1 %), татары (9,2 %), башкиры (6,2 %), украинцы, белорусы, чуваши, мордва (6,5 %).
Название «Аша» имеет несколько объяснений. Мы приведем лишь самые распространенные и наиболее вероятные из них. В Ашинском топонимическом словаре П.К. Мезенцева автор так определил происхождение названия: «Аша» - река, город, железнодорожная станция. Река получила свое название от одного из значений башкирского слова «аша» — «сквозь», «через», «между». Подразумевая, что река пробирается между гор. Существует еще и такая версия: слово «аша», происходит от повелительной формы башкирского глагола «ашарга» — «кушать». Спускающие с гор башкиры делали остановку в низовьях реки для подкрепления сил. Угощая друг друга, они кричали: «Аша! Аша», что означало — «Кушай!». Мол, поэтому река и стала называться — Аша.
Герб
"В зеленом поле над волнистой лазурной (синей, голубой) оконечностью - три остроконечных горы, возрастающие влево, и во главе - семь червленых (красных) окаймленных серебром звезд о пяти лучах, увеличивающихся вправо и положенных дугообразно".
Зелёное поле герба - цвет природы, символ надежды, жизни, весны, радости, здоровья. Уникальность, неповторимость природы Ашинского района представляют несомненный интерес для альпинистов, археологов, спелеологов, туристов.
Горы показывают географическое расположение Ашинского района - на западном склоне Южного Урала у подножия хребта Каратау, на живописных склонах которой создается современный центр горнолыжного туризма и отдыха. Горы символизируют природные богатства района, неразрывную связь с окружающей природой.
Вместе с тем, символика горы в геральдике многозначна:
- основание горы – это устойчивость, уверенность, незыблемость, неизменность, нерушимость;
- подъем горы – внутренний рост;
- вершина горы – духовное восхождение, озарение;
Следовательно, преодоление горы, восхождение на гору – познание самого себя.
Серебро – символ совершенства, благородства, чистоты, веры, мира.
Геральдическая фигура - «волнистая оконечность», показывает реку Сим (правый приток реки Белой), на которой расположены города района - Аша, Сим, Миньяр.
Лазурь – символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели.
Звёзды аллегорически показывают предприятия Ашинского района и символизируют основные производства района, на что указывает их красный цвет - цвет трудовой славы, а серебряное окаймление звёзд – символ мудрости, чистоты, веры - означает совершенство профессиональных качеств работающих на них специалистов.
Звезда – один из древнейших символов человечества – это символ вечности, путеводности, высоких устремлений, идеалов. Пятиконечные звезды в геральдике - символ оберега, обороны.
Красный цвет в геральдике символизирует труд, жизнеутверждающую силу.
Город Аша основали братьями Николай и Иван Балашовы, владельцы заводов Симского горного округа. Чугуноплавильный завод и поселок были выстроены на Самаро-Златоустовской ж. д. (ныне Куйбышевская), которая начала действовать в 1890-е годы.В XVII-XIX веках ритм производственной деятельности уральских заводов был сезонным. Заводы не работали в сильные морозы и в жаркие дни; в это время уровень воды в прудах падал, и она не могла приводить в действие заводские механизмы. Простои могли длиться 1-2 месяца. На это время мастеровые увольнялись на «свое пропитание». Поэтому народ владел различными внезаводскими ремеслами и промыслами.
Заводские рабочие имели огороды, покосы, пастбища — это характерная черта уральского быта. Практиковалось надомное ткачество, ткали упаковочную ленту, плели попоны, делали малярные кисти и щеткиРабочие, как и крестьяне, жили большими семьями в небольших бревенчатых домах, чаще двухкомнатных, которые разделяла русская печь. Были и такие дома, которые не имели деревянного настила, пол был земляной, в редких случаях встречались стеклянные окна. Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами считались лён, овес, рожь, пшеница. Некоторые рабочие держали пасеки,тем более что окрестности леса изобиловали липой.
Так же было распространено занятие охотой. Сохранилось много охотничьих избушек и землянок, в которых позже, в гражданскую войну, укрывались партизаны. Наши предки занимались заготовками луба — основного кровельного материала того времени и мочала, плели лапти, рыболовные сети, веревку.
Естественно, что пришлое заводское население испытало на себе влияние культуры живших здесь башкир. Постоянные контакты между русскими и башкирами привели к взаимопроникновению культур. Подлинно известно, что население Аша-Балашавского поселка широко отмечало башкирский национальный праздник сабантуй, который проводился на широкой поляне, названный в последствие Кумысной, где собирались не только жители поселка, но и башкиры из соседних, даже дальних деревень. Так же отмечались традиционно русские праздники: Рождество, Масленица, Пасха, Кострома и многие другие.
.
В период Новой экономической политике в обыденной жизни уральцев удивительно сочеталось старое и новое. Инициатором обновления быта выступила молодежь — комсомольцы и коммунисты. Повсеместно устраивались массовые праздники инсценировки: политические карнавалы, суды над бракоделами, безхозяйственностью. Действуя в противовес церкви, молодежь придумала «комсомольскую пасху», «комсомольское рождество», и «комсомольские свадьбы». Ашинцы были активными участниками разных творческих кружков и объединений. Руководители драмкружков и театров — самоучки, увлеченные, влюбленные в свое время люди, помогали артистам создавать спектакли. Огромной популярностью пользовались эстрадно-агитационные театры «Синяя блуза», сочетавшие в своих представлениях оратории, танцы, интермедии, акробатику, марши, песни, частушки на самые разные темы.
На площади Аши стояла дощатая церковь святых апостолов Петра и Павла, в том месте, где сейчас находится дом напротив трибуны. Но, увы, в 1927 году местные активисты сбросили с церкви колокола и саму церковь разрушали. С этого времени и культура стала чахнуть, как будто вместе с колокольным звоном ушла душа живая из народа.
В судьбе нашего города, как и всей страны,было время которое нельзя забыть. В годы ВОВ все предприятия Южного Урала перешли на особый, жесткий режим работы. Коснулось это и АМЗ. Широким фронтом развернулось движение двухсотников, трехсотников, тысячников — рабочих, ежедневно выполняющих нормы на 200, 300, 1000 процентов. Труд ашинских металлургов в годы войны неоднократно получал высокую оценку партии, правительство и Государственного комитета Обороны.
Небезынтересно, что в военное время при заводе была распространена такая форма работы, как «вечер красной пряхи». По окончанию трудового дня работницы транспортного цеха собирались в красном уголке и, слушая последние фронтовые новости, вязали теплые вещи для бойцов. Не только в тылу, но и на фронтах ВОВ ашинцы показали чудеса героизма. За ратные подвиги на фронте высокого звания Героя Советского Союза удостоены: М. Х. Губайдуллин, В.В. Зеленцов, Н.А. Изюмов, И.Я. Нелюбин, М.И. Озимин, П.А. Пилютов, Г.П. Попов, П.В. Еремеев — Герой России.
Сегодня в городе имеются 8 школ, 7 дошкольных образовательных учреждений, профессиональное училище, вечерний индустриальный техникум, 3 больницы, Дворец культуры и Дворец спорта, кинотеатр, детская школа искусств и художественная школа, детско-юношеский центр, несколько массовых библиотек, стадион с крытыми трибунами, музей природы, музейно-выставочный центр. В благоустроенных квартирах со всеми удобствами проживает более семнадцати тысяч семей.
Окрестности Аши удивляют своими горными ландшафтами, излучинами рек, хрустально чистыми ручьями и высотой снежного покрова зимой, что объясняется большим количеством осадков – до 761 ммв год, связанного с преобладанием атлантических воздушных масс. Здесь произрастает около 30 пород деревьев и кустарников, украшающих собою берега рек Сим и Аша, а в местных реках и ручьях еще можно встретить стерлядь, хариуса, тайменя и форель.
В северных окрестностях Аши находится Шалашовско-Миньярское плато с воронками, горными пустотами, провалами, а в самом начале его, на левом берегу Киселевского ключа, открывается вход в Киселевскую пещеру, известную спелеологам далеко за пределами Челябинской области. А сколько таинственного и сказочного таят в своих недрах другие карстовые пещеры, часть которых взята под охрану государства как памятники природы.
Рубрики: | Города России/На букву *А* |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |