Шассерио Теодор (1819—1856) |
Французский художник, соединивший в своем искусстве черты неоклассицизма и романтизма.
Родился в Эль Лимоне близ Саманы (Доминиканская республика) 20 сентября 1819 года. Жизнь семьи Шассерио складывалась не самым благополучным образом, ибо колонию то и дело сотрясали восстания.
В таких условиях трудно было сохранять «уверенность в завтрашнем дне» и не беспокоиться за подрастающих детей.
Через три с небольшим года (в 1822 году) после рождения маленького Тео семейство перебралось во Францию (на этом настояла мать будущего художника).
Едва устроив в Париже жену и детей, Бенуа Шассерио отбыл обратно в Вест-Индию и с тех пор лишь изредка появлялся в кругу семьи.
Оставшись в Париже с пятью детьми, мадам Шассерио экономила на всем, на чем только можно. Дочери помогали вести хозяйство, а Тео отдали в дешевый пансион.
Здесь он предпочитал всем остальным урокам рисование, что весьма беспокоило его учителей, но, к удивлению педагогов, не встречало порицания у родных.
Как ни странно, и мать, и отец Шассерио не только не противились его увлечению, но и всячески поддерживали его.
Когда будущему художнику минуло двенадцать лет, он начал посещать мастерскую Энгра.
Несмотря на то, что Теодор Шассерио был самым юным воспитанником Энгра, учитель часто ставил его в пример другим своим ученикам, говоря, что «этот ребенок — будущий Наполеон живописи».
Теодор же, в свою очередь, просто-таки обожал Энгра, и домашним часами приходилось выслушивать его восторженные рассказы о «великом мастере».
Учение закончилось с отъездом Энгра в Рим, но и оттуда он продолжал — теперь уже в письмах — наставлять Шассерио.
Его поучения падали на благодатную почву.
Свои робкие ответные письма молодой художник неизменно подписывал: «Ваш преданный ученик».
Вначале писал картины на классические и религиозные сюжеты, заботясь главным образом о стильности рисунка и внешней красоте изображений, но потом примкнул к группе романтиков и подражал Делакруа.
В этом втором направлении он успешно трудился после своей поездки в Алжир и на Восток, где приобрел редкое уменье передавать яркость и жар южного солнца и прекрасно изучил местные типы и быт.
Из ранних работ Шассерио наиболее известны «Пленные троянки на морском берегу», «Сусанна и старцы», «Венера Анадиомена», «Андромеда, приковываемая к скале нереидами», «Христос на Елеонской горе»,
а из позднейших — «Суббота в еврейском квартале Констанины», «Арабские всадники, увозящие с поля битвы трупы товарищей», «Арабские шейхи, отправляющиеся на битву», «Тепидарий в помпейских термах», «Отдыхающая купальщица» и некоторые другие.
Черты классицистской идеализации самобытно сплотились в манере Шассерио с романтической патетикой, породив формально-уравновешенную, элегантную, но в то же время чувственно-эмоциональную творческую манеру.
Писал мифологические, исторические и жанровые картины. Был замечательным портретистом и мастером монументально-декоративного искусства (росписи ряда парижских церквей).
Помимо живописи Шассерио создал также циклы офортов на сюжеты шекспировских «Отелло» (15 листов) и «Гамлета» (30 листов).
Умер Шассерио, не дожив до сорока лет, в Париже 8 октября 1856 года.
Рубрики: | ИССКУСТВО/Французская живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |