Рейсдал Якоб ван(1629-1682) |
Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский живописец и график. Учился, вероятно, у своего дяди, Саломона ван Рёйсдала, испытал влияние Яна ван Гойена, Херкюлеса Сегерса; работал в Харлеме, с 1656 года в Амстердаме.
Водопад в Норвегии
Замок Бентхайм
Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия. Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями.
Морской пейзаж
Вид Харлема с полями
Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзанка, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону.
Еврейское кладбище
Водопад
Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (“Домик в роще”, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Болото
Водопад в лесу
Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (“Еврейское кладбище”, Картинная галерея, Дрезден; вариант - в Институте искусств, Детройт).
Мельница
Охотники
В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (“Вид деревни Эгмонд”, ГМИИ, Москва; “Пейзаж с водяной мельницей”, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (“Болото”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Пейзаж с горной рекой
Водопад
Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды.
Речной пейзаж с погребом
В пути
Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь в творчестве самим собой. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Круг пейзажных мотивов Якоба ван Рейсдала очень широк — это виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море, изображенные в самую различную погоду и разные времена года.
Две водяные мельницы
Пейзаж с пораженным молнией деревом и пшеничным полем
Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (“Горы Норвегии”, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Свои творения, отображающие плоские равнины его родной Голландии или более разнообразные и живописные виды северных областей Германии, Рейсдал наделил чувством драматического величия.
Большой лес
Разрушенный замок шлюза
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей — марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (“Радуга в штормовом море”, 1655, Рейксмузеум, Амстердам; “Волнорез”, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине “Морской берег” (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Пейзаж
Зима
Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдала, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 века.
Зимний пейзаж
Площадь в Амстердаме
Рубрики: | ИССКУСТВО/Нидерландская живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |