1. По головному убору. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку всё у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая "макушка" была призвана подчеркнуть её красоту, на радость добрым молодцам.После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» - вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.
2. По венцу. Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец - символ девичества. Он представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями).
Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съёмную переднюю часть, которая называлась очельем.
Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених.
3. По серьгам. На Руси у девиц и замужних они отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь.
Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче - по статусу.
4. По косе. С определённого возраста девочка начинала носить косу, сплетённую обычно из трёх прядей.
Одна коса означала, что девица в «активном поиске». Лента в косе означала - девица «на выданье». Как только у неё появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, вплетенные не от основания косы, а от её середины.
В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными.
Перед свадьбой девице заплетали две косы, которые укладывали вокруг головы как корону, - намек на её новый, более высокий семейный статус.
Если девушка обрезала косу,то это было выражением глубокой скорби по погибшему жениху и нежелания выходить замуж.
Старые девы плели косу как девушки, покрывали голову платком. Они не имели права на ношение одежды замужних женщин. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, тёмном сарафане, нагруднике.
5. По одежде. Основной одеждой была рубаха длиной до ступней, поверх неё надевали более плотные одежды.
Незамужние девицы носили запону - холщёвый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх неё. Запону всегда подпоясывали.
Замужние женщины носили поверх рубахи панёву (или поньку) - юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закреплённую вокруг талии шнуром - гашником. Куда лучше спрятать? - за гашник! - это с тех пор ещё повелось.
Впервые поньку надевали в день венчания или сразу после. Девушка символично прыгала с лавки в панёву - это символизировало ее согласие на брак. Завязывали на ней панёву родители, или брат.
Если девушка не выходила замуж, она всю жизнь ходила в запоне, панёву надеть не могла.
6. По орнаменту и цвету одежды. Дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей - у незамужних девушек.
Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде.
Рогатая лягушка на рисунке передника указывала, что перед тобой девушка, желающая первенца.
7. По обручальному кольцу. У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно было гладкое и простое.