-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в КНЯЗЬ_ИГОРЬ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2012
Записей: 7256
Комментариев: 2146
Написано: 9538


Слободской. Крестовоздвиженский монастырь

Понедельник, 15 Апреля 2013 г. 23:06 + в цитатник

http://data.sobory.ru/pic/03200/03203_20051223_070052.jpg

Слободской Крестовоздвиженский монастырь больше не существует. Часть монастырской стены, ворота, фундаменты церквей - все, что от него осталось. Разрушен прекрасный архитектурный ансамбль, существовавший в Слободском. Многие исторические здания города еще можно вернуть - монастырь потерян безвозвратно, он никогда не будет восстановлен. Стоит ли возвращаться к истории того, чего больше нет? Видимо, стоит, потому, что монастырь этот являлся частью истории России, его основал выдающийся деятель русской церкви преподобный Трифон Вятский. Русские монастыри в XVI - XVIII вв. были центрами культурной и хозяйственной жизни, особенно важную роль играли они на окраинных землях русского государства, населенных языческими племенами, которые, благодаря монастырям, приобщались к христианской цивилизации. Русские, жившие на Вятке, попадали под влияние местных обычаев, поэтому монастыри были здесь своеобразной духовной уздой, объединяющей Россию.

http://www.koscheev.ru/images/slob/large/slob2.jpg

Хорошо известна начальная история монастыря, описанная С.Васильевым, А.Вештомовым, иеромонахом Стефаном. В 1580 году Трифон встретил в Кае слобожанина Ивана Витязева, который пожаловался на падение нравов в Вятской земле, на духовную неустроенность. Слобожане уже срубили церковь для будущего монастыря, Иван Грозный отвел под него земли, но освятить будущий монастырь было некому. В 1580 году Трифон прибыл в Слободской, но первый вятский монастырь решили основать в главном городе наместничества - Хлынове. Успенский Хлыновский монастырь был основан в том же 1580 году, первую его церковь перевезли из Слободского по Вятке - ту самую, которую построили слобожане для своего монастыря, но потом решили пожаловать первому общевятскому монастырю.

http://palomniki.su/assets/images/countries/ru/slobodskoy/cerkov-am.jpg

В 1588 году слобожане сами обратились к патриарху Иову с просьбой о создании своей обители, - Успенский монастырь был слишком далеко, и вступительный вклад в него назначили высокий, желающим уйти от мира слобожанам он был не по карману. В то же год пришла благословенная грамота, по которой строителем монастыря назначался иеромонах Иосиф из Казани. Поставили Богоявленскую церковь. Трифон с учеником своим Досифеем отправился собирать подаяние на монастырь в Сольвычегодск. Вернувшись в Слободской, Трифон освятил Богоявленскую церковь и развернул строительство монастыря, поставили ограду, келии, ворота, а над воротами - церковь Архистратига Михаила (1610 год). Настоятелем монастыря стал иеромонах Досифей. Все постройки монастыря были деревянные, до наших дней сохранилась только надвратная церковь Михаила Архангела. Обители Трифона скоро получили значение святынь для всего Вятского края.

По грамотам царя Бориса Федоровича (1600 год), Михаила Федоровича (1614 год) монастырю были пожалованы земельные владения - территории по рекам Спировке, Лекме, Кордяге. И монастырь влился в хозяйственную и культурную жизнь края. У Крестовоздвиженского Богоявленского монастыря никогда не было больших земельных владений. В Вятском северном крае при обилии свободных земель и малочисленности населения земли не считались большой ценностью, малоплодородные, поросшие лесом и заболоченные. Монастыри жаловались не столько уже освоенными землями, сколько занимались колонизацией новых, еще не освоенных земель, и были не феодалами - эксплуататорами, а колонизаторами - первопроходцами. В середине XVII века Слободской Богоявленский монастырь находился на четвертом месте в Вятском наместничестве по количеству вотчин, после Успенского Хлыновского монастыря, Троицкого Елабужского и Крестовоздвиженского Верхнечепецкого. У монастыря имелись заливные луга, пашни, озера, в XVIII веке построили водяную мельницу.

Но самое большое значение имела миссионерская деятельность монастыря. Великое число вотяков и черемисов крестились в монастырских церквях. Русские переселенцы на Вятских землях в XIV - XV веках враждовали с местным населением. Крестившиеся вотяки и черемисы приобщались к христианскому распорядку жизни, заимствовали русские элементы быта, переставали являть с сбой опасность для русских. Усилиями христианских проповедников местные племена не стали действительными христианами, их религиозные представления были смесью старых языческих и новых христианских образов, но прошлой враждебности к русским они не испытывали, напротив - видели в них наставников, более опытных и мудрых в жизни людей. Правительство России, особенно в XVIII веке, всячески способствовало крещению иноверцев. В Указах Петра I велено было даже освобождать крестившихся на несколько лет от подушной подати, выдавать одежду - русские кафтаны, рубахи и сапоги за казенный счет. Только в марте 1741 года в Богоявленском монастыре было крещено 250 иноверцев.

http://gorod-s.narod.ru/old/slo_old/old_23.JPG

Архитектурный ансамбль монастыря формировался в конце XVII - начале XX веков. Старые деревянные постройки, конечно, почти не сохранились. Их заменили каменными. В 1755-61 годах построена церковь Воздвижения, белокаменная, с главою - луковицей и колокольней. Введенская церковь была построена в 1690-98 годах, тоже белокаменная, с пятью главами - луковицами и пристроенной часовней с захоронением иеромонаха Досифея. Одну их башен монастыря перестроили в Троицкую церковь в 1877 году. В пещере под церковью захоронен архимандрит Алоллос, бывший настоятелем монастыря во II пол. XIX века и немало сделавший для его процветания.

В XIX веке построили новые настоятельский и архимандритский корпус. В 1806-21 годах вместо старой деревянной ограды поставили новую, с крытым железом верхом. Ворота с восточной стороны перенесли на южную. Теперь, когда город разросся, монастырь вошел в его черту и улица Предтеченская (ныне Володарского) вела прямо к воротам монастыря.

В 1901 году в честь 300-летия монастыря построили новые Святые Врата. Чугунные ворота отлили на Белохолуницком заводе, деньги за них пожертвовал владелец завода А.А. фон Зигель. Там же изготовили многочисленные монастырские балкончики и крылечки. Постройки монастыря не были слишком богаты - внутреннее убранство самое скромное, деревянные полы в церквях, крашенные маслом стены, деревянные иконостасы, иконы, писанные местными художниками. Но во всем чувствовалось присутствие хорошего хозяина, русская, северная основательность. В монастыре имелось множество хозяйственных построек - мастерские, конюшни, каретники, всю западную часть монастыря занимал прекрасный сад. У югозападной стены монастыря стояло здание церковно-приходской школы.

Положение Церкви в обществе сильно изменилось в XVIII веке, петровскими реформами Церковь была подчинена государству, духовная власть поставлена на службу светской. Стал меняться традиционный органический тип русской культуры. Произошли изменения и в жизни вятских монастырей. Императрица Екатерина II присвоила Богоявленскому монастырю III-й, самый низший класс в монастырской иерархии - не по его культурному, по имущественному значению. С тех пор новых земельных пожалований обитель не получала, церковью она обеспечивалась скудно, и в XIX веке управители монастыря осаждали Вятскую консисторию постоянными просьбами о материальной помощи или о разрешении на крестные ходы с целью сбора пожертвований - то на уплату долгов, то на строительство новой ограды и ремонт церквей. Местные жители, конечно, жаловали монастырю и деньги, и земли - колокола отливали на свои средства Бакулевы и Платуновы, некая помещица Шмелева даровала монастырю пахотные земли. Но на северной Вятке народ жил бедно, здесь почти не было дворянства, и местные монастыри не имели таких богатств, как монастыри Центральной России, которым иногда завещались целые состояния. В XVIII веке сократилось число вятских монастырей. Хотели ликвидировать и Богоявленскую обитель, но Комиссия по церковным владениям отметила ее большое историческое значение и приняла решение о слиянии Крестовоздвиженского Верхнечепецкого монастыря и Богоявленского слободского. В 1768 году в Крестовоздвиженском монастыре произошел пожар, и братия перебралась в Слободской. Монастырю было дано двойное имя: Крестовоздвиженский - Богоявленский. Весь XIX век монастырь находился в упадке, немного оживилась его хозяйственная деятельность в правление архимандрита Аполлоса.

Советское правительство ограничило и без того к началу XX века небольшое количество монахов в обители. В 1919 году Крестовоздвиженскому монастырю было положено по штату иметь всего 12 человек. С конца XIX века в монастырских ведомостях публикуются послужные списки монахов. Кто они были, последние монахи Крестовоздвиженского монастыря? Почти все по происхождению крестьяне или мещане - служба в отдаленном северном монастыре не была престижной. Родом - кто с Вятки, кто из Москвы, кто с Украины. У всех есть образование, полученное дома, или в церковно-приходских школах, или в городских училищах. Многие монахи находились на послушании в Киево-Печерской Лавре. В 1921 году монастырские ведомости публиковались в последний раз. Много раз переходил он из рук одних владельцев к другим. Территория монастыря загажена до крайности, нет больше церквей, сада, уничтожены могилы Досифея и Аполлоса, остались одни Святые Врата, напоминание о прошлом среди унылой картины разорения.

Рубрики:  МОНАСТЫРИ И ХРАМЫ РОССИИ/Кировская область


Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Юрий_Дуданов   обратиться по имени Вторник, 16 Апреля 2013 г. 05:13 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку