Верхняя Теча. Введенский женский монастырь |
1680г. Основание Введенского женского монастыря, упраздненного в начале царствования императрицы Екатерины II, в Шадринском уезде Пермской губернии, над р. Исеть при Далматовском мужском монастыре, которым содержался, подчиняясь также и его игумену.
1722г. Была проведена перепись всех 75 монахинь и послушниц обители, среди которых оказалось лишь 5 человек «книжному писанию ученых» и еще одна малолетняя послушница находилась «в книжном учении», т.е. всего 8% обитательниц монастыря можно считать грамотными. В XVIII в. в женские монастыри обычно поступали в юном возрасте (так, в Введенском женском монастыре из живущих в 1722 г. 30% пришли в обитель в возрасте до 20 лет). Большинство сестер были крестьянского происхождения. И если столь незначительный процент обитательниц самой обители обладал основами грамотности, то вряд ли при монастыре существовало училище для девочек-сирот. Вероятно, обучение проводилось в редких случаях в частном порядке.
1737г. 3 июля 1737 года отряд башкир атаковал укрепленное Верх-Теченское поселье Далматова монастыря. (видимо стена вокруг поселья уже существовала) После прибытия на выручку отряда поручика Гладыщева, башкиры отступили, ограбив еще раз деревни Анчукову и Ложечной бор, захватив в плен 4 крестьян, несколько человек убив.
1738г. Теперь небольшой рассказ о княжне Прасковье Юсуповой, сосланной в монастырь. Между людьми, сочувствовавшими попытке Голицына ограничить власть Анны Иоанновны, находился князь Григорий Дмитриевич Юсупов, который, как говорили, заболел и умер с горя, что попытка не удалась. Дочь его Прасковья бросилась к волшебству, чтоб чарами склонить к себе императрицу на милость. Дело открылось, и княжну Юсупову в 1730 году сослали в женский Тихвинский монастырь. В 1735 году ее взяли в Тайную канцелярию по доносу служанки и стряпчего: донесли что она жаловалась на Анну, говорила, что было бы лучше, если б царствовала Елисавета, бранила Бирона, рассказывала, что при Петре Великом Анну и сестер ее царевнами не называли, а просто Ивановнами. За это Юсупову высекли кошками, постригли, назвали Проклою и отправили в Сибирь, в Введенский девичий монастырь (при Успенском Далматове монастыре). Там она оказалась безчинна, монастырское платье сбросила, Проклою не называлась; за это в 1738 году ее высекли шелепами.
1742г. Сгорел.
1743г. Был возобновлен уже в нынешнем Верх-Теченском селе, в 45 верстах от Далматовского. Служил местом ссылки для распространительниц раскола, а при Бироне ссылались туда и другие лица, удаление которых признавалось необходимым, напр. княжна Прасковья Юсупова, в монашестве Прокла. Когда при Елисавете Петровне все сосланные в сибирские монастыри были возвращены, Проклу велено было все-таки оставить в монастыре. См. протоиерей Плотников, "Описание Далматовского Успенского монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря" и "Ссылочные в Далматовском монастыре" .
1755г. К 1755 г. в монастыре изменилось положение с грамотностью: среди сестер обители 18% были «учены грамоте», причем 10% (5 человек) были уроженцами самой монастырской вотчины. Это может служить косвенным свидетельством распространения начального образования среди девочек в монастырской вотчине.
1761г. Курс обучения в Далматовской школе был расширен за счет введения преподавания латыни. Школа таким образом стала называться «латинской» или семинарией. Чтобы справиться с увеличившимся потоком учеников, некоторые дети из младших классов обучались славяно-российской грамоте и чтению в женском Верхтеченском монастыре, а для постижения латыни переводились в Далматовский Успенский монастырь.
1764г. Монастырь упразднен в начале царствования императрицы Екатерины II.
1860г. Основание женской общины при Теченской кладбищенской церкви, основанной Ксенией Зыряновой (после игумения Евсения) на месте бывшего с 1743-1764г.г. Введенского женского монастыря.
1868г. Учрежден Свято-Троицкий Верхнетеченский монастырь, 3 класса, общ., при с. Верхнее-Теченское, в 70 верстах от Шадринска на р.Течь. При нем школа и свечной завод.
1870г. При вновь созданном на месте Верхтеченского Введенского монастыря Верхтеченском Свято-Троицком монастыре с 1870 г. фиксируется начальное училище для девочек, полностью содержавшееся на счет обители. Обучались в нем девочки из семей «окрестных поселян», училище было всесословным, а преподаванием занимались сестры обители и монастырский священник. В 1870 г. в училище было 12–14 девочек, в 1871 г. – 18, в 1881 г. – 23. Детей учили чтению, пению, письму и разным рукоделиям, иконописанию.
1907г. Верх-Теченское село — в Шадринском уезде Пермской губернии, на правом берегу р. Течи, в 68 верстах от города Шадринска; 166 дворов, около 1000 жит., 2 православные церкви, часовня, школа, по субботам базары, много лавок. Довольно важное торговое место. На торжках (два раза в год) и на базарах в большом количестве идет в продажу: хлеб, конопляное и льняное семя, коровье масло. Село принадлежало в старые годы Далматовскому монастырю под именем Теченского или монастырского поселья на Тече. Сюда был переведен женский монастырь из Далматова. Ныне в селе существует православная женская община, выделывающая для продажи много восковых свечей. В конце XVII и начале XVIII столетия. Верхне-Теченское село было обнесено стеной.
1914г. Также, как в Пермской, в Екатеринбургской епархии больницы располагались лишь при монастырях. В 1914 г. их было четыре при Верхотурском Николаевском на 15 кроватей, при Долматовском Успенском на - 5, при Екатеринбургском Ново-Тихвинском на - 20 и Троицком Верх-теченском монастыре на - 5 кроватей. Эти больницы предназначались в основном для священнослужителей и монашествующих. Однако в отчете правящего екатеринбургского архиерея было отмечено: "Больницы при монастырях оказывают, кроме всего, большую услугу окрестному населению, а именно: дети бедных родителей, преимущественно обучающиеся, пользуются бесплатным лечением в монастырских больницах".
1920г. Монастырь закрыт.
1995г. Введенский женский монастырь вновь открыт 22 февраля 1995 года. Настоятельница — монахиня Серафима (Альховская).
Рубрики: | МОНАСТЫРИ И ХРАМЫ РОССИИ/Курганская область |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |