Сольба. Николо-Сольбинский женский монастырь |
Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века. Точно неизвестно, кем и когда был основан монастырь, но существует он уже более пяти веков и первоначально был мужским.
Название обитель получила от главной святыни монастыря - чудотворной иконы святителя Николая, чудесно явившейся на этом месте и бережно хранимой вплоть до 20 века.
Народное предание повествует, что чудотворный образ святителя Николая явился на древе. В память этого события была построена первая деревянная церковь обители. Вокруг нее и собрались первые иноки. В 1544 году монастырь имел несколько земельных угодий и, согласно актам того времени, считался давно существующим.
Обитель много претерпела на своем веку. Во времена междуцарствия, в начале 17 века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Согласно монастырскому Синодику, обитель находилась в запустении 97 лет, и только указом Императора Петра I в 1711 году Николо-Сольбинская пустынь была возрождена, как приписная к Переславскому Борисоглебскому монастырю. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви в честь святителя Николая и великомученицы Варвары, а в 1731 году каменной церкви в память Успения Божьей Матери.
В 1742 го ду по просьбе насельников обители Сольбинская пустынь получила самостоятельность, на условиях отсутствия пособия от казны и обязанности братии «довольствоваться своими трудами». К моменту секуляризации церковных земель, последовавших в царствование Императрицы Екатерины II, монастырь вновь имел большие земельные угодья и развитое хозяйство. В начале XIX века деревянная Никольская церковь пришла в упадок, и в каменном Успенском храме был освящен придел в память святителя Николая, а вскоре и придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году обитель была обнесена каменной стеной (около 570 метров) с шестью башнями и святыми вратами, над которыми поместили копию чудотворной иконы Святителя Николая и образ Преподобного Сергия. Из описей известно, что монастырю до самой революции принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий, содержавшихся в образцовом состоянии.
Принадлежала монастырю и речка Сольба, протекавшая по его землям, дававшая чистую воду, рыбу и моловшая своей силой зерно на двух водяных мельницах. На заливных полях за рекой пустынножители разводили огород и косили сено. Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. Так, во все время с начала XVI века по 1903 год, число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестер. К этому времени усилиями настоятельницы Макарии (Скудиной) Сольбинская пустынь была капитально обновлена. После Октябрьского переворота уже в ноябре 1918 года усилиями местных коммунистов монастырь был разграблен и «ликвидирован», а некоторые из сестер, возможно, расстреляны. В монастырских строениях была организована сельхоз «коммуна», но церковь, как не удивительно, осталась действующей до 1937 года. «Коммуна» развалилась в 1922 году.
В 1937 году был расстрелян последний перед закрытием монастыря священник обители Леонид Гиляревский, имевший 12 детей. В том же году, по сфабрикованному обвинению в «контрреволюционной деятельности», расстреляли и последних настоятелей оставшегося Никольского храма: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева). Отец Паисий успел провести на Сольбе только две службы.
Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря в близлежащих деревнях и продолжавших в миру нести монашеские обеты были приговорены к различным срокам тюремного заключения. На территории монастыря была устроена лечебница для душевнобольных. Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство его полностью утрачено.
В 1960-х годах были разобраны монастырские стены. От злого обращения душевнобольные часто убегали из лечебницы и представляли опасность для местного населения. К концу Советской власти некогда святое место люди стали обходить за версту. После закрытия больницы все здания находились в аварийном состоянии, территория завалена больничным и строительным хламом, в развалинах ютились бомжи, алкоголики, наркоманы. Поначалу монастырь числился приписным к мужскому Борисоглебскому монастырю Ярославской епархии. Присутствие насельников было непостоянным, службы совершались нерегулярно, восстановить разруху не удавалось.
Вскоре монастырь получил статус женского и в 1999 году обрел четырех постоянных насельниц. Настоятельницей была назначена монахиня Еротиида (Гажу), имевшая степень инвалидности и подвизавшаяся в Толгском монастыре Ярославской епархии.
Жизнь Николо-Сольбинской обители, особенно зимой, практически в глухом лесу, без телефонной связи, транспорта, при дефиците дров и продовольствия требовала от насельниц немалого личного мужества, каждодневного труда, напряжения всех духовных и физических сил. Тогда, с начала возрождения обители настоятельницей была поставлена цель - совершать полный ежедневный богослужебный круг чтений. И совершилось чудо. Настоятельница получила исцеление, Божьим Промыслом, молитвами и трудами сестер у монастыря стали появляться помощники и благотворители.
Великие русские святые: преп. Серафим Саровский, преп. Амвросий Оптинский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, явившиеся основателями многих женских монастырей, убеждали благодетелей и своих почитателей уделять свои посильные лепты на устроение и содержание женских обителей, говоря: «...пока будет стоять православие на Руси, до тех пор память их не будет забвенна в обители, не замолкнет в ней священное славословие Богу Вышнему, пройдут годы, пройдут столетия, а поминовение благодетелей будет совершаться пред Престолом Божиим».
Рубрики: | МОНАСТЫРИ И ХРАМЫ РОССИИ/Ярославская область |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |