-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в КНЯЗЬ_ИГОРЬ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2012
Записей: 7256
Комментариев: 2146
Написано: 9538


Павинский район

Вторник, 15 Января 2013 г. 22:26 + в цитатник

 

Северо-восточные районы Костромской области до конца XV века были в составе земель Новгородской республики, граничащей здесь с Владимирским княжеством, в состав которого входил и Галич. Новгородцы владели почти всем севером России, распространяя свое влияние и на Урал, для сообщения с которым они пользовались реками Сухоной, Вычегдой и др. Воинственные новгородские ушкуйники неоднократно нападали на Заволжье, Кострому, Вятку.

Фото. 1920 гг.

Девочка-крестьянка села Павина

Правившая Новгородом Марфа Посадница дала в 1470 г. дарственную грамоту Карельскому монастырю на реке Ветлуге: «Се аз Марфа вдова Исака Андреевича жена Великого Новгорода посадница даю в дом Николы Чудотворца и Святому Спасу в монастырь Карельский на Якшанге, что у реки Ветлуги игумену Макарию и старцам вотчину свою на Ветлуге реке ловища рыбы и землю и воды и пожни и лес Черный Дикий от устья Якшанги до Чахломского Холуя, и на той земле деревни Корелы и Волыкино с людьми и скотом и с животом и володети игумену Макарию и старцам, а кто мою вотчину у игумена у Макария и у старцев отымет или станет вступаться и мне с ними судиться пред Христом». Старый Карельский монастырь существовал около Архангельска, но его разорили шведы, и часть монахов ушла на реку Белугу, основав здесь новый Карельский монастырь. Об этом, впрочем, говорилось выше. Когда московский великий князь Иван III разгромил Новгородскую республику, земли на севере были присоединены к Москве, а знаменитая Марфа Посадница заточена в монастырь. Позже Карельский монастырь на Ветлуге стал называться Никольским Кажировым монастырем (см. о нем в описании Вохомского района). Кажиров монастырь свои владения расширял, и его земли занимали и южную часть Павинского района. Тогда здесь было безбрежное море лесов, а на берегах рек стояли редкие селения марийцев, сохранивших от своих предков — народности меря — названия рек: Вочь, Шубот, Шайма, Андонга, Пызмус, Пыжма и др.

Когда в IX-X вв. Киевская Русь стала распадаться, поток славян двинулся на север и восток, в том числе и в Заволжье. Ассимиляция населения шла мирно. Аборигены Заволжья охотно осваивали более совершенные и новые формы ведения хозяйства, применяемые славянами. На северо-востоке бывшего Галичского уезда по реке Ветлуге образуются административно-религиозные районы — станы, и на севере современного Павинского района — Воздвиженский стан, центром которого был Воздвиженский погост.

В 1620 г. Воздвиженский стан, как и другие станы Поветлужья, был дан в вотчину князю Ф.И.Мстиславскому, царскому родственнику (он был женат на сестре царя Михаила Федоровича). Перед смертью князь Ф.И.Мстиславский подарил большую территорию в Воздвиженском стане Кажирову монастырю.

Кажиров монастырь охотно принимал беглых крестьян: они за небольшие льготы помогали монастырю обрабатывать землю. Галичское начальство знало об этом и время от времени посылало военные команды ловить беглых и возвращать их к своим помещикам. Одна из таких экспедиций под командованием капитана Парсырьева действовала в 1747 г. Захваченный недалеко от Павина беглый Кузьма Леонтьев на допросе у воеводы в Галиче показал: «Будет 40 лет, как он Кузьма с женой Матреной из деревни Марфино (в 20 км от Чухломы) из вотчины князя Долгорукова от хлебной скудности бежали и с собой свели дочку девку Афимью во младенчестве, и сбежав пришли на Дикий лес который состоит в даче Галичского уезда, Унженской осады Воздвиженского стану вотчины Николы Чудотворца Кажировой пустыни и с позволения близ живущих около починка Леденского построилися своим домом и назвали починок Ключи, где жили с женой своей и прижили сына Ивана, которому от роду 30 лет и оный сын женился на девке Великолуцкого уезду государевой Вохомской волости деревни Воробьеве. А дочь свою Афимью выдал в замужество на земле той же Кажировой пустыни починка Канаева».

По территории района проходил торговый тракт из Нижнего Новгорода через Ветлугу в Никольск. Здесь на реке Юг была в Пермасе пристань, на которую доставлялись грузы с Поветлужья для отправки водой по Югу в Северную Двину в Великий Устюг и Архангельск.

Рубрики:  Краеведение/Костромская область

Alex_Weisman   обратиться по имени Вторник, 14 Февраля 2017 г. 20:16 (ссылка)
Ушкуйники - Вольные Люди, некие аналоги "русских" Викингов, происхождение названия от плавательного средства Ушкуй, схожим с Драккаром Викингов, Драккар кстати украшала змеиная или драконья голова ! Ушкуй, с мокшанского Уше - Воля, Куй - Змей или Дракон, т.е. Ушкуй - Вольный Змей или Вольный Дракон ! Получается практически идеальный прямой перевод с мокшанского языка с наилучшей взаимосвязью по смыслу и с Вольными Людьми - Ушкуйниками и со Змеем-Драконом ! Проверяем, например из книги Евгения Кутузова "Варяги. Славяне. Русские". Вот текст с взаимосвязью со Змеем. "Ошкуй (ушкуй). "Ошкуем" называют белого медведя на севере, "ушкуем" - большую деревянную лодку, отсюда "ушкуйники" - новгородские речные грабители в XIV в. Их лодки назывались ушкуями потому, что носовая часть их была украшена фигурой медведя с оскаленной пастью. Фигура медведя на носу лодки - эволюция фигуры водного владыки, имеющего змеиный облик, с оскаленной пастью, - Ящера. В Новгороде Великом змеиный культ существовал до принятия христианства, а пережитки его были сильны в отдаленных местах и столетия спустя. Тем не менее церковные запреты на изображение идолов в конце концов брали верх, не желая рвать до конца с традицией, новгородцы за века видоизменили изображение Ящера в изображение оскаленной медвежьей головы. Название "Ящер" забылось, осталось параллельное название-эпитет "ошкуй" ("ушкуй"). Первый корень ош(уш) - видоизмененный ас/аш - "Змей". Второй корень - куй - разбирался в основном тексте, в главе о возникновении г. Киева. Его значение равнозначно древнегреческому "фалл". Эволюция изображений змеиных идолов в фаллоидную форму разбиралась в главе о змеиных культах. Изображение медведя из светлой древесины ассоциировалось с реальным северным белым медведем, в конце концов термин был перенесен на него."
Ответить С цитатой В цитатник
КНЯЗЬ_ИГОРЬ   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2017 г. 11:32 (ссылка)
Познавательно.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку