Возведение в 1656 году новой оборонительной линии - Белгородской черты позволило перенести линию обороны с реки Воронеж на реку Усмань, а затем дальше на юг и юго-восток. В 1657 году был основан г. Землянск, после чего началось заселение правобережья Дона. Данные меры существенно снизили опасность татарских набегов, а в дальнейшем исключили их полностью. Это не замедлило сказаться на росте населения села Карачун. По переписи 1701 года стольника Михаила Толубеева, в Карачуне было 33 двора, крестьяне и бобыли которых пахали 72 десятины земли (78,6 га).
К 1683 году монастырь остался почти без братии и, по просьбе Воронежского епископа Митрофана, в октябре 1684 года был приписан со всеми угодьями и крестьянами к Воронежскому архиерейскому дому, став его подворьем (вотчиной). Крестьяне пахали вотчинные земли, сеяли, убирали и молотили хлеб, косили и возили сено, заготовляли дрова и т.д. Если в архиерейском доме велось какое-либо строительство или ремонт, то крестьяне на своих лошадях привозили необходимые материалы и принимали участие в работах. Кроме того, они направлялись в вотчины архиерейского дома для охраны и выпаса скота, а также других дел. Например, в начале второй половины XVIII века крестьянин села Карачун был мельником на Девицкой мельнице, а его сын - целовальником. В 1762 году перевоз через речку Девица обслуживал также карачунский крестьянин.
Кроме выполнения работ, крестьяне села Карачун не платили архиерейскому дому никакого оброка, в том числе и денежного. Митрополит Пахомий видел в этом причину того, что карачунские крестьяне «... весьма своевольны и ослушны, и наказывать невозможно, но бегают в Донские городки». Об этом он доносил в 1721 году в Синод, а еще раньше жаловался графу Апраксину: «... крестьян всего 195 дворов, от которых только пашни, сено и дрова и от недорода хлеба оные крестьяне бегут в казачьи городки».
По ревизии 1749 года в Карачуне было 273 крестьянина, а к 1750-м годам их численность уменьшилось до 162. Половина из них (131) определялась на сдельную работу. Они пахали землю, косили сено, жали и молотили хлеб, заготовляли дрова, а также привлекались к строительным или ремонтным делам. 16 крестьян наряжались на монастырскую службу, выполняя работу овчаров, коровников, свинарей, мельников и т.д. 15 человек привлекались к крестьянским работам, на которых возлагались обязанности сотских, старост, десятских и др.
Воронежские епископы предписывали вотчинному управителю села Карачун осторожно обращаться с крестьянами, «... наблюдая во всем добрую благопристойную экономию, без всякого излишнего отягощения», чтобы не потерять их совсем. Когда работы было много, то на нее посылалась половина «сделочных» крестьян, а другая половина оставалась в домах. Если дел было немного, то к ним привлекалась четвертая часть, которая должна была распределяться на работы «с рассуждением», а остальные оставлялись «для их домовых крестьянских работ».
Часть произведенной сельскохозяйственной продукции отправлялась в Воронежский архиерейский дом. В частности, крестьяне поставляли туда овес, пшено, рожь, ячмень, гречневые крупы и 4 пуда меда в год, а также сено, которого 1702 году было привезено более 50 возов. Это сено продали в Воронеже за 5 рублей 64 копейки. Иногда сенные покосы сдавались в аренду, принося в начале XVIII века около одного рубля дохода. Так, в октябре 1702 года в архиерейский дом от строителя Карачунского монастыря черного священника Саватия поступило «36 алтын 4 деньги за сдачу в наем в 1701 году сенных покосов» (1 рубль 10 копеек).
Как видно, доходы, получаемые архиерейским домом с вотчинного села Карачун, были незначительны. Но со временем они возросли, так как увеличились посевные площади. В 1750-х годах в монастырских полях сеялось: ржи - 30 десятин (32,67 га), овса - 13 десятин, ячменя - 5, гречки - 5, пшеницы - 2, конопли - 2, гороха - 1, репы - 1, мака - 1 десятина. Кроме того, крестьяне заготовляли 2700 копен сена и 60 сажен дров (128 куб. метров).
Незначительный доход приносил Торжок, который в зимнее время еженедельно устраивался около монастыря. В приходных книгах Воронежского архиерейского дома за 1702 год указано, что 23 апреля от целовальника Ивана Банникова принято 11 рублей 24 копейки пошлинных денег, собранных с монастырского Торжка с 25 октября 1701 г. по 1 марта 1702 г. Кроме того, по 2-3 рубля пошлинных денег ежегодно собиралось с ярмарок. Первая ярмарка была устроена 2 июля 1672 года по челобитной строителя Карачунского монастыря Феодосия. В XIX веке в Карачуне проводились три ярмарки в год {Владимирские): 21 мая, 23 июня и 26 августа. В 1876 году на июньскую ярмарку было привезено товаров на 2060 рублей, продали - на 1000 рублей. В 1877 году на ярмарку 23 июня привезли товаров на 3800 рублей, продали - на 1367 рублей; 26 августа привезено товаров на 4965 рублей, продано - на 2100 рублей.
Под Карачуном на реке была мельница, которую в 1704 году описали как пустующую и отдали на оброк откупщикам. В 1705 году в селе имелся пчельник из 25 ульев, действовавший и в 1762 году. Но пчеловодством карачунские крестьяне начали заниматься еще раньше. Это видно из доклада воронежских воевод И. Волынского и С. Усова в Москву от 21 декабря 1625 года о событиях в Карачунском монастыре, выдержка из которого приведена выше. В частности, пчел держали Тимофей Волдырь и Иван Шемай. В плесе реки Воронеж ловили рыбу, за что причиталось рыбной пошлины на сумму 55,5 копейки. По данным на 1862 год при Карачуне ежегодно весной возводился временный мост через реку Воронеж, который стоял до зимы, когда появлялась возможность передвигаться по льду. После вскрытия реки до установления нового моста сообщение с левым берегом осуществлялось на баркасах и пароме.