Погост Эрлекс - место удивительное и даже немного таинственное. В 20 километрах на запад от Гусь-Хрустального, среди лесов и болот на берегу петляющей в мещерских дебрях речки Поль издалека видна высоченная колокольня Троицкой церкви, чем-то неуловимо похожая на звонницу Петропавловского собора в Петербурге. Все, кто видел колокольню Эрлекса, в один голос сравнивают ее с белой свечой, которая словно парит над лесным безлюдьем, служа верным ориентиром туристам, охотникам и рыбакам.
Существует поверье, что каждый, хоть раз побывавший в затерянном в глуши погосте с древним названием, в котором отчетливо слышен корень забытого ныне языка племени меря - одной из угро-финских народностей, обязательно захочет приехать туда вновь. Свеча Эрлекса обладает удивительной и почти что мистической притягательной силой. Для многих она стала настоящим маяком в море житейских бурь и страстей. Возможно, причина привязанности сотен и тысяч людей к Эрлексу в том, что там, на берегу тихой лесной речки с прозрачной коричневатой настоянной на торфе водой в окружении берез и сосен в ограде словно перенесенного из сказки великолепного белоснежного храма каждый обретает удивительное ни с чем не сравнимое ощущение душевного покоя и умиротворения. Говорят, что каждая поездка в Эрлекс прибавляет человеку год жизни. Наверное, для того, чтобы успеть побывать там еще…
В старину через Эрлекс проходила торная дорога из Владимира в соседние рязанские пределы - до Коломны и далее. Зимой по льду Поли двигались обозы до самой Рязани. Во времена Владимиро-Суздальской Руси именно через Эрлекс шел путь на Киев - матерь городов русских. До сих пор близ погоста можно видеть древние насыпи прежнего торгового пути, поросшие вековыми соснами, а тихие воды Поли отражают массивные сваи когда-то переброшенных между речными берегами деревянных мостов. После образования Владимирской губернии старая дорога стала почтовой. В Эрлексе даже была построена почтовая станция, где жительствовал станционный смотритель - наподобие известного героя Пушкина.
Храм в Эрлексе (в прошлые столетия писали «Ерлекс») появился в незапамятные времена. Сохранились данные о том, что деревянная церковь там стояла еще в XVII столетии, но, скорее всего, погост существовал и гораздо раньше. Нынешнее великолепие каменного Троицкого храма появилось благодаря владельцам окрестных мест князьям Юсуповым - богатейшим землевладельцам татарского происхождения. Юсуповы считались одной из знатнейших в России фамилий и занимали высокое положение при царском дворе, породнившись, в конце концов, даже с самой династией Романовых. Однако над баловнями судьбы Юсуповыми веками тяготело родовое проклятие (считалось, что его наложили татарские колдуны за отступничество от веры предков): в каждом поколении в их семье все сыновья, кроме одного-единственного, умирали молодыми, причем зачастую обстоятельства их гибели оказывались самыми трагическими - смерть на дуэли, в бою, от скоротечной болезни. Может быть, поэтому имевшие татарские корни их сиятельства строили церкви сами и поощряли к этому своих крепостных.
Каменный Троицкий храм в Эрлексе был заложен ровно 185 лет назад на средства крепостных крестьян Панфиловых. Панфиловы фактически являлись купцами, они основали Тасовский стекольный завод в деревне Синцово, расположенной в 10 километрах от Эрлекса, где выпускали «хрустальную» посуду со шлифовкой, гравировкой, а позже построили еще более крупное стекольное предприятие в поселке Иванищи. Но формально Панфиловы вплоть до середины XIX века оставались крепостными Юсуповых и вся их недвижимость числилась за князьями. Для того чтобы упрочить успех в своих делах, а также с целью ублажить хозяина - князя Бориса Николаевича Юсупова - в течение нескольких десятилетий Панфиловы возводили посреди леса огромную церковь, которая могла бы украсить не то что погост, а любой город.
В 1849 году гофмейстер князь Борис Юсупов скончался всего лишь в 55-летнем возрасте. Его вдова княгиня Зинаида Ивановна была дамой сумасбродной и с большими причудами. Получаемые со своих многочисленных имений, в том числе десятки тысяч рублей оброка с заводчиков Панфиловых, она тратила, не считая, потакая всем своим капризам. Одной из ее самых больших причуд стало увлечение революционером-народовольцем, принимавшим участие в покушении на императора Александра II. С помощью огромных взяток полиции и жандармам княгиня добивалась свиданий с героем своего романа даже тогда, когда тот был заключен в Шлиссельбургской крепости. После того, как революционера казнили, княгиня увезла его тело, распорядилась набальзамировать покойника и спрятала гроб в потайной комнате своего дворца на Литейном проспекте в Петербурге. Этот страшный тайник был найден только в 1920-е годы.
Постоянно нуждаясь в новых суммах на свои капризы, княгиня Юсупова за огромный выкуп даровала Панфиловым вольную. Так как Эрлекс и его окрестности прежде относились к Судогодскому уезду, то Панфиловы стали судогодскими купцами - вначале 2-й, а потом и 1-й гильдии. Около Троицкого храма до сих пор сохранился уникальный фамильный некрополь этих некоронованных королей северной Мещеры - более двух десятков гранитных, мраморных, белокаменных и металлических надгробий XIX - начала XX веков.
Окончательно комплекс Троицкого храма был завершен только в 1868 году - через 43 года после начала строительства. Массивный пятиглавый храм в классическом стиле гармонично соседствовал со стройной пятиярусной колокольней высотой в 75 метров. Внутри храм был расписан сюжетами из Священного Писания и снабжен богатой утварью. Вплоть до самой революции церковными старостами в Эрлексе были представители семьи Панфиловых. Храм имеет четырехметровый подземный этаж, в который из алтаря ведут два люка. Какие тайны скрывает подземелье - неизвестно. Рассказывали, будто бы там убегавшие после октября 1917-го заводчики Панфиловы спрятали часть своих богатств, но, скорее всего, это лишь легенда.
Родом из Эрлекса были сестры-учительницы Александра и Мария Митрофановы - дочери последнего тамошнего станционного смотрителя Афанасия Митрофанова. Анна вышла замуж за диакона Алексея Никитина, который позже стал настоятелем Троицкого храма в погосте и служил там до самой кончины в 1960 году. Сын местного священника Козьмы Молчанова Сергей после учебы во Владимирской семинарии блестяще закончил Московскую духовную академию. С 1889 года он служил в семинарии во Владимире, где преподавал гражданскую историю.
Церковь в Эрлексе закрыли в 1938 году, когда был арестован и отправлен в ГУЛАГ её настоятель священник Леонид Виноградов. И хотя внутреннее убранство частично успели растащить, храм пострадал не особенно сильно. А уже в 1946-м, в первый же послевоенный год Троицкая церковь вновь стала действующей. Там до сих пор показывают деревянные кустарной работы подсвечники, которые были изготовлены после открытия храма вместо похищенных. Купить их тогда было негде, вот и приходилось обращаться к местным умельцам.
В 1960-е годы в Эрлексе священствовал Вячеслав Спиридонов - будущий митрофорный протоиерей, скончавшийся в 2009-м в городе Петровске Саратовской епархии. А с 1977 года до начала 2000-х годов настоятелем в Эрлексе был архимандрит Стефан (Черняховский), бывший шахтёр, при котором церковь была отреставрирована, а в 1998 году при помощи гусевского предприятия «Армагус» там появилось паровое отопление. Архимандрит Стефан, который по совместительству был и светским старостой селения Эрлекс (всего там полтора десятка домов) и даже в голодные 90-е организовал доставку в погост гуманитарной помощи селянам, скончался в 2005 году, а в 2007-м неожиданно умер и его сын иеромонах Афанасий (Черняховский). Могилы двух иноков - отца и сына, очень много сделавших для обитателей погоста и тамошнего храма теперь соседствуют друг с другом у церковной стены.
Окружённые полуразрушенной от времени кирпичной оградой с отреставрированными святыми воротами рядом с храмом находятся несколько церковных домов, образуя подобие небольшой обители, где находили и находят приют богомольцы и принявшие монашеский постриг. Патриархальный быт обитателей Эрлекса с колодцем – "журавлем" и старыми баньками близ величавого храма поражает своей патриархальностью. Внутри Троицкая церковь поражает великолепием резного вызолоченного иконостаса, старинными иконами, прекрасной росписью, сохранившимися деревянными хорами и массивной деревянной фигурой святителя Николая Чудотворца. Раньше статуя Николы Можайского стояла в расположенной неподалеку от погоста часовне, а после разорения последней сохраняется в церкви.
Эрлекс красив и притягателен в любое время года. Задолго до того, как среди бесконечных лесов, словно маяк, проглянет схожая с белой свечой высокая колокольня, издалека слышен медный голос колоколов старого погоста. Сразу и не понять, откуда этот гул - не то из-под самых облаков или же из соседних озёр - словно в каждом из них затаилось по граду Китежу. А когда за очередным поворотом дороги окажешься ближе - высокая звонница неожиданно взмётнется над кронами самых больших берёзок и сосен, возносясь над землей и невольно увлекая мятущиеся людские души.
На фото:
1. Погост Эрлекс
2. Князь Николай Борисович Юсупов - владыка окрестностей Эрлекса при Екатерине II
3. Борис Николаевич Юсупов в детстве - единственный продолжатель рода князей Юсуповых
4. Князь Борис Николаевич Юсупов - владелец заводчиков Панфиловых и всей их собственности
5. Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова
6. Некрополь купцов Панфиловых в Эрлексе
7. Преподаватель истории Владимирской духовной семинарии Сергей Молчанов, уроженец погоста Эрлекса
8. Сестры-учительницы Александра Афанасьевна и Мария Афанасьевна Митрофановы - дочери последнего станционного смотрителя Эрлекса
9. Анна Митрофанова и ее супруг диакон Троицкой церкви Эрлекса Алексей Никитин - будущий священник
10. Иерей Вячеслав Спиридонов - настоятель храма в Эрлексе в 1960-е годы
11. Архимандрит Стефан (Черняховский)
12. «Белая свеча» Эрлекса
13. Троицкий храм
14. Пятиярусная звонница Эрлекса в процессе ремонта в 2007 году
15. Территория погоста напоминает уединенный монастырь
16. Иконостас Троицкого храма
17. Центральный купол
18. Самодельные деревянные подсвечники - память о возрождении храма в послевоенные годы