-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в АнжеликаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.09.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 408


Гении, умершие в нищете. Моцарт.

Четверг, 12 Июня 2014 г. 00:20 + в цитатник
Цитата сообщения Алевтина_Князева

СМЕРТЬ МОЦАРТА

Смертельная болезнь Моцарта началась с отеков на руках и ногах, потом последовала рвота, выступила сыпь - композитор болел 15 дней и умер без пяти час ночи 5 декабря 1791 года.

Среди откликов на его кончину в берлинской газете "Музикалишес Вохенблатт" 12 декабря пражским корреспондентом было написано: "Моцарт умер. Из Праги он вернулся больным, с тех пор все время хворал: предполагали, что у него водянка... После смерти его тело настолько вздулось, что считали, что он отравлен". В XVIII веке было принято каждую непредвиденную смерть выдающейся личности непременно связывать с неестественной причиной, и легенда об отравлении Моцарта начала все больше будоражить умы. Повод для этого дала и его вдова Констанца, неоднократно повторявшая слова Моцарта, сказанные им во время прогулки в Пратере: "Конечно, мне дали яд!" Спустя 30 лет после смерти Моцарта эта тема возникла снова, и в 1823 году впервые было названо имя отравителя - Сальери. Старый композитор в состоянии психического помрачения пытался перерезать себе горло, и это приписывали угрызениям совести из-за убийства Моцарта. Их отношения действительно были не самыми лучшими, и "коварство" Сальери заключалось в его интригах при дворе. Тем не менее, они общались, Сальери по достоинству ценил оперы Моцарта. Иоганн Непомук Гуммель, бывший ученик Моцарта, писал; "... Сальери был настолько честным, реально мыслящим, всеми уважаемым человеком, что ему даже в самом отдаленном смысле не могло прийти в голову что-либо подобное". Сам Сальери перед смертью сказал посетившему его известному музыканту Игнацу Мошелесу: "... я могу с полной верой и правдой уверить вас, что ничего справедливого в абсурдном слухе нет... скажите об этом миру, дорогой Мошелес: старый Сальери, который скоро умрет, сказал это вам". Невиновность Сальери подтверждает медицинское заключение, сделанное главным врачом Вены Гульденером фон Лобес, в котором говорилось, что Моцарт заболел осенью ревматическо-воспалительной лихорадкой, от которой в то время страдали и умирали многие жители Вены, и что во время детального обследования трупа ничего необычного обнаружено не было. В то время закон гласил: "Любой труп должен быть обследован перед погребением, чтобы было ясно, что не произошло насильственное умерщвление... О выявленных случаях необходимо немедленно сообщать властям для дальнейшего официального расследования".

Но, как известно, люди подчас склонны верить легендам больше, чем исторической правде. Классическим примером является трагедия "Моцарт и Сальери", написанная в 1830 году нашим гениальным соотечественником Александром Сергеевичем Пушкиным. Гибель Моцарта от руки Сальери доказана не была и является историческим вымыслом, построенном на слухах. Но если изложение Пушкина можно считать поэтической вольностью, то сообщение о мнимом признании Сальери в убийстве Моцарта, о котором написал биограф Эдвард Хомс в 1845 году, претендует на глубокое расследование факта смерти великого композитора.

Позднее, в 1861 году, ответственность за мнимое убийство возложили на масонов, о чем писали и в 1910 году, а потом и в 1928 году. Невропотолог Матильда Людендорф в 1936 году в книге "Жизнь и насильственная смерть Моцарта" писала о захоронении композитора по еврейскому ритуалу, который одновременно имел характерные признаки типичного масонского убийства. В опровержении этих утверждений необходимо заметить, что Моцарт, зная о неприязни к евреям императрицы Марии Терезии, не боялся дружить с ними, и также лояльно он относился к масонам. Так что ни тем, ни другим композитор не дал ни малейшего повода к ненависти.

Уже в 1953 году Игорь Белза опубликовал книгу, в которой ссылался на то, что в Венском духовном архиве Гвидо Адлером было найдено письменное покаяние Сальери со всеми подробностями отравления, о чем он сообщил русскому знакомому Борису Асафьеву. Эта публикация Белзы была опровергнута в московском музыкальном журнале.

В 1963 году в популярной книге немецких врачей Дуда и Кернера "Болезни великих музыкантов" авторы утверждали, что Вольфганг Амадей Моцарт "пал жертвой ртутной интоксикации с сублиматом", то есть медленного и постепенного отравления растворенного в спирте сублимата ртути. Но вершиной предположений является гипотеза о том, что Моцарт случайно сам отравился ртутью, пытаясь вылечиться от сифилиса.

В 1983 году два британских эксперта Карр и Фицпатрик представили новую версию смерти Моцарта - отравление его советником Францем Гофдемелем на почве ревности к супруге Марии Магдалине. Зная симптомы отравления, невозможно серьезно утверждать о насильственной смерти Моцарта. Он умер от ревматической лихорадки, усугубленной сильной потерей крови в результате кровопусканий, предписанных ему медиками.

Дни между смертью Моцарта и его погребением покрыты завесой неизвестности, даже дата погребения указана неточно: в регистре умерших при соборе Св. Стефана внесено 6 декабря 1791 года, а исследования свидетельствуют о том, что Моцарт был отпет и похоронен на кладбище Св. Марка 7 декабря. Во-первых, должен был строго соблюдаться установленный срок карантина - 48 часов после кончины (смерть наступила 5 декабря), во-вторых, именно 7 декабря, а не 6-го, была сильная буря, о которой вспоминали современники композитора, а по по данным Венской обсерватории 6 декабря 1791 года погода была тихая и безветренная. Именно поэтому, дойдя до Штубентор, сопровождающие катафалк люди решили вернуться, так и не добравшись до кладбища. В этом не было ничего предосудительного, так как, согласно предписаниям, по обычаям того времени похороны должны были проходить без траурного шествия и без священника - для близких прощание с умершим заканчивалось при отпевании в соборе. Можно предположить, что тело композитора было оставлено на ночь в "хижине усопших", а захоронено на следующий день. Для этих действий при Иосифе II также был издан соответствующий указ, в котором говорится: "Так как при похоронах ничего другого не предусматривается, как только быстрее отвезти тело, и чтобы не препятствовать этому, следует зашить его без всякой одежды в полотняный мешок и потом положить в гроб и отвезти на погост... там привезенный труп вынуть из гроба и так, как он есть, зашитым в мешок, опустить в могилу, засыпать гашеной известью и сейчас же закрыть землей". Правда, этот ритуал захоронения в мешках был под давлением общественного мнения отменен еще в 1785 году, и было разрешено использовать гробы.

Захоронение нескольких трупов в одной могиле было в те времена нормальным явлением и по предписанию в могилы разрешалось класть четыре взрослых и два детских трупа, или пять взрослых покойников при отсутствии детей. Так что говорить о нищенском погребении Моцарта было бы не корректно, так как оно полностью соответствовало обычному для того времени погребению венских граждан. Правда, уже в эти времена для особо знаменитых личностей предусматривались отдельные могилы и траурные шествия. Так, например, был похоронен композитор Глюк. Говорить о том, что Моцарт ко времени его смерти был полностью забыт в Вене, - неправильно. Его оперы часто ставились за рубежом, за что ему выделялись значительные денежные суммы, после успеха "Волшебной флейты" ему был сделан почетный заказ на сочинение праздничной оперы по случаю коронации Леопольда II. Но, тем не менее, Моцарт не был особенно любим среди музыкантов за свою гениальность и прямоту, и в венском дворе в целом не очень жаловали его искусство, поэтому никто не стал добиваться для него исключительного погребения. Готфрид ван Свитен, друг Моцарта, долгие годы оплачивавший воспитание обоих сыновей композитора, был занят своими проблемами - в день смерти Моцарта он как раз был отстранен от всех постов. Михаэль Пухберг, которому семья Моцартов была должна большую сумму денег, не счел возможным устраивать пышные похороны. Семья, которой Моцарт итак оставил большие долги, этого сделать не могла.

Где же на кладбище Св. Марка находится могила Моцарта? В его времена могилы оставались необозначенными, надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а у стены кладбища. Спустя 8 лет можно было хоронить в старых могилах. Захоронение Моцарта также осталось безымянным - Констанца там даже креста не поставила и только спустя 17 лет посетила кладбище. Могилу Моцарта много лет подряд навещала супруга его друга Иоганна Георга Альбрехтсбергера, которая брала с собой сына. Он точно помнил место захоронения композитора и, когда, по случаю пятидесятилетия со дня смерти Моцарта, стали разыскивать его захоронение, смог его показать. Один простой портной посадил на могиле иву, а потом, в 1859 году, там соорудили памятник по проекту фон Гассера. В связи со столетием со дня смерти композитора памятник перенесли в "музыкальный уголок" Центрального кладбища Вены, из-за чего снова возникла опасность потерять настоящую могилу. Тогда надзиратель кладбища Св. Марка Александр Кругер из различных остатков прежних надгробий соорудил маленький памятник.

В 1902 году музею Моцарта в Зальцбурге был передан "череп Моцарта" из наследия анатома Гирта, и дискуссия о его подлинности не утихает до сих пор. Известно, что череп принадлежит человеку небольшого роста, хрупкого телосложения, соответствующего Моцарту возраста. Маленькие глазницы - свидетельство выпуклых глаз - и совпадение линии черепа с изображениями головы - все это подтверждает его аутентичность. Но по крайней мере два аргумента свидетельствуют об обратном: кариес на первом боковом зубе слева сверху, не соответствующий педантичному и точному описанию Леопольда Моцарта больного зуба его сына, а также следы кровоизлияния на внутренней стороне левой височной кости, от которого, вероятнее всего, и умер человек. Таким образом, тайна о земных останках Вольфганга Амадея Моцарта так и осталась до конца не раскрытой.

По книге А. Ноймайра
Новый венский журнал апрель, 2003
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ МОЦАРТА

Вольфганг Амадей Моцарт, музыкальный вундеркинд, родился в австрийском городе Зальцбурге и начал учиться музыке в 4-летнем возрасте под руководством своего строгого отца-скрипача. В 5-летнем возрасте Моцарт стал сам сочинять собственные музыкальные произведения, а в 6 лет поразил европейскую аристократию концертами, на которых исполнял свои произведения вместе с музыкально одаренной сестрой. Он виртуозно играл на скрипке, органе и клавесине. Несмотря на свою поистине европейскую известность, Моцарт оставался простым и естественным.
С годами жизнь Моцарта резко изменилась. Невысокого роста, бледный, с невзрачной внешностью, Моцарт так и не смог привлечь к себе внимание богатых покровителей, поскольку никто не считал его серьезным зрелым композитором. Он так и не смог найти себе какую-нибудь работу, которая оплачивалась бы настолько хорошо, чтобы он мог посвятить себя созданию серьезных и крупных музыкальных произведений, о которых мечтал. Много драгоценного времени тратилось на уроки музыки, которые Моцарт вынужден был давать, чтобы зарабатывать на жизнь, и на создание дешевых халтурных произведений. Вся жизнь Моцарта заключалась в неравной битве с конкурентами, болезнями и нищетой. Битву эту Моцарт проиграл. Композитор и его жена Констанция жили не по средствам. Они любили получать удовольствие от жизни, и их деньги всегда таяли с фантастической скоростью. Они также очень любили принимать гостей, на что щедро тратились огромные суммы. Моцарт умер в возрасте 35 лет от болезни почек, вызванной недоеданием и хронической усталостью от постоянного перенапряжения. Он остался должен значительные суммы денег всем своим друзьям, а также своим портному и драпировщику. Из-за сильного ливня его жена и друзья не смогли поехать на кладбище, куда повезли гроб с телом Моцарта. Прошло еще 17 лет, прежде чем Констанция узнала о том, что Моцарта похоронили в бесплатной общей могиле для нищих и бездомных.
С детства Моцарта окружало огромное количество женщин. Он наслаждался флиртом с ними и не раз говорил, что если бы ему пришлось жениться на всех женщинах, с которыми он флиртовал, то ему пришлось бы иметь не менее сотни жен. Когда ему было 20 лет, он, например, поддерживал длительную любовную переписку со своей любимой кузиной Марией Анной Теклой Моцарт.
В одном из своих многочисленных концертных турне Моцарт по-настоящему влюбился в первый раз в жизни. Он полюбил 16-летнюю красавицу Алоизию Уэбер, которая готовилась стать оперной певицей, и проводил с ней большую часть своего свободного времени. Когда об их отношениях узнал отец Моцарта, он тут же приказал ему вернуться домой, поскольку считал, что по своему социальному положению семья Уэберов находится значительно ниже семьи Моцартов. Через несколько месяцев Вольфганг опять повстречался с Алоизией, которая к тому времени уже стала оперной певицей в Мюнхене. Выяснилось, однако, что Алоизия совершенно забыла о нем и не собирается восстанавливать их отношения. Через много лет после смерти Моцарта Алоизию спросили, почему она так быстро охладела к нему. Алоизия ответила так: "Да я и сама теперь не знаю. Он мне всегда казался таким маленьким и невзрачным".
В 25-летнем возрасте Моцарт обратил внимание на младшую сестру Алоизии, необразованную и немузыкальную Констанцию. В письме отцу Моцарт написал, что Констанция некрасива, но обладает золотым сердцем и является великолепной хозяйкой. На этот раз мамаша Уэбер использовала все средства, чтобы удержать Моцарта в семье. Она сама распространила слухи о том, что Моцарт был уже слишком близок с Констанцией, а затем сообщила ему, что об их интимной связи говорят уже все вокруг, и , дескать, она уверена в том, что репутация ее дочери безнадежно испорчена. Хитрая женщина далее выдвинула ультиматум: Моцарт должен был либо оставить Констанцию навсегда, либо подписать брачный контракт, в котором говорилось, что в случае, если Моцарт нарушит свое обещание жениться на ней, он будет ежегодно выплачивать ей 300 гульденов (150 долларов). Вольфганг и не собирался оставлять Констанцию навсегда, а мамаша Уэбер, пытаясь доказать, что полностью доверяет Моцарту, порвала брачный контракт сразу же после того, как он его подписал.
Когда Моцарт и Констанция стали мужем и женой, ему было 26 лет, а ей 19. Их совместная жизнь продолжалась 9 лет и была по-настоящему счастливой. Они хорошо подходили друг другу. Констанция никогда не жаловалась на трудную жизнь и почти постоянное отсутствие денег и была обычно беременной и больной. Из шестерых детей, родившихся в семье, выжило только двое. Однажды к ним пришел гость, который увидел, что муж и жена танцуют, тесно прижавшись друг к другу. Делали они это не потому, что им было в тот момент так уж весело, а для того лишь, чтобы согреться. У них просто не было в тот день денег, чтобы купить хоть немного дров. Когда Моцарт умер, с Констанцией от отчаяния случилась страшная истерика. Позже ее второй муж Ниссен помог ей написать первую биографию Моцарта, которого Констанция пережила на 50 лет.
Легенды утверждают, что у Моцарта было множество внебрачных связей. Он, однако, никогда не был Дон Жуаном, как герой его оперы. Когда Моцарту и автору либретто этой оперы да Понте понадобился человек, который мог бы послужить прообразом их героя, они обратились за советом к Казанове.
Напряженная работа Моцарта отнимала у него все время и все его силы. Если он куда-нибудь уезжал, то писал теплые и нежные письма Констанции почти ежедневно. По этим письмам можно предположить, что Моцарт был идеалом супружеской верности. Кроме этого, Моцарт однажды сам признался, что не желает вступать в случайные связи, поскольку боится венерических болезней.
Рубрики:  МУЗЫКА
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку