Выбравшись из-под тяжести Веласкеса, стряхнув сон разума Гойи и осознав себя в контексте наступления эпохи импрессионизма, испанская живопись рубежа XIX-XX веков кардинально преобразилась. Разрешила себе быть лёгкой, светлой и оптимистичной. Подарила миру изобразительного искусства плеяду мастеров, чьи работы знакомили зрителя с бездонным небом, бескрайним морем и беззаботными улыбками простых земляков.
Звание полноправного лидера этих, так сказать, «первооткрывателей», принадлежит Хоакину Соролье-и-Бастида. И в этом никаких сомнений нет.
Однако, не Сорольей единым славна валенсийская школа рубежа столетий. И если Вам, дорогой читатель, более по вкусу аккуратный компромисс между устоявшейся академичной традицией пиренейской живописи и стилем мгновенного впечатления, едва-едва начавшим триумфальное шествие по Пиренейскому полуострову, то полотна Хосе Монгрелла — Ваш выбор.
Работа с тенью и оттенком явственно влияет на сюжет и настроение картин. Естественность теснит классические установки, согласно коим строилось бытописание в картинах прежних лет. Ещё не реализм, уже не романтизм, и крохотная капелька манерности Эль Греко. Зачем? А просто так, чтоб было.
Приятного просмотра, дорогой читатель.