Золотая осень. Тихая речка
Передвижник и академик Петербургской Академии художеств, автор более 500 пейзажей, талантливый художник-иллюстратор. Современники называли его поэтом русской осени и русских туманов.
Художник Ефим Ефимович Волков родился в марте 1844 года в Петербурге, в семье фельдшера. С раннего детства Ефим увлекался живописью, но семья не одобряла этого увлечения.
В чине губернского секретаря, в возрасте 22 лет, он вышел в отставку из Министерства юстиции и Департамента государственных имуществ. И поступил, в 1866 году, в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников. Великовозрастный ученик за один год освоил четырехлетний курс обучения школы и в 1867 году стал вольнослушателем императорской Академии художеств.
Через два года, в звании «неклассного художника», не доучившись, Ефим Волков оставил академию с горячим желанием заняться живописью, которую можно создавать «прямо с природы».
Почти два года он работает не покладая рук и в 1872 году выставляет на выставке Общества поощрения художеств свою картину «Болото осенью». Унылый скучный пейзаж производит огромное впечатление на публику. Полотно отправляют в Лондон на Всемирную выставку, где картина получает бронзовую медаль. А через год «Болото осенью» получает вторую премию (первую премию получил Алексей Саврасов) на конкурсе Общества поощрения художеств.
В марте 1879 года Ефима Ефимовича Волкова принимают в члены Товарищества передвижных выставок.
Художник много (и успешно) работает, регулярно участвует в выставках передвижников, осваивает новые приемы пейзажной живописи. Его пейзажи о высокой тихой одухотворённости природы, без буйства красок и неистовства стихии: нежное ранее утро или грустный закат, звенящая тишина над лесными омутами или тусклая бронза осени над заросшим прудом.
Он много лет был известным и любимым публикой художником, репродукции с его картин печатали модные столичные журналы, издательства приглашали его для иллюстрации книг, по заданию великого князя Сергея Романова ездил в Палестину в качестве художника-иллюстратора.
В 1895 году Ефим Ефимович Волков стал действительным членом Академии художеств, а через четыре года – академиком.
В январе 1902 года в залах Императорской Академии художеств открылась выставка двух академиков: Маковского и Волкова. И вот как о выставке отозвался модный и дорогой петербургский журнал «Художественные сокровища России»:
Можно констатировать факт, свидетельствующий, пожалуй, о некотором подъеме вкуса в русском обществе, что ни тот, ни другой из этих двух столпов передвижничества не имели того успеха, который они могли ожидать еще лет 5-6 тому назад. Эта выставка лишний раз и с полной убедительностью доказывала, что живопись Вл. Маковского очень мало имеет общего с искусством, а то что г. Волков, хотя и действительный член Академии, едва ли может считаться художником.
Вот так просто и легко. Передвижничество перестало быть модным: в живопись ворвался модерн, из просвещенной Европы атаковал импрессионизм, а публика просто падала в экстазе от ярких «мирискусстников».
Художник ещё писал, но писал больше «в стол». Творил потому, что не писать не мог. Публике его творчество было уже не интересно.
Умер Ефим Ефимович Волков в Петербурге в 1920 году.
Деревенский пейзаж
Осень
Первый снег
Лесной пейзаж
Сумерки
Ручей в лесу
Лесной пейзаж с водяной мельницей
Речка
Река на Украине
Пейзаж
Октябрь
Пейзаж
Летний пейзаж с рыбачком
Заход солнца над озером
Заросшая река
Возвращение стада
Весной
Украинский пейзаж с хатой
Летний день после дождя
Зимний пейзаж
У монастыря
Пейзаж с прудом
Болото осенью
Деревенский пейзаж с детьми