ЛЕОНАРДО! |
|
Еще акварели! |
Тапок № 5
Похороны воробья
Свадьба
Женихи
Гуси в яблоках
Сонины именины
/ljplus.ru/img4/k/i/kirdiy/Soniny-imeniny.jpg" target="_blank">http://ljplus.ru/img4/k/i/kirdiy/Soniny-imeniny.jpg " src="http://ljplus.ru/img4/k/i/kirdiy/Soniny-imeniny.jpg" />
Банный день
Прачешная
Поэт, засиженный музами
Боттичелли в образе
Завтрак Мане
Взлетная полоса Шагала
Сны Модильяни
Голубки Пабло
Матисс, пляшущий матаню
Тройка Перовых
Девятая ванная Айвазовского
Кустодиев в Мытищах
Малевич из квадрата
Ван-Гог в подсолнухах
Серов завтракает персиками
Репин любит своего сына
Грачи Саврасова
Петров-Водкин купает красного коня
Купание красной собаки
|
Светло и улыбчиво! |
|
№5 |
|
ДУЭЛИ |
|
Бедная Красная шапочка |
|
ПУШКИН |
А знаете ли вы, как сложилась судьба семьи поэта после его гибели? Ну, про мадам Ланскую, думаю, все в курсе.
Что же насчет детей? За шесть лет супружеской жизни у Натальи Гончаровой и Александра Сергеевича появилось четверо детей: две дочери и два сына. О потомках поэта сейчас и пойдет речь.
«…Жена моя имела неловкость разрешиться маленькой литографией с моей особы. Я в отчаянии, несмотря на всё моё самодовольство, » - написал поэт в письме вскоре после рождения Марии в ночь с 18 на 19 мая 1832 года. Учитывая, как Пушкин относился к своей внешности (достаточно вспомнить его слова: "Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности..." и "Зачем твой дивный карандаш рисует мой арапский профиль? Хоть ты векам его предашь, его освищет Мефистофель") сходство дочки одновременно и польстило новоиспеченному родителю, и обеспокоило.
Впрочем, с годами внешность детей меняется и из "беззубой Пускиной", как подтрунивал над ней в письмах Александр Сергеевич, выросла пусть и не такая красотка, какой была ее младшая сестра, но весьма интересная женщина. Как говорили, «редкостная красота матери смешивалась в ней с экзотизмом отца, хотя черты ее лица, может быть, были несколько крупны для женщины».
Она была фрейлиной своей тезки, императрицы Марии Александровны, жены Александра II, и вышла замуж (не то из-за разборчивости, не то - из-за небольшого размера приданного) довольно поздно - в 28 лет. Брак с генерал-майором Леонидом Гартунгом, хотя и бездетный, был счастливым, пока не подошел к трагическому завершению. В 1877 году несправедливо обвиненный в хищении Леонид Николаевич застрелился, оставив записку " Я … ничего не похитил и врагам моим прощаю". Впоследствии он был оправдан, однако это самоубийство стало для Марии ударом. В одном из писем она писала: Я была с самого начала процесса убеждена в невиновности в тех ужасах, в которых обвиняли моего мужа. Я прожила с ним 17 лет и знала все его недостатки; у него их было много, но он всегда был безупречной честности и с добрейшим сердцем. Умирая, он простил своих врагов, но я, я им не прощаю".
Больше замуж она не вышла, хотя и прожила дольше всех своих братьев и сестер и умерла уже в советской России, 7 марта 1919 года, так и не дождавшись выделенной по ходатайству наркома просвещения А.В. Луначарского персональной пенсии.
В экспозиции государственного музея Л.Н. Толстого висит портрет Марии Александровны, написанный Иваном Макаровым в 1860 году. Что связывает дочь великого поэта с известнейшим русским писателем? Как говорила Татьяна Кузьминская, сестра жены Льва Николаевича, сама увековеченная им в образе Наташи Ростовой, «знаю, что она послужила ему типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью, он сам признавал это».
Достаточно сравнить описание внешности Анны Аркадьевны с творением Макарова:
"Анна не была в лиловом… …На голове у неё, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу."
Вторым ребенком в семье Пушкиных был сын, названный в честь отца Александром. "Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тёзкой; с моим тёзкой я не ладил. Не дай Бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибёшь", - делился своими раздумьями о судьбе сына поэт с женой.
Карьеры на литературном поприще Александр не сделал, да и не собирался. "В глазах встречных я читаю разочарование, - иронично замечал он, - Они ожидают увидеть в сыне великого поэта какую то исключительную личность. А я - самый обыкновенный, ничем не примечательный человек. Публика и обижается". Да и с Александром II он вполне ладил, более того - был обязан ему своим семейным счастьем.
Невестой наследника Пушкиных стала круглая сирота Софья Ланская, племянница и воспитанница его отчима. Родные восприняли решение Александра и Софьи с радостью, но на пути молодых людей внезапно выросла преграда... в лице православной церкви, приравнивавшей родство по свойству к кровному, а потому запрещающей подобные браки. Когда письма в Синод и хождение к церковным чиновникам не дали результата, Наталья Гончарова собрала документы... и попросила аудиенции у императора Александра II. По его личному указанию венчание, состоявшееся 8 января 1858 года, было разрешено.
За годы счастливого брака в семье Пушкина-младшего появилось одиннадцать детей, двое из которых умерли во младенчестве.
Старшие дети Александра и Софьи: Наталья, Мария, Александр, Ольга, Нина и Григорий. Мария (в центре) стала женой племянника Гоголя.
Увы, Софья Александровна умерла в 1875 году, а спустя почти десять лет Александр женился во второй раз на девушке, бывшей на девятнадцать лет его моложе. От этого союза появились сын и дочь.
Как и младший брат, Александр окончил Пажеский корпус и пошел по военной стезе. Во время войны 1877—1878 годов командовал Нарвским гусарским полком, за что был награждён золотым оружием с надписью «За храбрость» и орденом Святого Владимира IV степени, позднее был назначен флигель-адьютантом и зачислен в царскую свиту. После своей отставки активно занимался развитием образования, был заведующим учебной частью Московского Императорского Коммерческого училища, членом советов Екатерининского и Александровского женских институтов, а с 1895 года занимал должность почётного опекуна Московского присутствия Опекунского совета Учреждений императрицы Марии.
Умер генерал Пушкин 19 июля 1914 года, в день начала войны с Германией - не выдержало сердце. Он завещал похоронить себя рядом с первой женой, однако эта просьба была выполнена только годы спустя.
«Милостивая государыня матушка Наталия Ивановна, имею честь поздравить Вас со внуком Григорием и препоручить его Вашему Благорасположению! - написал Пушкин своей теще 6 мая 1835 года, спустя два дня после рождения третьего ребенка, - Наталия Николаевна родила его благополучно, но мучилась долее обыкновенного... хотя, слава Богу, опасности нет никакой... Она поручила мне попросить Вашего благословения ей и новорожденному»
Имя было дано в честь предка поэта, боярина Григория Пушки, бывшего в ХV веке псковским воеводой. Григорий-младший, хотя и служил после окончания Пажеского корпуса, но военной карьеры не выбрал.
Возможно потому, что, как писал Ю.М.Шокальский в своих воспоминаниях о характере младшего сына Пушкина, «…в его основе … была примешана большая доля застенчивости, особенно ясно выступавшая в многочисленном и незнакомом обществе: он уходил в себя, становился молчаливым и спешил уйти вовсе. Та же причина заставляла его избегать по возможности всяких публичных собраний, торжеств и т. п.». Большую часть жизни Григорий провел вдали от столицы, в имении "Михайловское", лишь в последние годы жизни переехав под Вильнюс к жене. При этом "трудно было бы найти хозяина, обладающего этим качеством в большей степени, нежели Григорий Александрович. Необыкновенно ровный и милый со всеми, а многие были гораздо ниже его по образованию и воспитанию, он умел их всех так поставить, что никто в Михайловском не ощущал ни малейшего стеснения; тем не менее, многие там бывавшие невольно подтягивались в его обществе".
В усадьбе младший сын знаменитого отца обустроил кабинет Пушкина с его вещами, некоторыми деталями напоминающий «кабинет Онегина», то есть фактически создал первый мемориальный уголок, увековечивающий память поэта. Именно этот интерьер и был запечатлен Николаем Ге на созданной в 1875 году картине «Пушкин в селе Михайловском».
Женился Григорий поздно, в возрасте 48 лет, на двадцативосьмилетней разведенной Варваре Мошковой, в девичестве Мельниковой. Неизвестно, любила ли она мужа не как сына знаменитого отца, но, во всяком случае, судя по их не омраченной скандалами жизни, уважала, что не мешало ей частенько повторять: "Я - счастливейшая из женщин России, мне выпала редкостная судьба быть невесткой Пушкина!"
Говорили, что до Варвары Алексеевны у Григория была невенчанная жена, француженка, возможно - из гувернанток, которая прожила с ним около двадцати лет, родив дочерей. Те вышли замуж и окончательно исчезли из поля зрения основной ветви Пушкиных. Умерев в семьдесят лет, законных детей младший сын поэта не оставил.
Наталья Пушкина появилась на свет за восемь месяцев до знаменитой дуэли и отца помнить не могла. Более красивая по сравнению со старшей сестрой (сын романиста Михаила Загоскина рассказывал: «В жизнь мою я не видал женщины более красивой, как Наталья Александровна, дочь поэта Пушкина. Высокого роста, чрезвычайно стройная, с великолепными плечами и замечательною белизною лица, она сияла каким-то ослепительным блеском. Несмотря на мало правильные черты лица, напоминавшего африканский тип ее знаменитого отца, она могла назваться совершенною красавицей, и если прибавить к этой красоте ум и любезность, то можно легко представить, как Наталья Александровна была окружена на великосветских балах и как около нее увивалась вся щегольская молодежь в Петербурге»), она и замуж вышла сильно раньше последней, в семнадцать лет.
Причем сделала это вопреки воле матери и отчима, которым совершенно не нравился жених - безудержный игрок Михаил Дубельт, сын управляющего III отделением Л. Дубельта.
"Быстро перешла бесёнок Таша из детства в зрелой возраст, но делать нечего — судьбу не обойдёшь, - жаловалась Наталья Гончарова-Пушкина-Ланская Петру Вяземскому. - Вот уже год борюсь с ней, наконец, воле божьей и нетерпению Дубельта. Один мой страх — её молодость, иначе сказать — ребячество".
Ходили слухи, что на самом деле невеста любила другого - Николая, сына А. Орлова, главы III отделения, однако разрешения на брак ему отец не дал. Как бы то ни было, семейная жизнь Натали и Михаила была не очень счастливой и, несмотря на троих детей, в 1862 году супруги разъехались, а в 1868 и развелись. Про условиям развода младшая дочь переходила под опеку Дубельта, который, хотя и был плохим мужем, но, как говорили, ребенка избаловал, а старшая вместе с единственным сыном воспитывалась у бабушки, Натальи Николаевны.
Официальное расторжение брака было необходимо Натали для того, чтобы снова выйти замуж. Ее избранником стал принц Николай Вильгельм Нассауский. Брак был морганатическим и вместо титула принцессы дочь поэта получила статус графини фон Меренберг. Анна Философова писала в письме Достоевскому: «Так странно видеть детище нашего полубога замужем за немцем. Она до сих пор красива… очень обходительна, а муж немец — добряк, чрезвычайно добродушный господин…»
Хотя чуть выше можно увидеть фотографию надгробного камня Натали и Николая, на самом деле саркофага младшей дочери Пушкина там нет: после смерти мужа графине сообщили, что морганатическая супруга не может покоиться в фамильном склепе. Она возмутилась и, вопреки традициям православной церкви, завещала кремировать тело и высыпать пепел в склеп над гробом мужа.
Известна Натали и своим решением при активной помощи И.С. Тургенева опубликовать письма своего отца к Наталье Гончаровой, которые передала ей мать. Это вызвало широкий общественный резонанс, так, говорили, что Александр и Григорий даже хотели вызвать Тургенева на дуэль.
Во втором браке у Натальи было трое детей, две дочери и сын. Двое из них породнились с Романовыми: София, внучка Пушкина, обвенчалась с Михаилом Михаиловичем, внуком Николая I. Этот брак стоил Миш-Мишу, как называли его родные, всех прав великого князя. Сын Натальи, граф Георг-Николай фон Меренберг, женился на дочери Александра II от морганатического брака с Екатериной Долгорукой, светлейшей княжне Ольге Юрьевской, то есть - на внучке того же Николая I.
Правнуки Пушкина и Николая I, дети Софии и Михаила с отцом.
Всего у Пушкина было девятнадцать внуков, из которых только двое рано умерли, а большинство, в свою очередь, сумели дать жизнь детям. По данным на юбилейный 1999 год в мире насчитывалось 219 потомков Александра Сергеевича. Они совсем разные: среди них есть крестная мать принца Уильяма, внука Елизаветы II, и уроженцы Гавайских островов, в чьих венах причудливо смешалась кровь потомка "арапов" и этнических китайцев, главное же - что все эти люди связаны одним общим именем, так много значащим для русской литературы.
|
Смешно |
![]() |
Рассказы: Татьяна Разумовская |
Последние пять лет жизни в Советском Союзе, вплоть до 1988 года, я проработала младшим научным сотрудником Эрмитажа. Каждый, кому довелось побыть экскурсоводом, знает, что вопросы на экскурсиях бывают удивительные и непредсказуемые. Сейчас, по прошествии многих лет, мне кажется, что они интересны не только сами по себе, но и отражают в каком-то срезе социально-культурное сознание советских людей восьмидесятых годов. |
||
Эти записи начались с того, как ко мне на углу Невского и Адмиралтейского подошел человек и спросил: - Скажите, а где тут метраж? - ?! - Ну, такой большой Метраж, где цари жили.
Так появилась тетрадка с названием: |
||
В Античном отделе.
- А почему этих Венер всегда без рук делали?
*
Там же. Группа из Средней Азии.
- Девушка, как вам не стыдно. Ведь в группе женщины и дети!
*
Там же.
- Безобразие! Сначала почините, а потом показывайте!
*
- Покажите труп! (мумию)
*
- Как посмотреть здесь всякие древние мумиё?
![]() Зимний дворец. Малая столовая |
*
В Малой столовой.
- И вы что хотите сказать, что здесь были солдаты и матросы - и ничего не взяли?
- Да.
- А я бы взяла!
*
- А почему вы нам не показали Смольный?
*
- А из этих тарелок цари и вправду ели или они у них в буфете стояли?
*
- Скажите, а царя не раздражало, что у него по дому ходило столько чужого народу?
*
- А где кровать королевы? (вар. "спальня царицы", "постель Екатерины", "где цари спали" и "покажите самое главное")
*
- А где тут спальня Петра I и Екатерины II?
*
- А где здесь комната, где Екатерина II жила с Распутиным?
*
- А где чучело того коня, с которым спала Екатерина II?
![]() Рубенс. Вакх |
*
В зале Рубенса. Польская группа с советской переводчицей.
Экскурсовод: А это - Вакх.
Переводчица: А это перед вами портрет композитора Баха.
Воцаряется тишина. Потом вопрос из группы:
- А почему он в таком виде?!
*
Перед "Вакхом" Рубенса.
- У нас в Воронеже за такое 15 суток дают!
*
Перед экскурсией. Московская группа.
- Нам, пожалуйста, побольше и побыстрее!
*
Группа историков 4-5 курса Алма-Атинского университета.
- Вы нам тут рассказывали о распятии Христа. А скажите, за что его распяли?
- Как же вы изучаете историю, не читая Евангелия?
- А мы этого не проходили. Ну скажите нам в двух словах.
- В двух словах? За инакомыслие.
![]() Франсуа Буше. Туалет Венеры |
*
Группа из Средней Азии. Идем по Зимнему. Подходит мужчина из группы - тихо, на ухо:
- Девучка! Ты нащих женчин атпусти, а нам покажи во-он ту картинку!
("Венеру" Буше)
*
Перед экскурсией.
- Мы хотим посмотреть все.
Я: Протяженность залов Эрмитажа 15 километров.
- (радостно) А мы пойдем 5 км в час и за три часа все осмотрим!
*
После экскурсии.
- Есть ли какие-нибудь вопросы?
- Есть. А где выход?
*
На Дрезденской выставке. Картина Веронезе "Дочь фараона находит младенца Моисея" и через несколько картин - Досси " Моисей, высекающий воду из скалы".
Дама (очень удивленно): Как он быстро постарел!
*
В рыцарском зале.
- А кони заспиртованы?
![]() Фальконе. Амур |
*
Группа младших школьников. У Амура Фальконе учительница останавливает экскурсовода и говорит ребятам:
- Дети, посмотрите, на кого он похож?
Молчание.
- Ну как же! Это же маленький Ленин!
*
- Когда я был тут прошлый раз, нам показывали котелок, из которого Екатерина II кормила супом Петра I!
*
- А где яйца Кулибина?
*
После экскурсии подлетает старушка, агрессивно:
- Вот скажите, Петр Великий - он так много сделал для России, а почему нет города его имени?
Я (осторожно): В 1924 году Петроград был переименован в Ленинград.
- Да-да, вот я вас и спрашиваю, почему? И куда можно по этому поводу написать?
![]() Тициан. Даная |
*
Очень робко и тихо, отведя меня в сторону от группы.
- А где здесь была картина, на которой нарисована... голая Даная?
- Вас интересует "Даная" Рембрандта или "Даная" Тициана?
- Нет, я помню... там лежит... голая Даная, и ей приносят ребеночка...
*
Ленинградская группа. Предлагаю на выбор разные варианты маршрутов.
- Понимаете, мы - ленинградцы, бываем здесь часто, картины и скульптуру знаем, поэтому покажите нам лучше царские покои!
*
- А где гробница Александра Македонского? (Александра Невского)
*
- А Петр I и Христос - это одно и то же?
![]() Рафаэль. Мадонна с младенцем |
*
Возмущенный экскурсант:
- Сколько времени у вас тут выставки? Вот пять лет назад был - Рафаэль висел, сейчас приехал - опять Рафаэль!
*
- А скажите, почему эту Мадонну всегда делали с маленьким мальчиком и никогда с маленькой девочкой?
![]() Двадцатиколонный зал |
*
В Двадцатиколонном зале. Расписываю прелести архитектуры.
- Ну чо ты нам усё толдычишь, та толдычишь? Мы уже тут усе змерзлись, як суки!
![]() Рубенс. Отцелюбие римлянки |
*
- А где у вас тут картина, где девушка кормит грудью раненого бойца?
(Рубенс "Отцелюбие римлянки")
*
- А сидящего Петра вы нам покажете?
- К сожалению, зал с Восковой Персоной закрыт.
- (со слезами на глазах, в голос) Так зачем же мы сюда ехали?!
*
В Пазырыке.
- А это перед вами мумия племенного вождя.
- (с сомнением) Племенного? А чо же он такой тошший?
*
- У меня вопрос не по экскурсии. Я всю жизнь хотел узнать, какая фамилия у Петра I?
- Романов.
- Как? И он тоже?!
![]() Часы Павлин |
*
У Часов-павлина.
- А когда этот страус кукарекает?
*
У Мадонны Бенуа. Группа из Москвы.
- Вот вы тут говорили о трагическом будущем этого младенца. А что с ним случилось?
- Когда он вырос, его распяли.
- А, спасибо.
*
- А где тут у вас Грозный убивает своего сына?
- Грозный убивает сына в Третьяковской галерее, в Москве.
- (грустно и разочарованно) И больше нигде?
* Дама долго и восторженно рассматривает статую обнаженного Геракла, опирающегося на палицу. Дама: Это Петр I, да? |
* Украинская группа. Всю экскурсию спит. Вдруг в Гербовом зале Тарас Бульба, стоящий передо мной, просыпается, рот расползается в счастливую улыбку, смотрит на огромную мраморную чашу в центре зала, блаженно: - От, эту бы чашку, да усю пэльмэний! |
||
|
Из опыта работы в Справке по Эрмитажу
*
- У вас информация платная?
- Нет.
- Тогда, где туалет?
*
- А шедевры работают? (В смысле, открыта ли выставка "Шедевры Венецианской живописи")
*
- Как мне найти картину, где нарисовано много голых женщин?
*
- Вы - информация?
- Я - информация.
- Но вы даете полную информацию? Мне нужна полная.
- Что вы хотите узнать?
- Как мне попасть в Зимний дворец?
- Вы в нем.
- И революция была здесь?
- Да.
- Большое, большое спасибо.
*
- Сколько стоит этот ваш Эрмитаж?
- Простите?
- Ну, билет.
- Один рубль.
- А если на троих?
*
- Вот мы купили билеты и не знаем, что смотреть.
- А что вас интересует?
- А нас ничего не интересует!
*
Мужчина вида ответственного работника.
- Выставка Манэ открыта?
- К сожалению, вчера закрылась.
- А в кассе мне сказали, что открыта!
- Они ошиблись.
- А почему я должен верить вам?
- Не верьте. Пройдите в музей и проверьте сами.
- Нет, где синхронность вашей работы? Вы меня поняли?
- Я вас поняла. Что вас еще интересует?
- Меня интересует истина.
- Истину надо искать выше.
- Понятно. Где главный администратор?
*
- Вы даете справки?
- Да.
- Тогда скажите, вот я купил два билета в "Золотую кладовую", а я один. Что мне делать?
- Продайте билет.
- Но я час стоял в очереди и не могу так просто кому-нибудь продать билет!
- Найдите в очереди хорошенькую девушку и предложите билет ей. Чудный способ познакомиться.
- Большое спасибо!
*
- Что у вас тут есть про войну?
- Про какую войну?
- Ну, про какую-нибудь.
*
- Как мне пройти на выставку "Медальерное искусство Финляндии"?
Долго и подробно объясняю.
- И там только выставка "Медальерное искусство Финляндии"?
- Да.
- Ну это меня не интересует!
*
- А где здесь зверей показывают?
![]() Микеланджело. Скорчившийся мальчик |
*
- Как пройти к "Скрюченному мальчику"? ("Скорчившийся мальчик" Микеланжело)
Из ляпов экскурсоводов
*
- Перед вами репрезервативные портреты Ван Дейка.
*
У натюрморта Кальфа.
- Посмотрите, как замечательно написан лимон. На нем даже видны капельки пота!
*
В отделе русской культуры.
Рафинированная дама: Во времена Петра I был изобретен этот зубофрезерный станок!
*
- А это трость из кости Екатерины II.
![]() Рембрандт. Даная |
*
У "Данаи" Рембрандта.
- Обратите внимание, как прописаны простыни под Данаей!
*
- А это перед вами гробница Александра Невского-2! (по аналогии с названием станции метро)
*
Экскурсовод долго рассказывает группе сюжет "Данаи", потом оборачивается и видит с ужасом, что стоят они перед картиной Луки Джордано "Битва лапифов с кентаврами". Тогда без паузы он говорит: "И вот в тот самый момент, когда Зевс в виде золотого дождя появился перед Данаей, у подножия этой башни развернулось сражение лапифов с кентаврами!"
* * *
В общем, как говорили на латыни еще древние греки: Vita brevis, ars longa - Жизнь коротка, Искусство вечно.
С чем мы, припадающие к источнику Ипокрены их бледные потомки, не можем не согласиться.
|
Откуда цитата |
Дай мне мужество изменить то, что я могу изменить...
Есть молитва, которую считают своей не только приверженцы самых разных конфессий, но даже неверующие. По-английски ее именуют Serenity Prayer – «Молитва о спокойствии духа». Вот один из ее вариантов: «Господи, дай мне спокойствие духа, чтобы принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого».
Кому ее только ни приписывали – и Франциску Ассизскому, и оптинским старцам, и хасидическому рабби Аврааму-Малаху, и Курту Воннегуту. Почему Воннегуту – как раз понятно. В 1970 году в «Новом мире» появился перевод его романа «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1968). Здесь упоминалась молитва, висевшая в оптометрическом кабинете Билли Пилигрима, главного героя романа. «Многие пациенты, видевшие молитву на стенке у Билли, потом говорили ему, что она и их очень поддержала. Звучала молитва так: ГОСПОДИ, ДАЙ МНЕ ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ, ЧТОБЫ ПРИНИМАТЬ ТО, ЧЕГО Я НЕ МОГУ ИЗМЕНИТЬ, МУЖЕСТВО – ИЗМЕНЯТЬ ТО, ЧТО МОГУ, И МУДРОСТЬ – ВСЕГДА ОТЛИЧАТЬ ОДНО ОТ ДРУГОГО. К тому, чего Билли изменить не мог, относилось прошлое, настоящее и будущее» (перевод Риты Райт-Ковалевой). С этого времени «Молитва о спокойствии духа» стала и нашей молитвой.
А впервые она появилась в печати 12 июля 1942 года, когда «Нью-Йорк таймс» поместила письмо читателя, который спрашивал, откуда эта молитва взялась. Только ее начало выглядело несколько иначе; вместо «дай мне спокойствие духа (serenity of mind) – «дай мне терпение». 1 августа другой читатель «Нью-Йорк таймс» сообщил, что молитву составил американский проповедник-протестант Рейнхольд Нибур (1892–1971). Эту версию ныне можно считать доказанной.
В устном виде молитва Нибура появилась, по-видимому, в конце 1930-х годов, но широкое распространение получила в годы Второй мировой войны. Тогда же ее взяли на вооружение «Анонимные алкоголики».
В Германии, а затем и у нас, молитва Нибура приписывалась немецкому богослову Карлу Фридриху Этингеру (K.F. Oetinger, 1702–1782). Тут вышло недоразумение. Дело в том, что ее перевод на немецкий был опубликован в 1951 году под псевдонимом «Фридрих Этингер». Этот псевдоним принадлежал пастору Теодору Вильгельму; сам он получил текст молитвы от канадских друзей в 1946 году.
Насколько оригинальна молитва Нибура? Берусь утверждать, что до Нибура она нигде не встречалась. Исключение составляет лишь ее начало. Уже Гораций писал: «Тяжко! Но легче снести терпеливо / То, чего изменить нельзя» («Оды», I, 24). Того же мнения был Сенека: «Лучше всего претерпеть то, чего ты не можешь исправить» («Письма к Луцилию», 108, 9).
В 1934 году в одном из американских журналов появилась статья Джуны Пёрселл Гилд «Зачем нужно ехать на Юг?». Здесь говорилось: «Многие южане, по-видимому, очень мало делают для того, чтобы стереть страшную память о Гражданской войне. И на Севере, и на Юге не у всех хватает спокойствия духа, чтобы принять то, чего нельзя изменить» (serenity to accept what cannot be helped).
Неслыханная популярность молитвы Нибура привела к появлению ее пародийных переделок. Наиболее известна из них сравнительно недавняя «Молитва офисного работника» (The Office Prayer): «Господи, дай мне спокойствие духа, чтобы принять то, чего я не могу изменить; дай мне мужество изменить то, что мне не по нраву; и дай мне мудрость спрятать тела тех, кого я убью сегодня, ибо они достали меня. А еще помоги мне, Господи, быть осторожным и не наступать на чужие ноги, ибо над ними могут быть задницы, которые мне придется целовать завтра».
Вот еще несколько «неканонических» молитв:
«Господи, огради меня от желания высказываться всегда, везде и обо всем» – так называемая «Молитва на старость», которая чаще всего приписывается знаменитому французскому проповеднику Франциску Сальскому (1567–1622), а иногда и Фоме Аквинскому (1226–1274). На самом деле она появилась не так уж давно.
«Господи, спаси меня от человека, который никогда не ошибается, а также от человека, который дважды делает одну и ту же ошибку». Эта молитва приписывается американскому врачу Уильяму Мейо (1861–1939).
«Господи, помоги мне отыскать Твою истину и убереги меня от тех, кто уже нашел ее!» (Автор неизвестен).
«О Господи – если ты существуешь, спаси мою страну – если она заслуживает спасения!» Так будто бы говорил некий американский солдат при начале Гражданской войны в США (1861 год).
«Господи, помоги мне стать тем, кем считает меня мой пес!» (Автор неизвестен).
В заключение – русское речение XVII века: «Господи, помилуй, да и нешто подай».
|
Николаевский художник |
|
|
|
Произведения художника-мариниста Владимира Зебека распространены по всему миру, а их счастливые обладатели живут более чем в 40 странах мира. Нет, наверное, такого ценителя или коллекционера живописи, который бы не мечтал иметь хотя бы одно произведение художника. Органика творчества художника не поддается стереотипному трактованию. Волшебник морских пейзажей, страстный певец двух могучих стихий – неба и моря, он всю жизнь бьется над разгадкой чарующей магии неба и воды. Разносторонние настроения, тончайшие оттенки лучей восхода и захода солнца, лунного сияния, отражающегося в спокойной воде, борьба стихии и их мирная гармония – все подвластно его магическому перу. Часто в сюжетах полотен присутствует человек (явно или косвенно) в его вековой борьбе или содружестве с природой. Художник от Бога, он творит божьим провидением. Зебека часто сравнивают с Айвазовским. Однако сравнение двух великих – напрасный труд. Никто не даст однозначного ответа на вопрос, кто лучше – Вагнер или Чайковский, Репин или Суриков? Айвазовский – гениальный фотограф и прозаик моря, Зебек его романтик и поэт. От туманов времени появляются пейзажи Владимира Зебека. Как и знаменитый английский живописец J.M.W.Turner (1775-1851), Владимир Зебек преподносит отношение человечества к морю через игру света, который находится непосредственно между драмой причудливой живописи пейзажа и тонкостью импрессионизма. Его собственное мистическое восприятие и выражение мира - уникально.
|
ПАМЯТНИКИ |
Сколько разных памятников наставило человечество любимым артистам и их героям и не сосчитать, но мы всё-таки попробуем. Представляем вашему вниманию памятники, стоящие в разных городах бывшего СССР. В Москве, например, можно лицезреть памятник, установленный в честь знаменитого клоуна – Юрия Никулина. Он изображен рядом с автомобилем. Если присмотреться, то можно увидеть, что носки его ботинок отполированы до блеска. Наверняка считают, что это счастливая примета. Чего только люди не придумают.
Памятник Евгению Леонову в роли Доцента стоит напротив Мосфильма и делает ему «козу».
В Зеленогорске под Питером, на родине Георгия Вицина, установлен памятник Бальзаминову, роль которого сыграл мастер.
В Екатеринбурге в 2006 году, возле гостиницы «Большой Урал», был установлен памятник Владимиру Высоцкому, поющему песню Марине Влади.
Благодаря усилиям Аллы Суриковой, в Астрахани установлен пока единственный на просторах СНГ памятник Андрею Миронову. Установлен он в центре города, возле кинотеатра «Иллюзион», и изображает актера в образе мистера Фёста из фильма «Человеке с бульвара Капуцинов».
В Киеве на Андреевском спуске есть памятник героям фильма «За двумя зайцами». Проне Прокоповне (Маргарита Криницына) и Голохвастову (Олег Борисов).
Памятник Жеглову и Шарапову в Киеве.
Донецк. Памятник Сухову.
Александр Абдулов («Мастер и Маргарита») и кот Бегемот. Памятник был установлен в Москве сразу же после выхода сериала (2006 год), где Абдулов сыграл помощника Воланда — Коровьева. Потому даже если скульптор и не задумывал воплощать в этом персонаже любимого многими актера, то народ домыслил за него все самостоятельно. Мало кто знает, что через год после установки неизвестный прострелил памятнику… коленную чашечку. Памятник залатали, а стрелка, как водится, не нашли и по сей день. Из традиций: местные сатанисты носят котику… дохлых мышей!
Автор памятника — ростовский скульптор Давид Бегалов. Памятник установлен в Таганроге, на улице Фрунзе, перед домом, в котором прошло детство и юность актрисы (ул. Фрунзе, 10 в настоящее время, в годы юности Раневской — ул. Николаевская, 12). Бронзовая скульптура изображает Раневскую в роли Ляли из фильма «Подкидыш».
А в Санкт-Петербурге Остап Бендер стоит на Итальянской улице.
Памятник казачке Кларе Лучко стоит в Краснодаре.
Памятник Эллочке Людоедке, героине «Двенадцати стульев», стоит в Харькове.
Надгробный памятник народному артисту СССР Георгию Жженову.
Прижизненный памятник Иосифу Кобзону, народному артисту СССР, народному артисту Украины, лауреату Государственной премии СССР, профессору, академику Российской академии гуманитарных наук, депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ, поставили в Донецке.
Скульптура Евгения Евстигнеева в Нижнем Новгороде.
Памятник Василию Шукшину в селе Сростки Алтайского края.
Памятник ещё одному литературному персонажу – Нахалёнку – установлен в Ростове-на-Дону.
Воронеж. Памятник Котенку с улицы Лизюкова из одноименного мультфильма Вячеслава Котеночкина. Установлен в 2003 году. Адрес – Воронеж, улица Лизюкова (у Макдональдса). Скульпторы – Эльза Пак и Иван Дикунов, по эскизу школьницы Ирины Поваровой.
Памятник герою книги Ярослава Гашека, бравому солдату Швейку, установлен в 2003 году в Петербурге в Купчино. Скульпторы – А. С. Чаркин, Д. Б. Пахомов. Адрес – Балканская площадь, у магазина Патерсон (отсюда начинается улица Ярослава Гашека).
Киев радует своих жителей необычным памятником «Ежику в тумане».
В Раменском, на уютной скамеечке, расположилась Чеховская «Дама с собачкой».
Памятник Леониду Утесову в Одессе.
Киев. Памятник Леониду Быкову в роли капитана Титаренко из кинофильма «В бой идут одни старики…»
|
Турецкая поэзия |
İstanbul'u dinliyorum, gözlerim kapalı...
Орхан Вели Канык (Orhan Veli Kanik), 1914-1950 - знаменитый турецкий поэт. Родился в Стамбуле, местный, поэтому стих – домашний такой; папа у него был - дирижер симфонического оркестра – так что, что такое «слушать» - знакомо с детства. Популярнейшее стихотворение, в каждом учебнике турецкого языка, видимо, поэтому переводы неудачные очень.
Закрыв глаза, я слушаю Стамбул.
Свежо, солёно и чуть-чуть лениво
Вздыхает влажно ветерок с залива...
В далёких узких улочках пророчит
Прохладу водоноса колокольчик.
Трепещут листья в воздухе от зноя,
А в парках заплутал зелёный гул.
Закрыв глаза, я слушаю Стамбул.
Закрыв глаза, я слушаю Стамбул.
Немного шума волн и много чаек
С полётной высоты. Который век
всё так же сеть прилежно выбирает
На лодке утомленный человек.
Закат отправил волны все на берег,
и чуточку совсем не дотянул
и пеной возле женских ног уснул.
Закрыв глаза, я слушаю Стамбул.
Закрыв глаза, я слушаю Стамбул.
Прохладный гомон КапалЫ ЧаршЫ
И толпы верных у Махмутпаши,
Весенний ветер, утренний простор,
Из доков молота с железом слышен спор.
И каждый неказистый тихий двор
Взрывает крыльев голубиных гул.
Закрыв глаза, я слушаю Стамбул.
Закрыв глаза, я слушаю Стамбул.
Я слушаю свои воспоминанья,
Они совсем без знаков препинанья.
Но будет незаслуженным укор -
я сам себе не верю до сих пор.
Причал и лодки, море и Босфор.
Вдруг вечер солнце как свечу задул.
Закрыв глаза, я слушаю Стамбул.
Закрыв глаза, я слушаю Стамбул.
Вот девушка идет по мостовой.
Красива, и замечена толпой
Я слышу как ей вслед летят - и шутки,
и брань скабрезная, лихие прибаутки.
Но что-то тихо выронила вдруг -
Цветок на камни выскользнул из рук.
И безразлично - кто ей подмигнул.
Закрыв глаза, я слушаю Стамбул.
Закрыв глаза, я слушаю Стамбул.
Горяч ли лоб твой? И влажны ли губы?
Подол трепещет, как крыло у пташки,
За тонким робким деревцем фисташки
Изогнут и неслышен небесами
Восходит месяц и глядит на юг.
Закрыв глаза, я слышу сердца стук.
Я слушаю Стамбул с закрытыми глазами.
Update
|
Идея для путешествия |
|
Грустно! |
|