Роспись посуды. История и современность. Ч.1: керамика. |
Для иллюстрации этой статьи использованы работы московских мастериц ADALINA-ART (Ольга http://www.livemaster.ru/adalina-art) и Натальи Князевой из страны мастеров, текст из Википедии и сайтов http://dic.academic.ru и http://salon-bukinist.ru
.
Вазопись — орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов, выполняемая почти исключительно керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом - получила развитие ещё в крито-микенском искусстве ( Эгейская культура); вазы «камарес» (20—18 вв. до н. э.) со стилизованными, гибко круглящимися растительными узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (конец 17—16 вв. до н. э.), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э.). В 20—16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд
.
Строже по композиции были росписи ваз «дворцового стиля» (конец 15 в. до н. э.) с более мелким и геометризованным растительным орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском искусстве (14—12 вв. до н. э.) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геометрическими мотивами, спиралями) суше и лаконичней.
Выделяется два способа вазописи: вазопись по глазури и подглазурная роспись. По глазури расписывается уже готовое изделие, а подглазурная роспись наносится на предварительно обожжённое изделие. После окончания работы художника изделие покрывают слоем прозрачной глазури и вновь обжигают при высокой температуре.
В Киевской Руси глиняные изделия покрывали керамической массой с последующим горным обжигом. Эта техника называлась ангобированием.
В древней Греции Вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже — непрочными «акварельными» (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой
Геометрический стиль (9—8 вв. до н. э.; горизонтальные полосы ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, четко выявляющие тектонику вазы); «ковровый стиль» (7 в. до н. э.; полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором). В 6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т.д.), с его музыкальной чистотой контурных линий, обобщенностью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (главным образом мифологических); главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис. Около 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной вазописи
(чёрный фон и фигуры цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифологических сцен), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутренних линий. Краснофигурная В. «строгого стиля (См. Строгий стиль)» (последняя четверть 6 в. — начало 5 в. до н. э.) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига (см. Бриг). Со 2-й четверти 5 в. до н. э. в В. «свободного стиля» изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четверти 5 в. до н. э. Для В. конца 5—4 вв. до н. э. характерны декоративная пышность («роскошный стиль» — росписи Мидия и др.), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда
.
Кроме собственно Греции, В. процветает в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греческой В. находилась В. этрусков (См. Этруски). В 3—2 вв. до н. э. для греческой В. характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты
Что легло в основу стиля керамики Изника
Керамика Изника наполнена образами византийского, сельджукского искусства, искусства Сирии, Средней Азии и Ирана, вылившегося в яркий и сочный растительный орнамент тонких и прекрасных изделий. Сельджуки — богатая во всех смыслах династия западных тюрков, захватывавшая большие пространства в Азии, испытавшая расцвет искусства и оставившая после себя большое количество уникальных керамических изразцов. Художественный стиль того периода называется руми.
Рим и руми — не простое созвучие. Художественный стиль руми зародился в Риме, где мастера расписывали керамику в визайтийской технике, а сельджуки переняли его и стали называть себя Руми (то есть — римские сельджуки).
Изразцами руми украшены многие мусульманские мечети. Они лежат на стенах, как волшебный керамический ковер с затейливым восточным узором. Очень красиво.
Как выглядит мечеть с отделкой изразцами руми внутри. Обратите внимание, что плитка украшена не только орнаментом, но и каллиграфическим письмом. Фото: turkishtiles.wordpress.com
А еще можно посмотреть внутреннее убранство мечети Хала Султан Текке на Кипре (это четвертая по значимости мусульманская святыня). Изразцов там нет, но тоже очень красиво и просто. А чудесными изразцами из майолики украшена другая мечеть.
Такими бывают стены турецкого гарема. Фото: turkishtiles.wordpress.com
Расцвет керамического искусства в Изнике пришелся на 15-17 века, когда турецкие мастера гончарного дела приобрели свою особую манеру росписи и их прекрасные изделия стали узнаваемы и популярны. Этому способствовало и то, что рядом с Изником было месторождение серовато-белой глины, которая отлично подходила для производства различных видов керамики.
Сюжеты узоров керамики Изника
Изразцы и посуда Изника обычно украшены цветочными элементами: цветами лотоса, листьями, виноградными лозами, пальметтами, розетками, к которым часто добавляли изящных райских птиц и мифических животных. Искусство исламской каллиграфии тоже отразилось в керамике Изника.
Ранняя керамика Изника расписана только кобальтовой краской (темно-синего цвета). В этих бело-голубых изделиях явно ощущается влияние сине-белого китайского фарфора династии Мин. Потом в декоре керамики Изника появились и другие цвета
Видимо, южный темперамент трудно было удержать за холодной синевой кобальтовых узоров и, со временем, мастера Изника нашли способ расширения цветовой палитры (вообще, первоначальный выбор цвета был вызван спецификой производства, не все краски выдерживали температуру обжига).
Сначала к кобальту добавился бирюзовый и густой черный цвет, который использовали для тонкой и отчетливой контурной линии рисунка.Потом, в 16 веке, в узорах изникской керамики появился лилово-сиреневый и оливковый цвет. А ближе к концу 16-го века, турецкие художники смогли создать красную краску и зеленый изумрудный.
Краски на керамику из Изника наносили подглазурным способом. Сначала формировали изделие на гончарном круге или вручную (если это изразец), подсушивали его, оно становилось светло-серым. Потом покрывали белой глазурью, чтобы придать керамике сходство с фарфором. После второй сушки белый фон расписывали красками. Покрывали узор глазурью. А после обжига керамика сверкала блестящей и прозрачной слюдой глазури, что высоко ценилось в гончарном искусстве.
Изникская керамика стала отражением мастерства керамистов Османской империи. Сегодня музеи, антиквары и высоко ценят эту турецкую керамику. Она есть в коллекции Смитсоновского института и крупных музеях по всему миру.
Очень красиво, правда? Изник, керамическая тарелка, 1575 год. Фото: persiancarpetguide.com
Майолика — это вид тонкой расписной керамики, которая готовится из белой фаянсовой массы (фаянсовая майолика) или красножгущейся глины (гончарная майолика). Черепок майолики — пористый, а стенки готового изделия — тонкие и гладкие. Майолика - не обязательно плоская, часто ее украшают рельефным декором.
Рыбка. Майолика. Автор: Мария Розария Далессандро. Фото: fineartamerica.com
Красивая винтажная ваза из Италии с цветочным узором. Майолика. Фото: artpane.com
Италия, Дерута. Тарелка с изображением красотки (belle donne), майолика, примерно, 1490-1525 г.г., Британский музей. Фото: ahis335.blogspot.com
Итальянская тарелка в технике Майолика, период: 1575-1625 г.г. Фото: historyextra.com
Производство майолики начало активно развиваться в 18 веке. В 1724 году появился Московский завод Гребенщикова, который с 1740 года начал выпускать майолику с монохромной (однотонной) росписью. Этот год принято считать началом развития отечественного керамического производства. Первая майолика завода Гребенщикова была массивной, крупной, черепки получались желтовато-розового цвета, а эмаль — с синевато-белой. Первые майоличные изделия местные художники расписывали в манере китайских и западноевропейских мастеров. Майолику делали и в мастерских в Подмосковье — поселке Гжель. Думаете, это были традиционные сине-белые изделия? Вовсе нет, в те времена майолика из Гжели была, в основном, разноцветной.
Такой волшебной плиткой-мозаикой из майолики украшена соборная мечеть в Петербурге. Фото: butko.livejournal.com и phototimes.ru .
1900 г., Михаил Врубель, камин с картиной-майоликой — Микула Селянинович и Вольга, Фото: wroubel.ru
.
На Руси в давние времена Гжель была разноцветной, посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные
.
Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей
.
Статья про гжель http://www.liveinternet.ru/users/nina-1963pr/post231932120
В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д.Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод "Художественная керамика"
Подробнее про гжель см. http://www.liveinternet.ru/users/iva_black/post258647843
В заключении этого поста - интересное видео, показывающее как делать точечную роспись с обжигом
Продолжение в следующей статье
Серия сообщений "керамика":
Часть 1 - Креативная керамика от Natalya Sots
Часть 2 - Коллекция итальянской керамики
...
Часть 17 - Замечательные создания Ульяновой Натальи.
Часть 18 - Керамика Сары Сондрес.
Часть 19 - Роспись посуды. История и современность. Ч.1: керамика.
Часть 20 - Искусство золотого шва.
Часть 21 - ШВЕДСКИЙ КЕРАМИСТ И ДИЗАЙНЕР ЛИЗА ЛАРСОН (LISA LARSON)
Часть 22 - ХУДОЖНИК-ДЕКОРАТОР SUE DAVIS.
Рубрики: | дизайн |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |