-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в К_Ириша

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.02.2012
Записей: 2406
Комментариев: 353
Написано: 3455


Роспись посуды. История и современность. Ч.1: керамика.

Пятница, 06 Сентября 2013 г. 23:10 + в цитатник
Цитата сообщения Milendia_Solomarina Роспись посуды. История и современность. Ч.1: керамика

Для иллюстрации этой статьи  использованы работы московских мастериц ADALINA-ART (Ольга http://www.livemaster.ru/adalina-art) и Натальи Князевой  из страны мастеров, текст из Википедии и сайтов http://dic.academic.ru и http://salon-bukinist.ru

http://cs2.livemaster.ru/foto/large/9082094347n5611.jpg http://cs2.livemaster.ru/foto/large/ee02128348n4857.jpg .

Вазопись — орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов, выполняемая почти исключительно керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом - получила развитие ещё в крито-микенском искусстве ( Эгейская культура); вазы «камарес» (20—18 вв. до н. э.) со стилизованными, гибко круглящимися растительными узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (конец 17—16 вв. до н. э.), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э.). В 20—16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд


vazj (700x432, 275Kb) .





Строже по композиции были росписи ваз «дворцового стиля» (конец 15 в. до н. э.) с более мелким и геометризованным растительным орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском искусстве (14—12 вв. до н. э.) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геометрическими мотивами, спиралями) суше и лаконичней.

Выделяется два способа вазописи: вазопись по глазури и подглазурная роспись. По глазури расписывается уже готовое изделие, а подглазурная роспись наносится на предварительно обожжённое изделие. После окончания работы художника изделие покрывают слоем прозрачной глазури и вновь обжигают при высокой температуре.

В Киевской Руси глиняные изделия покрывали керамической массой с последующим горным обжигом. Эта техника называлась ангобированием.

В древней Греции Вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже — непрочными «акварельными» (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой





 (699x661, 89Kb)





 Геометрический стиль (9—8 вв. до н. э.; горизонтальные полосы ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, четко выявляющие тектонику вазы); «ковровый стиль» (7 в. до н. э.; полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором). В 6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т.д.), с его музыкальной чистотой контурных линий, обобщенностью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (главным образом мифологических); главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис. Около 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной вазописи 



http://cs2.livemaster.ru/foto/large/cfc2477767n5903.jpg  


(чёрный фон и фигуры цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифологических сцен), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутренних линий. Краснофигурная В. «строгого стиля (См. Строгий стиль)» (последняя четверть 6 в. — начало 5 в. до н. э.) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига (см. Бриг). Со 2-й четверти 5 в. до н. э. в В. «свободного стиля» изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четверти 5 в. до н. э. Для В. конца 5—4 вв. до н. э. характерны декоративная пышность («роскошный стиль» — росписи Мидия и др.), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда


   .


Кроме собственно Греции, В. процветает в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греческой В. находилась В. этрусков (См. Этруски). В 3—2 вв. до н. э. для греческой В. характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты
Что легло в основу стиля керамики Изника

Фото сельджукских изразцов (руми)



Керамика Изника наполнена образами византийского, сельджукского искусства, искусства Сирии, Средней Азии и Ирана, вылившегося в яркий и сочный растительный орнамент тонких и прекрасных изделий. Сельджуки — богатая во всех смыслах династия  западных тюрков, захватывавшая большие пространства в Азии, испытавшая расцвет искусства и оставившая  после себя большое количество уникальных керамических изразцов. Художественный стиль того периода называется руми.


Рим и руми — не простое созвучие. Художественный стиль руми зародился в Риме, где мастера расписывали керамику в визайтийской технике, а сельджуки  переняли его и стали называть себя Руми (то есть — римские сельджуки).




Антиквариат из Азии - керамика, стиль Руми


Антикварные тарелки с росписью Руми. Фото: people.sabanciuniv.edu


Фото сельдджукских орнаментов

Изразцами руми украшены многие мусульманские мечети. Они лежат на стенах, как волшебный керамический ковер с затейливым восточным узором. Очень красиво.





Фото мечети внутри - декорированной мозаикой - изразцами Руми (с орнаментом и вязью)


Как выглядит мечеть с отделкой изразцами руми внутри. Обратите внимание, что плитка украшена не только орнаментом, но и каллиграфическим письмом. Фото: turkishtiles.wordpress.com


А еще можно посмотреть внутреннее убранство мечети Хала Султан Текке на Кипре (это четвертая по значимости мусульманская святыня). Изразцов там нет, но тоже очень красиво и просто. А чудесными изразцами из майолики украшена другая мечеть. 



Древняя турецкая керамика руми


Похоже на ковер Фото: turkishtiles.wordpress.com


Коридор гарема, отделанный мозаикой из изразцов руми



Такими бывают стены турецкого гарема. Фото: turkishtiles.wordpress.com


Расцвет керамического искусства в Изнике пришелся на 15-17 века, когда  турецкие  мастера гончарного дела приобрели свою особую манеру росписи и их прекрасные изделия стали узнаваемы и популярны.  Этому способствовало и то, что рядом с Изником было месторождение серовато-белой глины, которая отлично подходила для производства различных видов керамики.

Сюжеты узоров керамики Изника


Изразцы и посуда Изника обычно украшены цветочными элементами: цветами лотоса, листьями, виноградными лозами, пальметтами, розетками, к которым часто добавляли изящных райских птиц и мифических животных. Искусство исламской каллиграфии тоже отразилось  в керамике Изника.



Как выглядит рисунок на керамике Изника - фото


Турция, Изник, 1540-1550 годы. Фото: wkp.maluke.com


Изник - бело-голубая (кобальтовая) керамика, ранний период в искусстве стиля


Бело-голубая ваза из Изника, 1530 год. Victoria and Albert Museum, Фото: vam.ac.uk,


Ранняя керамика Изника расписана только кобальтовой краской (темно-синего цвета).  В этих бело-голубых изделиях явно ощущается влияние сине-белого китайского фарфора династии Мин. Потом в декоре керамики Изника появились и другие цвета



http://cs1.livemaster.ru/foto/large/6642334110n5560.jpg http://cs2.livemaster.ru/foto/large/a0e2093286n2054.jpg



Видимо, южный темперамент трудно было удержать за холодной синевой кобальтовых узоров и, со временем,  мастера Изника нашли способ расширения цветовой палитры (вообще, первоначальный выбор цвета был вызван спецификой производства, не все краски выдерживали температуру обжига).





Фото узоров плитки - Изник  Красивая ваза в стиле Изник .


Узоры на изразцах  и Ваза Изника. Фото: wkp.maluke.com  и estriking.blogspot.com


Сначала к кобальту добавился бирюзовый и густой черный цвет, который использовали для тонкой и отчетливой контурной линии рисунка.Потом, в 16 веке, в узорах изникской керамики появился лилово-сиреневый и оливковый цвет. А ближе к концу 16-го века, турецкие художники смогли создать красную краску  и зеленый изумрудный.



Антиквариат из Турции - изниковская керамика


. Фото: yurdan.com





Краски на керамику из Изника наносили подглазурным способом. Сначала формировали изделие на гончарном круге или вручную (если это изразец), подсушивали его, оно становилось светло-серым. Потом покрывали белой глазурью, чтобы придать керамике сходство с фарфором. После второй сушки белый фон расписывали красками. Покрывали узор глазурью. А после обжига  керамика сверкала блестящей  и прозрачной слюдой глазури, что высоко ценилось в гончарном искусстве.


Изникская керамика стала отражением мастерства керамистов Османской империи.  Сегодня музеи, антиквары и высоко ценят эту турецкую керамику. Она есть в коллекции Смитсоновского института и крупных музеях по всему миру.






Керамика Турции - Изник, 1575 год, тарелка с цветком


Очень красиво, правда? Изник, керамическая тарелка, 1575 год. Фото: persiancarpetguide.com



Майолика — это вид тонкой расписной керамики, которая готовится из белой фаянсовой массы (фаянсовая майолика) или красножгущейся глины (гончарная майолика). Черепок майолики — пористый, а стенки готового изделия — тонкие и гладкие. Майолика  - не обязательно плоская, часто ее украшают рельефным декором. 





Как выглядит майолика - фото


Рыбка. Майолика. Автор: Мария Розария Далессандро. Фото: fineartamerica.com


А вот рыбки современной мастерицы - Аделины

http://cs2.livemaster.ru/foto/large/f7a2094702n2349.jpg http://cs1.livemaster.ru/foto/large/1ae2094695n7723.jpg  .

Изделия из майолики всегда очень красивы и уникальны. Их приятно не только разглядывать, но и брать в руки. Майолика гладкая, прохладная и немножко рельефная… попробуйте провести небольшим украшением из майолики по щеке… или потрогать кончиками пальцев. Приятно…
Цвета майолики ближе к густой медовой акварели, они вкусные и в некоторых местах — полупрозрачные. 


Как правильно ставить ударение в слове «майолика»


Это красивое слово — итальянского происхождения. Maiolica — майолИка образовалось от итальянского названия испанского острова Majolica — МайОлика, в русском варианте это — остров Мальорка. Но в русской транскрипции слово майолика произносится с ударением на вторую гласную — майОлика (или маЁлика).
Название майолика связано с Мальоркой потому, что именно через этот испанский остров в Италию и, потом, в остальную Европу попали первые майоличные произведения испано-мавританского происхождения.Майолика: итальянская ваза из Деруты


Красивая винтажная ваза из Италии с цветочным узором. Майолика. Фото: artpane.com





Майолика - фото антикварной посуды Как выглядят старинная, антикварная майолика - изразцы для печей, каминов и фасадов зданий .


Италия, Дерута. Тарелка с изображением красотки (belle donne), майолика, примерно, 1490-1525 г.г., Британский музей. Фото: ahis335.blogspot.com


Майоличные изделия покрывают двумя видами глазури: сначала — непрозрачной (с высоким содержанием олова), а потом — блестящей прозрачной глазурью (на основе свинца).Способ росписи майолики Рисунок  наносят прямо на сырую глазурь. А потом  обжигают керамическое изделие при температуре около 1000 градусов C. Традиционно, краску для росписи делают на основе глазури, добавляя в нее специальные краски — окислы металлов, которые способны выдержать высокие температуры (чтобы рисунок при обжиге сохранился). Эти окислы металлов дают цвет — желтый, зеленый, синий и фиолетовый.


Майолика - фото красивых антикварных тарелок


Итальянская тарелка в технике Майолика, период: 1575-1625 г.г.  Фото: historyextra.com


В 18 веке изобрели и другой способ росписи керамики — муфельными красками, которые можно наносить на уже обожженную глазурь. Их применяют и для росписи фарфора.

Маойлика в России

Производство майолики начало активно развиваться в 18 веке. В 1724 году  появился Московский завод Гребенщикова, который с 1740 года начал выпускать майолику с монохромной (однотонной) росписью. Этот год принято считать началом развития отечественного керамического производства. Первая майолика завода Гребенщикова была массивной, крупной, черепки получались желтовато-розового цвета, а эмаль — с синевато-белой. Первые майоличные изделия местные художники расписывали в манере китайских и западноевропейских мастеров. Майолику делали и в мастерских в Подмосковье — поселке Гжель. Думаете, это были традиционные сине-белые изделия? Вовсе нет, в те времена майолика из Гжели была, в основном, разноцветной.


Фото майолики мечети Санкт-Петербурга Фрагмент мозаики из майолики в Санкт-Петербурге, Соборная мечеть. .


Такой волшебной плиткой-мозаикой из майолики  украшена соборная мечеть в Петербурге. Фото: butko.livejournal.com  и phototimes.ru .

В те же времена в Ярославле начали изготовлять очень красивые поливые изразцы (майоликовую плитку), которыми украшали дома и храмы. А в начале 90-х годов 20 века два ярославских художника  - Евгений Шепелёв и Наталья Павлова  возродили производство майолики, превратив свою скромную мастерскую в крупное предприятие народно-художественного промысла, которое называется Ярославская майолика

.

И сейчас Ярославская майолика выпускает множество сувениров и игрушек в технике майолика, большой поток которых идет на экспорт. Теперь Ярославль считается центром производства майолики в России.

В начале 20 века многие известные художники работали в технике Майолика. Вспомните печь-лежанку, украшенную нарядными майоличными изразцами Врубеля или его фигурки и расписные блюда… Майоликой занимались и другие известные русские и западные живописцы: Васнецов, Головин, Малютик, Леже, Пикассо и Эшер.

Как выглядит майолика на камине - Врубель.


1900 г., Михаил Врубель, камин с картиной-майоликой — Микула Селянинович и Вольга, Фото: wroubel.ru


  .



На Руси в давние времена Гжель была разноцветной, посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные

точечная_на_руси1 (600x473, 240Kb) .

Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей



gzelj (700x237, 194Kb) .



Статья про гжель http://www.liveinternet.ru/users/nina-1963pr/post231932120 

В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д.Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод "Художественная керамика"

Подробнее про гжель см.  http://www.liveinternet.ru/users/iva_black/post258647843

В заключении этого поста - интересное видео, показывающее как делать точечную роспись с обжигом 

 





http://cs2.livemaster.ru/foto/large/ffd2512636n4398.jpg

Продолжение в следующей статье

Серия сообщений "керамика":
Часть 1 - Креативная керамика от Natalya Sots
Часть 2 - Коллекция итальянской керамики
...
Часть 17 - Замечательные создания Ульяновой Натальи.
Часть 18 - Керамика Сары Сондрес.
Часть 19 - Роспись посуды. История и современность. Ч.1: керамика.
Часть 20 - Искусство золотого шва.
Часть 21 - ШВЕДСКИЙ КЕРАМИСТ И ДИЗАЙНЕР ЛИЗА ЛАРСОН (LISA LARSON)
Часть 22 - ХУДОЖНИК-ДЕКОРАТОР SUE DAVIS.

Рубрики:  дизайн
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Среда, 29 Ноября 2017 г. 15:47 (ссылка)
спасибо

Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку