Цитата сообщения Matrioshka
Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 4.
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
Зал 16
Романтическое мировосприятие, вошедшее в художественное сознание в начале XIX века, сыграло огромную роль в русской пейзажной живописи и графике.
Прежде не замечаемые уголки простой природы, неожиданные ракурсы, бытовая и свето-воздушная среда, окружающая великие памятники искусства, нередко становятся источниками вдохновения для русских художников.
Сильвестр Щедрин (1791–1830), работавший в Италии, создал поэтичные и одухотворенные виды Рима, Неаполя, Сорренто и других мест. Настроениями печали, радости, томления окрашены пронизанные солнцем и воздухом изображения римских окраин, написанные Михаилом Лебедевым (1811-1837).
Сильвестр Щедрин. Водопад в Тиволи близ Рима
Сильвестр Щедрин. Колизей в Риме
Сильвестр Щедрин. Малая гавань в Сорренто близ Неаполя
Сильвестр Щедрин. Озеро Альбано в окрестностях Рима
Сильвестр Щедрин. Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто
Сильвестр Щедрин. Вид Сорренто близ Неаполя. 1825
Сильвестр Щедрин. Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827.
Сильвестр Щедрин. В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре
Лебедев Михаил Иванович. Аричча близ Рима
Лебедев Михаил Иванович. Вид в парке
Лебедев Михаил Иванович. Вид Кастель-Гандольфо близ Рима
Зал 17
Первая половина XIX века была наполнена в России событиями мирового значения. Главное из них, конечно, война с наполеоновской армией, начавшаяся в середине 1800-х и завершившаяся в 1814 году триумфальным шествием российских войск по Парижу. Война закончилась победой русской армии и оставила глубокий след, отразившийся на мировоззрении целого поколения. Искусство первых двух десятилетий XIX века прямо или косвенно выражало настроения в обществе.
В зале можно увидеть произведения Ореста Кипренского (1782–1836) – крупнейшего мастера романтического портрета. Среди них – портреты отца художника А.К.Швальбе (1804) и датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1833).
Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе
Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена
В 1809 году Кипренским написан "Портрет Евграфа Давыдова", ставший своеобразным символом раннего русского романтизма.
Портрет Евграфа Давыдова
Мечтательность и гордость, естественность и театральность, совмещаясь в образе Давыдова, передают мироощущение и манеру поведения, весьма распространенные в русском обществе периода наполеоновской кампании.
Автопортрет в розовом шейном платке
Портрет Олимпиады Александровны Рюминой, рожденной Бороздиной, жены И.Г. Рюмина
Молодой садовник
Портрет Александра Александровича Челищева. Ок. 1809
Портрет Е.С.Авдулиной
Портрет Николая Ивановича Перовского, феодосийского градоначальника, затем причисленного к Коллегии иностранных дел
Портрет танцовщицы Екатерины Александровны Телешевой в роли Зелии
Зал 18
Представленные в данном зале произведения П.А. Федотова отражают важный этап в развитии русской жанровой живописи середины XIX века. Повышенный интерес к сюжету, взятому непосредственно из жизни, характерен для всей демократической культуры того времени. В изобразительном искусстве, литературе, музыке, театре обозначились аналогичные процессы: маленькие полотна П.А. Федотова сродни ярким в бытовых подробностях и образных характеристиках повестям Н.В. Гоголя и пьесам А.Н. Островского, театральным представлениям-монологам М.С. Щепкина и песням А.С. Даргомыжского.
Все холера виновата
Павел Федотов открыл и сделал достоянием искусства жизнь так называемого третьего сословия – военных чиновников, разного городского люда. Жизненные ситуации, изображенные художником, перестают быть просто предметом описания, рассказа. Почти каждая его живописная «повесть» имеет подтекст социального характера. Ранние произведения мастера отличает юмор с долей назидательности и добрая насмешливость. Таков, принадлежащий Русскому музею вариант картины «Сватовство майора», созданный Федотовым в 1851 году.
П.А. Федотов. Сватовство майора
В поздних работах – «Вдовушка», «Офицер и денщик» – художественный язык живописца обретает метафоричность, начинает звучать нота трагического одиночества и обреченности.
Вдовушка
П.А. Федотов Офицер и денщик
Отдельную страницу творчества П.А. Федотова составляют портреты, техникой исполнения близкие к миниатюрной живописи. К лучшим произведениям портретного жанра принадлежит «Портрет Н.П. Жданович за клавесином».
Портрет Н.П. Жданович за клавесино
Своим творчеством Федотов, а вслед за ним и другие художники-жанристы 1840–1850-х годов проложили своеобразный мостик между искусством первой и второй половины XIX века.
Портрет Егора Гавриловича Флуга
Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка
Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года
Портрет O. И. Демонкаль
Портрет H. П. Чернышовой
Портрет Елизаветы Петровны Жданович(1792-1858)
Портрет М. И. Крыловой
Портрет М. П. Дружининой
Зал 19
А.К. Саврасов (1830-1897) явился одним из создателей русского лирического пейзажа, сумевшим раскрыть в своих картинах связь природы с духовной жизнью человека.
1870-е годы были для художника порой наивысшего творческого расцвета. К этому времени и относится большинство его произведений, представленных в Русском музее.
Лучшие пейзажи, созданные в этот период, − «Оттепель. Ярославль», «Весна. Вид на Кремль», «Разлив Волги под Ярославлем», − представляют собой небольшие картины, похожие по свободной манере живописи на этюды.
А.К. Саврасов Оттепель. Ярославль
А.К. Саврасов. Вид на Московский Кремль. Весна
А.К. Саврасов. Разлив Волги под Ярославлем
Очарование этих полотен заключается не в изображенном сюжете, а в тонко и поэтично раскрытом внутреннем состоянии природы. Художника привлекали мотивы, позволяющие воспроизвести переходные моменты жизни, красоту неуловимого мгновения.
А.К. Саврасов. Закат над болотом
А.К. Саврасов. Радуга
А.К. Саврасов. Степь днем
А.К. Саврасов Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен)
А.К. Саврасов. Дорога в лесу
Саврасов оказал большое влияние на русских пейзажистов конца XIX – начала XX века. После смерти мастера И.И.Левитан сказал, что «Саврасов создал русский пейзаж».
А.П.Попов (Московский)(1835-не ранее89). Москва. Берег Яузы. 1860
Л.Л.Каменев (1833-1886). Вид из окрестностей села Поречье. 1869
Зал 20
Значительная роль в развитии русской пленэрной живописи принадлежит и Ф.А. Васильеву (1850-1873). Современники видели в нем художника, который мог бы совершить переворот во всей пейзажной живописи, если бы не его ранняя смерть, последовавшая в 23 года. За свою короткую творческую жизнь, продолжавшуюся, по сути, всего пять лет, Федор Васильев оставил богатое художественное наследие, насчитывающее большое количество рисунков, акварелей и живописных произведений.
Деревня. 1869
Оттепель.
Вид на Волге. Барки
Представленные в зале полотна отражают эволюцию творчества пейзажиста от ранней работы «Деревня», до таких признанных шедевров, как «Оттепель» и «Вид на Волге. Барки», написанной во время совместной поездки на Волгу Ф.А. Васильева и И.Е. Репина, а также «Болото в лесу. Осень», одной из последних картин, созданных в Крыму уже тяжело больным художником.
Болото в лесу. Осень
В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря. 1867
Горы и море
На реке. Ветреный день.
На реке. Штиль.
Перед грозой.
Утро. 1871-1873
Эриклик. Фонтан (Крым).
Зал 21
Одним из самых популярных в академической живописи второй половины XIX века становится стиль «неогрек». В монументальных полотнах художников мир античности предстает в виде многофигурных эффектных зрелищ, кровавых драм и камерных идиллических по духу сцен.
В большой, полной драматической экспрессии картине К.Д. Флавицкого на сюжет из истории Рима периода христианских гонений «Христианские мученики в Колизее» (1862) очевидно влияние К.П. Брюллова – кумира академической молодежи середины XIX в.
К.Д. Флавицкий. Христианские мученики в Колизее
Самое знаменитое произведение Г.И. Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» (1889) являет собой своеобразную историко-археологическую реконструкцию сцены из античной жизни, представленную на фоне великолепно написанного пейзажа, передающего сочную красоту средиземноморской природы.
Семирадский Генрих Ипполитович. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине.
В античном жанре реализовал свои творческие замыслы и В.С. Смирнов. В композиции картины «Смерть Нерона» (1888), в ее звучном экспрессивно-декоративном цветовом решении отразилось не только присущее художнику живописное мастерство, но и уроки современного европейского искусства.
В.С. Смирнов. Смерть Нерона
Серия сообщений "Русский музей":
Часть 1 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.
Часть 2 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 2.
Часть 3 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 3.
Часть 4 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 4.
Часть 5 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 5.
Часть 6 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 6.
...
Часть 8 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 8.
Часть 9 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 9.
Часть 10 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 10. Заключительная.