Потому, что "приучить" - это большой жирный крест там, где должны расцвести первые цветы малышовой инициативы. Но, не буду углубляться в лирику, труба зовет! :)
Итак, годовалый наш малышик переживает большие изменения в своем восприятии себя, мира, окружающих людей.
На первом году он осваивал своё тело - процессы, органы, результаты. И к году уже все хорошо изучено. Высаживаемые голопопики получают хорошую фору здесь. Точнее - у них просто все в соответствии с возрастом. Памперсным деткам сложнее. И тем сложнее - чем меньше часов они провели до года без памперса, чем меньщше размазывали содержимое и просто ходили голяком. По моему мнению, важнее всего не собственно высаживание, а та сумма часов, проведенных без подгузника или в тканевом подгузнике. Чем эта сумма больше - тем ребенок больше готов выстроить для себя верную картину этой части жизни. Пока о горшке речь не идет, только о всем том, что связано с гигиеническими вопросами, позывы, управление сфинктерами, результаты, ощущения, реакция окружающих(!), действия, непосредственно связанные - переодевание, вытирание, подмывание и т.п.
Когда мышление выходит на новую ступень, когда ребенок начинает видеть последовательности, взаимосвязи, границы - чем больше у него набор ощущений вокруг процесса, чем больше опыта он получил, тем полнее и стройнее будет картина, которая сформируется у него в голове. Кстати, кто высаживает малышей, подтвердит - что к году дети отлично умеют управлять процессами, потерпеть чуть-чуть, дойти куда надо, волевым усилием инициировать процесс. Так что байки про "несозревшие до 3х лет сфинктеры" лично у меня давно вызывают только пятиминутку здорового смеха :))) Конечно, управление и контроль - не одно и тоже далеко, и терять контроль ребенок еще будет не раз, но управлять-то он уже отлично умеет :)
Но! годовасики , в основном, не просятся. Оно им не надо, что многие мамы отчетливо замечают. И правда, зачем ребенку на этом этапе проситься, у него все хорошо, он в гармонии с собой, откровенно наслаждается процессами и иногда результатами))) В этот момент родители могут попасться в ловушку тревоги - "надо приучать, а то..." Мамы, высаживавшие детей тоже могут попасться в эту ловушку, если воспринимают горшок как продолжение высаживания и стараются как то перейти от высаживания к горшку.
Это важный момент - высаживание надо закончить. чаще всего оно само затухает, но некоторым мамам приходится наступать на горло своему контрол-фрику :) Что касается памперсов, работает тот же момент - памперсы надо снимать и чем решительней, тем лучше. И не пытаться дальше вводить горшок по аналогии с высаживанием, т.е. слежения за ребенком "когда ему надо" , сажания его на горшок и вообще, взятия на себя ответственности и контроля в этой сфере.
Второй момент, вытекающий из первого - не учите ребенка проситься. Отдайте ему инициативу. Если он сам просит вашей помощи - отлично. Но "проситься", это второй жирный крест после "приучить" . Гигиена - это социальная норма. быть как все - очень важно для ребенка в возрасте от полутора до двух , так же важно, как проявлять инициативу - поэтому обязательно придет момент, когда малыш захочет пользоваться туалетом так же, как пользуются другие члены семьи. Если ему будет нужна ваша помощь в каких-то аспектах - он сам попросит, но смысл горшка, в общем то, именно в том, чтобы ребенок мог САМ им пользоваться. Чтобы не чувствовал беспомощности без сопровождения взрослого, а наоборот, мог ощутить себя хозяином ситуации. Горшок в этом случае выигрышней, чем к примеру, сиденье для унитаза, так какребенку надо меньше действий совершать, а значит ему проще в голове держать всю последовательность - как сесть, как встать и т.п.
Вернемся к психическим процессам: В районе года ребенок сформировал себе представление о процессах испражнения. Потом он пережил кризис года, научился подражать и вообще ориентироваться на окружающих, у него появилась потребность быть как все. И тут, оппа, приходит момент и ребенок замечает, что взрослые ходят в туалет и пользуются унитазом, а он - нет. Вот тут выступает на сцену горшок(или сиденье). горшок очень хорош тем, что можно садиться на него параллельно с родителем, сидящим на унитазе. Горшок можно представить как унитаз для детей, к примеру. Или ребенок может быть знаком с горшком как с посудой для помещения туда своих результатов, но как инструмент он горшок воспримет только сейчас.
На ура в этот момент(наступающий примерно в полтора) идет прием - поставить горшок рядом с унитазом и звать ребенка с собой каждый раз как идете в туалет. Как минимум - будет учиться садиться, как максимум - сюрприз!, дитя начнет радостно бегать на горшок ( мамы девочек этот сюрприз чаще получают, девочки более социально ориентированы)
Между годом и полутора - ничего делать в целях приучения к горшку не надо. Попался под руку вовремя - хорошо, не попался и бог с ним. А не, кое что делать все таки надо - проговаривать все процессы, ну это в принципе, вообще ко всему относится.
Дальше от полутора до двух ребенок осваивает навык - у кого то получается быстрее, у кого-то медленней, темп здесь не важен как и процент "попаданий" Важно - чтобы инициатива исходила от ребенка, даже если это происходит 1 раз в день. И второе "важно" - радоваться, когда ребенок проявил инициативу. Хвалить, "какой ты молодец, умница" - не желательно. Почувствуйте разницу между обрадоваться и похвалить - похвала это оценка, радость - это искренняя реакция, эмоциональная связь. Оценки ребенок до двух, двух с половиной плохо понимает, а эмоции - отлично. Эмоции его мотивируют намного лучше и не формируют зависимость от оценок.
Ближе к двум (1,8-1,9 - 2) на ребенка находит период педантизма и наступает следующая ступень, когда ребенок начинает в большем количестве случаев ходить на горшок самостоятельно и если уж авария - то это действительно промах, неудача в восприятии ребенка. А до этого момента - он не воспринимает лужи как неудачу, скорее наоборот, как норму, а горшок - как успех, как свершение "О! Я пописал в горшок, Получилось, смотрите!" :)))
А вот когда ребенка накроет духом порядка- тогда горшок станет нормой, "так должно быть всегда" :) Вот и все, собственно говоря. Социальный навык освоен, ребенок преисполнен уверенности в себе - как же, он же может делать все так как положено, как все, он это контролирует, он вписался, он член стаи :)
В заключение, подведу черту в виде выделения критериев готовности ребенка к самостоятельной гигиене:
1. хороший контакт со своим телом - все изучено, ощупано, много разнообразного опыта для всех органов чувств.
2. Социальная готовность - прожитый кризис года, выраженная эмоциональная потребность быть как все, опыт разнообразной совместной деятельности.
3. Энергия дерзновения - ребенок свободно проявляет инициативу и получает поддержку .
4. Период "тишины" - отсутствие контроля со стороны взрослых и возможность для ребенка увидеть свои отличия от поведения взрослых.
Со стороны родителей освоить горшок будут помогать такие действия:
1. Ослабление контроля.
2. Укрепление в ребенке энгергии дерзновения, поддержка инициатив
3. Разнообразная бытовая совместная деятельность, тренирующая способность к подражанию.
P/S По поводу снятия памперса -чем ближе к двум годам снимается памперс, тем меньше должен быть контроль, так как к двум у ребенка период ярко-выраженного эгоцентризма, стремления к самостоятельным действиям и протеста против вмешательств. Чем ближе к двум - тем легче пережать контролем и получить сопротивление. Если нет возможности решительно снять памперс и дать ребенку время на самостоятельный опыт, то стоит снимать памперс каждый раз когда есть возможность и отложить освоение ребенком самостоятельной гигиены примерно до двух с половиной, а именно до того момента, когда будет пройден кризис трех лет и ребенок вступит в следующую фазу, когда ему снова станет важно чтобы его поведение соответствовало общепринятым стандартам.
Интересные комментарии:
"Высаживание важнее для отношений с мамой. Когда мама высаживает малыша, они оба получают прекрасный опыт взаимодействия, близости, принятия друг друга. Но все это не для того, чтобы научиться самостоятельной гигиене - высаживание это процесс ради процесса. Социальные нормы - они уже про другое, они не ради процесса, они ради похожести. Голопопство важнее именно для освоения нового навыка, для которого важнее инициатива, чем отношения с мамой.
самостоятельная гигиена, с точки зрения психики ребенка, это совсем другая область, высаживание - это способ отношений мамы и ребенка, он рано или поздно становится неактуальным. Типа как грудное вскармливание. Однажды они отваливаются :) закончить высаживание - это когда оно перестает быть выражением близости, слияния, понимания без слов. Потому что с какого-то момента слова становятся важнее для отношений. А для ребенка становится важнее делать это самостоятельно. как правило это случается раньше, чем ему становится важно делать это самостоятельно и так, как принято у окружающих.
Некоторые мамы высаживают на горшок с полугода, как научится сидеть. То есть посадить на горшок вместо высаживания - вполне допустимо. Но в любом случае для ребенка придет момент, когда он захочет делать это самостоятельно и скорее всего - не в горшок. будет отказ, или ребенок не будет проситься. Когда тужится сажать на горшок тоже можно, если не делать это пунктиком. Тут еще важно не дергать ребенка, если он уже начал какать или писать. Раз уж начал - то пусть. Если только собрался и не отказывается сесть на горшок, то почему бы и не предложить."
К теме контролирования процесса писанья "Я бы на вашем месте попробовала так.: Все свои расстройства по поводу луж спрятать поглубже, отрастить дзен и попробовать походить за ребенком со стаканчиком, то есть вы начинаете подкарауливать момент начала писания, и как только видите что потекло - подставляете стаканчик(благо с мальчиками это просто) , молча, без лишних слов, без побуждений,без упоминаний горшка. Если ребенок перестал писать как стаканчик подставили - ничего не говорим, убираем стакан и ждем следующий попис, если продолжает писать и до конца доводит дело - бурно радуемся. Не хвалим, а просто радуемся, ура ура, отправляемся с ребенком и со стаканом выливать плоды своей деятельности в унитаз и смывать. Если получится несколько раз довести дело до конца со стаканчиком, позитивно все обставить и заинтересовать процессом "писаю-выливаю в унитаз-смываю-и вообще я при деле" - думаю лед должен тронуться."
"Смысл ловли стаканчиком в том, чтобы привлечь внимание ребенка к процессу и ощущениям при начале мочеиспускания. Ощущение после он скорее всего уже знает, а вот ощущение начала многим детям бывает трудно отследить. Стаканчик привлекает внимание сначала к середине процесса и поселяет в голове ребенка мысль что результаты своих процесов надо бы помещать в какую нибудь емкость,(и вообще МОЖНО помещать в емкость) и мама в этом заинтересована. Полуторагодовалому ребенку наиболее доступная форма что-то объяснить - это действие.
то есть ребенок заинтересовывается, начинает эксперименты с тем, куда бы написать, а затем и следующий шаг - писает куда положено :)"