-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Шармель

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.01.2012
Записей: 3330
Комментариев: 77
Написано: 3424


>О МЕДАХ НА РУСИ

Среда, 07 Ноября 2012 г. 11:37 + в цитатник
Цитата сообщения макошь311 О МЕДАХ НА РУСИ

 


Редкая русская народная сказка не оканчивается присловьем:
 
И я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не подало!
 
Что же это за мёд такой, который пили да нахваливали наши предки?

Появился этот напиток на славянской земле в незапамятные времена.  
 
Как утверждает А. В. Терещенко, его «введение современно первоначальной истории славян».
 
Уже в древних русских литературных источниках мёд упоминается как напиток широко известный и почитаемый народом. Вспомним ещё раз, что Лаврентьевская летопись сообщает, как в 945 году княгиня Ольга велела древлянам наварить много мёда, якобы для того, чтобы справить тризну по убитому ими князю Игорю. Трагическая роль, которую сыграл мёд в коварном спектакле, разыгранном мстительной супругой погибшего князя, свидетельствует о том, что в те времена русичи умели готовить довольно крепкие меды.
 
Та же летопись рассказывает о грандиозном пире, устроенном в 996 году в честь Ольги князем Владимиром. Князь приказал сварить для вира 300 бочек меда. Кстати, отмечается, что варили мёд специальные медовары. Мёд был обязательным напитком праздничной трапезы тогдашней знати.
 
В «Житии Феодосия» рассказывается, как Феодосий потчевал в Киево-Печёрском монастыре князя Изяслава Ярославича. Он приказал подать князю ужин, но скупой монастырский ключник ответил, что «мёду не имам, еже на потребу пити и сущим с ним». Такой ответ не удовлетворил гостеприимного старца, и, помолившись, он приказал ключнику: «Иди и неси, елико ти на потребу князю и сущим с ним, и ещё же и братии подай от него, да пиют».

Кстати, монастырские меды пользовались особой славой, а сами монастыри были наиболее крупными их производителями. Особенно возросла роль монастырей в производстве медов после того, как в XV веке великий князь Московский Василий III запретил их варить свободно, отдав этот выгодный промысел в руки государства и церкви.

Наиболее крупным производителем «питий», в том числе и мёда, долгое время оставался Троице - Сергиевый монастырь (возле Холмогор).
 
Вот как описывает подвалы этого монастыря один из посетивших его иностранцев: в несколько рядов были расставлены бочки огромных размеров, неизмеримой величины, высотою более 2 метров, конусообразной формы, с расширенным основанием. Каждая бочка содержала до 7 т. жидкости. И таких подвалов было много... Все бочки стояли доверху наполненные пивом, мёдом, вином, квасом и фруктовыми соками. Они словно вросли в землю своей многотонной тяжестью, неподвижные, огромные, сделанные из старинного дуба, окованные железными обручами.

Мастерство монастырских медоваров, квасоваров и кулинаров было настолько высоко, что царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ним на выучку своих поваров.

Мёд оставался самым любимым напитком русских вплоть до конца XVII века. (В эпоху Петра I меды уходят на второй план, а их место занимают заморские вина и водки). В значительной мере это связано с тем, что суровый климат страны не позволял активно развивать виноградарство и как следствие виноделие. Однако, безусловно, немаловажную роль играло и отменное качество самих медов, огромное их разнообразие.

Каких только медов не делали наши мудрые предки: мёд простой, пресный, красный, белый, боярский... Однако все их по способу производства разделяли на варёные и ставленные.
 
Варёные меды готовили, как видно из их названия, с помощью тепловой обработки, а ставленные - холодным методом. В самом общем приближении технология приготовления варёных медов была такова: медовый сот разводили тёплой водой и процеживали сквозь частое сито, чтобы отделить примеси воска. В процеженные меды добавляли хмель (полведра на пуд мёда) и варили до тех пор, пока жидкость не уваривалась до половины. После этого её выливали в медную посуду, охлаждали и бросали в неё ржаной хлеб, намазанный патокой и дрожжами. Когда смесь начинала бродить, её сливали в бочки. Бочки укупоривали и спускали в ледник, где их выдерживали довольно длительное время.

В домашнем быту очень ценили ставленные меды, которые готовились из мёда и свежих ягод: смородинный, вишнёвый, малиновый, черничный, ежевичный и другие.

Эти меды вызывали неизменный восторг у иностранцев, посещавших Россию. Вот какую запись в своих воспоминаниях о путешествии по земле Московской оставил Олеарий:
 
«Великолепный и очень вкусный мёд они варят из малины, ежевики, вишен и др. Малинный мёд казался нам приятнее всех других по своему запаху и вкусу. Меня учили варить его следующим образом.
Прежде всего, спелая малина кладется в бочку, на неё наливают воды и оставляют в таком состоянии день или два, пока вкус и краска не перейдут с малины на воду.
Затем эту воду сливают с малины и примешивают к ней чистого, или отделённого от воска, пчелиного мёду, считая на кувшин пчелиного мёду 2, или 3 кувшина воды, смотря по тому, предпочитают ли сладкий или крепкий мёд.
Затем бросают сюда кусочек пожаренного хлеба, на который намазано нежных и верхних дрожжей, когда начнётся брожение, хлеб вынимается, чтобы мёд не получил его вкуса, а затем дают бродить ещё 4 или 5 дней.
Некоторые, желая придать мёду вкус и запах пряностей, вешают в бочку завёрнутые в лоскутах материи гвоздику, кардамон и корицу.
Когда мёд стоит в тёплом месте, то он не перестаёт бродить даже через 8 дней. Поэтому необходимо переставить бочку, после того как мёд уже бродил известное время, в холодное место и оттянуть его от дрожжей»
 
Для улучшения вкуса и цвета в мёд добавляли свежий ягодный или фруктовый сок. Разбавленный соком мёд почти не содержал алкоголя и служил прекрасным витаминным напитком. Хранили готовый мёд в ледниках, где он долгое время оставался свежим, и крепость его не повышалась. По мере надобности мёд из бочек отливали в медную ёмкую посуду, а из неё уже в небольшие сосуды для подачи на стол.

Крепость медов была разная, в зависимости от назначения напитка. Наряду со слабоалкогольными готовились и довольно крепкие хмельные меды. Однако они не шли ни в какое сравнение с вытеснившей их водкой. Меды были неизмеримо слабее, обладали приятным вкусом, ароматом и массой полезных свойств. Уже давно не варят медов на Руси. А жаль!

Кстати, все знают, что означает выражение «медовый месяц», а вот откуда оно пошло, известно далеко не каждому.
 
В древности существовал обычай, в соответствии с которым для вступающих в брак специально варилась слабоалкогольная медовуха. Молодые пили её не только на свадебном пиру, но и 30 дней после него. Никаких других более крепких напитков пить не дозволялось.
 
Отсюда и пошло выражение «медовый месяц», жаль, что об этом мудром обычае не знают многие современные молодожены.

В. М. Ковалев, Н. П. Могильный, ”Русская кухня: традиции и обычаи”
Рубрики:  пчелы их продукты
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку