-Цитатник

Вечный православный календарь на каждый день Вам в дневник. - (0)

Вечный православный календарь на каждый день Вам в дневник. Вечный православный календарь.ПРАВОСЛ...

=Andrea Bocelli - тот, кто видит сердцем= - (0)

=Andrea Bocelli - тот, кто видит сердцем= Andrea Bocelli - популяризатор оперной музыки. Певец,...

Аквариум flash-эпиграф с часиками для Вас! - (10)

Аквариум flash-эпиграф с часиками для Вас!  

Иллюзии маслом - (1)

Иллюзии маслом На картинах британского художника Ника Саймона все не так, как кажетс...

"Улитка" из лаваша с творогом - готовится просто, быстро и получается очень вкусно и красиво! - (0)

"Улитка" из лаваша с творогом - готовится просто, быстро и получается очень вкусно и красиво! Кра...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Людмила_Унгвицкая

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.10.2011
Записей: 15069
Комментариев: 1061
Написано: 17635


Святая Екатерина – жизнь, продолжающаяся в искусстве

Среда, 04 Апреля 2012 г. 18:27 + в цитатник
Цитата сообщения Алейла Святая Екатерина – жизнь, продолжающаяся в искусстве

В Петербурге Святая Екатерина известна хорошо и, причем не только по храмовым постройкам в ее честь. Стоит вспомнить хотя бы о том, что еще в XVIII веке Екатеринами звались целых две императрицы, одна из которых, хоть и не была святой, все же единогласно и беспрекословно считалась Великой. Но и Первая Екатерина прославилась не на шутку: во-первых, потому что была обожаемой женой самого Петра, а во-вторых, потому что во время незадавшегося турецкого похода своего благоверного мужа в 1711 году пожаловала на откуп басурманам свои драгоценности, избавив тем самым армию от разгрома, а страну от позора.

Это замечательное событие послужило хорошим поводом для того, чтобы учредить соответствующий орден. Награда вводилась с 1714 года, и чудесным образом напоминала о том, что если бы не бриллианты, то никакие пушки уже бы не спасли. Петр торжественно вручил награду своей жене, восполнив тем самым пробел в драгоценностях, а дальше у ордена началась уже совсем другая история.

 

http://i901.photobucket.com/albums/ac215/spbstarosti/Saint%20Catherine/0002.jpg

Орден св. Екатерины считался исключительно «дамской» привилегией, и стал высшей наградой для знатных представительниц прекрасного пола в России. Одной из обладательниц ордена была, конечно же, Екатерина II, другой – княгиня Дашкова, директор Академии наук, и тоже, кстати, Екатерина. Две отличительные степени ордена разделяли счастливых обладательниц награды на дам большого креста и кавалерственных дам.

 

На овальном медальоне ордена можно увидеть как раз ту самую святую Екатерину, о личности которой и пойдет речь чуть позже. В руках она держит большой белый крест, а латинская надпись на нем гласит: «Господи, спаси государя». С другой стороны медальона могучие орлы истребляют гадких змиюк, защищая тем самым свое гнездо от разорения. Здесь по-латински можно прочесть: «Трудами сравнивается с супругом», в чем нельзя не увидеть прозрачный намек на Екатерину I.

При Павле большой крест ордена украсили бриллиантами, а меньший алмазами. Император щедро жаловал знаки ордена всем великим княжнам при их крещении, а великим княжнам, принадлежавшим к императорскому дому – в день совершеннолетия. Огромная честь носить большой крест ордена была предоставлена только двенадцати русским дамам, состоявшим в ближайшем окружении императрицы. Число кавалерственных дам с меньшим крестом ордена не должно было превышать девяносто четырех, и среди них могли быть не только русские, но и иностранки. Поскольку круг лиц, которым жаловался орден св. Екатерины, был довольно ограничен, до наших дней дошло не так много знаков его отличия. Царствующая императрица была орденмейстером ордена, а супруга наследника престола – диакониссой. Орденский праздник отмечался каждый год, и проходил он в церкви Таврического дворца.

Орденской церковью для дам, носивших знаки ордена, был храм Святой Екатерины при Училище для воспитания благородных девиц в Петербурге. Однако то была далеко не единственная церковь в городе, посвященная этой чтимой всеми горожанами святой: были среди них и православные, и католические, и лютеранские храмы.

***

Теперь настало время поговорить о том, кем же была святая Екатерина, и что это была за личность, сила которой осталась в веках и воплотилась во многих памятниках искусства. Говорят, что «нет ни одной святой, которой бы слава была менее известна в первые века после гонений, а в последующие века громче не только в Восточной, но и в Западной церкви». День памяти Святой Екатерины совершается 7 декабря или 24 ноября (по Юлианскому календарю) в Православной церкви, и 25 ноября — в Католической. Однако заметим, что этих святых было в истории на самом деле две, одна из которых жила еще в первые века христианства, а другая уже в средневековье. Судьбы их похожи, но образы у них разные.

Екатерина Александрийская жила в III веке н.э. Доминиканский монах Иаков Ворагинский, хоть и не был знаком с ней лично, но все же очень живо описал ее жизненный путь в своей «Золотой Легенде» — собрании христианских легенд и житий 1260 года издания.

Как гласит легенда, Екатерина была, конечно же, красива, богата, образованна, что легко объясняется ее общественным положением дочери самого Ксантоса – правителя Египетской Александрии. Не исключено также, что принцесса отличалась еще и капризным характером, ибо всем своим многочисленным женихам дала от ворот поворот, гордо заявив при этом, что будет принадлежать лишь тому, кто превзойдет её в знатности, богатстве, красоте и мудрости. И лишь древний старец смог открыть деве тайну, что достойный её жених принадлежит к Горниму миру.

 

Вслед за этим был сон, и во сне она увидела младенца, сидевшего на руках у Девы Марии. Но отвращал он свой лик от Екатерины и даже разговаривать с ней не хотел, так как была она язычница.

Надо было принять крещение, что Екатерина покорно и сделала, и уже в следующем сне Младенец Христос был не так суров: он ласково на нее посмотрел и вручил перстень своей духовной невесте. Проснувшись, Екатерина и правда увидела на пальце кольцо, и стало оно бесспорным доказательством реальности происходившего.

В живописи этот сюжет называется «Обручение Св. Екатерины» и часто встречается у мастеров эпохи Итальянского Возрождения (особенно у художников венецианской школы). Обычно коленопреклоненная святая изображается перед Мадонной с Младенцем, надевающим Екатерине на палец кольцо.



На этом история не заканчивается, потому что в Александрию прибыл Максимин, племянник римского императора Максимиана (307—308 гг.), яростного ненавистника христиан. Тут интересы Екатерины и Максимина столкнулись на религиозной почве, и начались нескончаемые теологические рассуждения о том, чья вера правая. Неугомонная Екатерина никак не хотела оставить в покое бедных язычников, и пришлось Максимину призвать на помощь всю мощь античной философии в лице пятидесяти мудрецов. Каким-то чудеснейшим образом Екатерина философов обратила в христианство, за что Максимин приказал их сжечь. Еще одна версия легенды гласит о том, что отступников не сожгли, а посадили на кол и что причиной спора стала отвергнутая страсть гордого римлянина, отчего результат совсем не меняется.

В общем, исход был таков: дева оказалась в темнице, и для нее было придумано особое орудие пыток — четыре колеса с железными шипами. Святую привязали к этим колесам, но тут вмешался удар молнии, сокрушивший адскую машину. И уже ничего другого не оставалось Максимину, кроме как отрубить деве голову.

Э ту сцену изобразил знаменитый художник Л. Кранах Старший. На его «Алтаре Св. Екатерины» (1506) показаны коленопреклоненная святая, колесо, сокрушаемое молнией, язычники, проваливающиеся в ад, и император, вынимающий из ножен меч.

 

Свою версию произошедших в древности событий представил в виде гравюры и неподражаемый гений Северного Возрождения Альбрехт Дюрер.

Св. Екатерину изображают также с пальмовой ветвью мученицы, иногда в короне, держащей в руках книгу, на страницах которой написано: «Ego me Christo sponsam tradidi» (лат. «Я вверила себя Христу как невеста»). Св. Екатерина с математическими и астрономическими инструментами олицетворяет александрийскую ученость. Встречаются композиции, представляющие рядом Святых великомучениц Екатерину, Варвару, Марию Магдалину, Екатерину Сьенскую, Урсулу.




Своя традиция изображения святой сложилась и в православной иконографии: она берет начало еще в византийской живописи. Один из самых ярких примеров — икона «Святая Екатерина со сценами жития». Произведение принадлежит к типу житийных икон, где центральное портретное изображение святой окружено клеймами со сценами из ее жизни и духовных подвигов.

После казни святой Екатерины тело ее исчезло. По преданию, мощи ее были перенесены ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя.


Три века спустя, в середине VI века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору и нашли там останки святой Екатерины, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в церковь. После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространением её культа монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь Святой Екатерины.


***

Что касается еще одной святой Екатерины, то та носит имя Екатерина Сьенская. Была она католической монахиней доминиканского ордена и жила уже в XIV веке. Она во многом повторила путь своей святой предшественницы. К примеру, в жизнеописании Екатерины Сьенской есть эпизод о видении ей Девы Марии с Христом. Под влиянием иконографии Св. Екатерины Александрийской в итальянской живописи сложился идентичный сюжет «Мистическое обручение Св. Екатерины Сьенской»: святая показана коленопреклоненной перед Мадонной с Младенцем либо перед взрослым Христом, надевающим ей на палец кольцо. В результате, иной раз очень сложно определить, какая именно святая изображена на картине. Помогают атрибуты: Екатерина Сьенская была монахиней, а Александрийская — принцессой, поэтому одна из них может быть изображена в рясе, а другая изображается в роскошных одеждах и царском венце.

 

 

Примером того, насколько сложно порой «отделить» двух святых исключительно по атрибутике, может послужить удивительная картина итальянского художника Барна да Сиена. К счастью, здесь на помощь приходит имя самого художника, работавшего городе Сиена (Сьена).

***

Возвращаясь к храмам во имя святой Екатерины в Петербурге, назовем некоторые из них. Прежде всего, это постройка архитектора Михайлова Второго на северной стороне Васильевского острова, близ набережной Малой Невы, о которой уже неоднократно шла речь ранее в предыдущих публикациях.

Серия сообщений "биографии":
актеры балерины опера мюзикл шоу-бизнес
Часть 1 - Божественная Мария Каласс
Часть 2 - Танцовщица эпохи модерн Руфь (Рут) Сен-Дени.
...
Часть 45 - Мифы и история. Вольфганг Амадей Моцарт
Рубрики:  История1

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку