Офисные хомячки все бегают в своем колесе, с завистью оглядываясь на владельцев собственного бизнеса, но продолжают день за днем работать «на дядю». И придумывают очередной аргумент, чтобы оправдать свое бездействие. Развейте мифы офисного планктона вместе с Андреем Стадником на E-xecutive.ru.
Тяжкая судьба офисного планктона, или Семь причин работать «на дядю»
Вернее, даже не судьба, а состояние души, напоминающее Премудрого пескаря из сказки Михаила Салтыкова-Щедрина. При этом собственная ущербность, лень, трусость – есть конформизм, возводящийся уже в ранг своеобразной философии.
Обожаю общаться с офисным планктоном. Среди этой массы попадаются весьма потешные экземпляры. Но если возведенного в квадрат корпоративной средой клерка разделить на два, из полученного результата изъять деловой костюм и вывести из мира чужих интересов за руку, то в результате этой простой математической операции получим обычного человечка со всеми сопутствующими атрибутами – неуверенностью, комплексами, наносными понтами и общей бестолковостью.
Офисные хомячки выдумали себе десятки убедительных аргументов о том, что создание собственного бизнеса – это не для них, и почему в этой стране нельзя заниматься предпринимательской деятельностью. Этой истине «в последней инстанции» они учат своих детей, обсуждают ее с коллегами-единомышленниками в пивбаре, выскочив из офиса ровно в 18.00 , любимым развлечением на рабочих местах считают просиживание в «Одноклассниках», и с пеной у рта доказывают непогрешимость своих истин в чужих блогах, прикрываясь анонимными никами. Их периодически гложут мысли о создании собственного бизнеса. Грызть-то грызут изнутри, но в основном все эти желания оканчиваются пшиком.
Общий ассортимент аргументов, почему надо работать на дядю и не помышлять о предпринимательстве – довольно внушительный. Ниже приведены несколько «аксиом», которыми обычно оперируют лемминги, чтобы ничего не делать. А поскольку, в силу специфики собственного бизнеса, мне эти вопросы задают почти каждый день, то сложились уже расхожие штампы, которые повторяю всем, как какую-то мантру.
1. Нет особенных идей для бизнеса
Полностью неповторимых идей давно уже нет, да и быть почти не может (за крайне редким исключением). Но вы не Цукерберг, и даже не тот парень, чей стартап купил Google за несколько миллионов.
Преимущество на рынке достигается не нахождением свободной ниши, а завоеванием имеющихся за счет активного продвижения, качества обслуживания клиентов, расширением ассортиментной линейки, отсутствия в своем штате офисного планктона. Кажется, у Котлера была эта фраза: «Человек, который покупает у вас перфоратор — на самом деле покупает не перфоратор, а дырку в стене в нужном для него месте и в удобное для него время».
2. Нет стартового капитала
И что? Начинать надо с нуля. В любом деле необходима голова на плечах, умение и желание работать по 30 часов в сутки, и только в последнюю очередь деньги. В любом случае основным капиталом есть бесценный опыт, остающийся даже после того, если бизнес не пойдет. Не пошел этот – пойдет следующий. Есть сотни различных видов деятельности, при которых серьезный стартовый капитал попросту не нужен. К примеру, продажа услуг.
Что же касается извечного вопроса – на что жить, пока бизнес находится в стадии становления, то надо задать себе вопрос, а в чем заключается это становление? В большинстве случаев это время, потраченное на продвижение себя любимого на рынок и достижение определенной узнаваемости. Создать сайт своего нового бизнеса, заняться его продвижением, размещать объявления, релизы, статьи о своих услугах и продуктах можно и без отрыва от основной работы. А ночи и выходные для чего нужны настоящему стартаперу? Впрочем, если здоровый сон хомячкам важнее – значит, не судьба.
Как правило, все успешные истории начинались с небольших заработков, из которых потом вырастали финансовые империи. Билл Гейтс, ведь тоже начинал с простеньких программ, а не бегал по банкам в поисках кредитов. Жилетт сделал сначала свои первые три одноразовых бритвы, и ездил их продавал. Форд в обычном гараже клепал свой первый автомобиль, и так далее. Хотя многим проще придумать что-то глобальное, а потом пенять на весь мир за непонимание, и непризнание себя любимых.
Кстати, еще о деньгах. Взгляните, сколько с 2008 года в Украине осталось не введенных в эксплуатацию недостроев. Сколько гуляет земли вокруг Киева с коммерческим и производственным целевым назначением. Сколько миллиардов долларов было вложено во все те проекты? Помог тем девелоперам их капитал? Нет, не помог.
Ошибаются все. Но, как по мне, лучше войти в проект с нуля, а в случае ошибки, выйти из него в ноль, чем всю жизнь бегать от разгневанных инвесторов.
3. Идею обязательно украдут или конкуренты, или инвесторы
А с чего такая самоуверенность? Кому вы нужны со своей мега гениальной идеей? Разуйте глаза. В интернете полным-полно сайтов, на которых таких идей бизнеса вагон и маленькая тележка.
Воровство идеи в чистом виде в 99% случаев – это добровольная лицензия на идиотизм. Укравший сам ее и будет расхлебывать. Голая идея, не подкрепленная опытной командой, не стоит ничего.
Актив – это не сама идея. Это уровень профессионализма руководителя и всего коллектива, месторасположение, клиентская база, лояльность потребителей к вашей торговой марке, сбытовые и производственные технологии. Взять тот же Google или Facebook. Они ничто, мыльный пузырек без команды. Уйдет команда, и их не станет.
Да и вообще, а что вы можете придумать действительно революционного? Над революционными идеями работают в Кремниевой долине огромные штаты специалистов. В крупных компаниях существуют собственные отделы разработок и внедрений, где сидят профессионалы и за зарплату придумывают направления, пути развития, ноу-хау и тому подобное.
Не стоит равняться на полусумасшедших отечественных изобретателей, которые выстрогали из дерева некий девайс, прилепили к нему дверной звонок с батарейкой, обозвали прототипом вечного двигателя, и теперь
заваливают все инвестиционные форумы идеей о прорыве в нанотехнологиях. Подобные персонажи из года в год носятся с идеями и проектами (каждый месяц с новыми) в поисках миллионных инвестиций, но в тоже время зачастую даже не в состоянии заплатить за свой кофе. А еще по секрету рассказывают всем подряд о гениальности своей идеи, но только это тайна, потому что ЦРУ уже за ними следит.
Знаю, у многих на старте появляется мысль свою идею запатентовать. Но вот только забывают о том, что ее запатентовать невозможно. Нигде в мире сама идея законами не охраняется. Охраняется только форма ее материального воплощения. А кроме того, патентование в любом виде – это на самом деле только доведение до заинтересованных людей информации за свои же деньги. Ни один патентообладатель серьезной разработки не получал еще за свое положенного вознаграждения. А если и получал, то всего лишь тысячную долю от обещанного или положенного.
Небольшой камень в сторону патентных поверенных. Те, кто предлагают патентовать ноу-хау, ничего стоящего в жизни не патентовали, кроме дизайнов и торговых марок. Все предложения о патентовании инноваций, есть только реклама своих услуг (притом без ответственности за предложенное). Любой серьезный патент можно перепатентовать.
4. Сложности в регистрации ООО или ИП
Да. Утверждают и такое. Мол, как это сложно. Любая юридическая компания на Украине зарегистрирует организацию любой формы собственности под ключ за две недели за 2000 грн.
Хотя все-таки лучше поднять задницу с дивана и заглянуть в ближайшую администрацию в отдел регистраций. Переписать со стенда в холле всю исчерпывающую информацию и за шоколадку попросить у регистратора форму типового устава, а заодно пробить на оригинальность названия вашей новой транснациональной корпорации. Дальше все идет как по нотам.
В виде ремарки, имею на этот счет собственное мнение, которым не премину поделиться. Юридическое лицо – это еще не бизнес, а всего лишь инструмент, позволяющий официально вести хозяйственно-расчетную деятельность. Многие, не имея еще ничего, первым делом думают о регистрации предприятия, забывая о том, что это накладывает ответственность ежемесячной сдачи отчетности по НДС и пенсионному фонду, а раз в квартал еще и по всем остальным. Кроме того, с первого же дня автоматически появляются финансовые обязательства по социальным налогам на зарплату директора (пусть она и минимальная). Именно по этой причине в одном только Киеве за неподачу отчетности в 2011 году через суд была отменена государственная регистрация более 10 000 субъектов.
Регистрировать предприятие следует тогда, когда в этом возникает реальная необходимость (к примеру, на горизонте стали появляться первые клиенты). Кстати, платежи первых покупателей можно пропустить и через счета дружественных компаний. Есть там одна деталь. Необходимо, что бы у этих организаций в регистрационных документах был прописан соответствующий код КВЭД. Не думаю, что ваш товарищ, директор строительной компании, согласится принять платеж за проведение вами для клиента маркетингового исследования.
5. Для того чтобы заняться бизнесом, надо специализированное образование (хотя бы MBA)
Полная ерунда. Образование (тем более бизнес-школы) не есть показатель грамотного специалиста. Оно дает что угодно, кроме практики и опыта, а знание наизусть трудов Адама Смита, Кейнса, Котлера, Траута, Янга или Друкера не заменит практический управленческий опыт.
Кроме того, большинство преподавателей МВА – это типичные представители зарубежной и отечественной высшей школы, которые не имеют серьезного опыта успешной работы в бизнесе с ответственностью за доходы компании. Те знания, которые они передают студентам – исключительно книжные, теоретические, которые им самим не приходилось проверять на собственной практике.
Довольно часто приходится иметь дело с выпускниками MBA. Давно убедился в том, что все их дипломы, которыми они так гордятся, при постановке элементарной прикладной задачи превращаются в безделушку, стоит лишь поскрести ногтем всю эту внешнюю «позолоту». Наконец, знаю многих людей с неполным средним образованием, сумевшим построить успешный бизнес.
6. Придут и все отберут
Да кому вы нужны? Да, по состоянию на 2012 год в стране сложилась не очень уютная ситуация. Да, отжимают ликвидные активы. При этом действуют через карманные суды, налоговую, силовые структуры, шантаж, аресты близких, вымогательство. Но, и клептократический строй не может продолжаться долго в силу своей абсолютной неестественности.
А если не касаться политики (а этот повальный бандитизм – как раз и есть политика, к сожалению), то напрашивается вопрос. А зачем тогда надо было где-то учиться, получать все эти высшие образования, протирать не по году штаны в чужих офисах, если нет хотя бы первичного понимания, как себя обезопасить хоть на каком-то уровне?
Актив – прежде всего собственные знания, опыт, наработанная клиентская база и взаимоотношения с клиентами. Актив – это имя, торговая марка, лояльность аудитории и узнаваемость на рынке. Если, к примеру, говорить о капитализации активов (открываем магазин, строим завод), основной акцент делать на разработке юридической концепции. И не потом, когда жареный петух клюнет, а еще на стадии бизнес-плана.
Использовать компании-нерезиденты (благо, с покупкой оффшоров проблем нет), отечественные дочерние компании нерезидента. Вместо одного ООО, создавать активы на нескольких. Использовать перекрестные договора аренды, поручения, выполнения услуг, аутсорсинга, прочее.
Проще говоря, не держать все яйца в одной корзине. Да и лучше будет, если корзина будет вне украинской юрисдикции. А яйца не обычные, а например, квадратные. Да еще и зеленого цвета в крапинку. И если кто-то из «этих» положит глаз на ваш бизнес, то первые же проверяющие будут долго чесать свои бестолковки при виде подобной картины. А пока они думают, с какой стороны взять вас за эти «яйца», их еще можно перемешать, перезаключив договора, и введя в действие еще одно юридическое лицо. В общем, простора для фантазии хватает. Главное, что бы юристы по корпоративному праву нормальные попались.
7. Для начала своего бизнеса требуется бизнес-план
Конечно, требуется. Только здесь срабатывает этакая подмена терминов.
Бизнес-план, на самом деле всего лишь стопка бумажек с разными циферками, буковками и красивыми графиками. Обычно этот документ требуется для банка или инвестора. Его настоящая цель заключается не столько в том, что бы до копейки спрогнозировать доходно- расходную часть на десять лет вперед, а прежде всего, как убедить кредитора, что вы по-настоящему серьезно отнеслись ко всем деталям своего проекта.
Пример. Мне достаточно по диагонали пробежать глазами любой бизнес-план, чтобы понять, насколько предприниматель находится в теме всех ожидающих его капитальных издержек, насколько тщательное внимание он уделил штатному расписанию, сбытовой и закупочной логистике, формированию политики продаж и закупок сырья, себестоимости продукции, будущим маркетинговым издержкам, и так далее. А отсюда
первичный вывод о том, стоит ли разговаривать дальше. Составление самого бизнес-плана – это 0,01% от общего объема работ по изучению всех без исключения аспектов своего будущего бизнеса.
Кстати, если действительно речь идет о поиске инвестора для стартап-проекта, то наглядно это хорошо видно при приеме на работу, когда на собеседование предлагают принести резюме, в котором отображено и образование, и опыт работы, и занимаемые ранее должности, и ключевые компетенции. Так и при поиске инвестора надо иметь тщательно разработанный бизнес-план.
Ну, а если речь сходу о поиске инвестора не идет, то чтобы не путаться, правильней было бы назвать этот этап не бизнес-планом, а бизнес-стратегией. Собственник на старте должен разбираться во всех без исключения деталях проекта. И если кажется, что известно уже вроде все, то наверняка что-то наверняка упущено.